Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:38, реферат
Целью исследования в работе является изучение теории субъектов трудового права.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы субъектов трудового права в работах отечественных авторов, опубликованных в учебных пособиях, средствах периодической печати.
2. Исследовать порядок организации субъектов трудового права.
3. Проанализировать методологические принципы субъектов трудового права.
Введение 3
1. Понятие и виды субъектов трудового права и их правовой статус 5
2. Гражданин (работник) как субъект трудового права 9
3. Работодатель как субъект трудового права 14
4. Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24
4.
Профсоюзные и
иные органы как
субъекты трудового
права
Статья 30 Конституции РФ предусматривает: "Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно является одним из важнейших прав человека, признанных Международным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966г.), который в п. 1 ст. 22 провозглашает, что «каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Между народноправовые начала свободы деятельности профсоюзов в сфере труда заложили две Конвенции МОТ: № 87 1948 года "О свободе ассоциации и защите права на организацию" и №98 1949 года "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров". Затем МОТ приняла еще ряд конвенций и рекомендаций о свободе деятельности профсоюзов трудящихся в сфере труда.
Профсоюзы - наиболее массовая организация грудящихся, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Уже первый Кодекс законов о труде России 1918 года профсоюзы признал субъектами трудового права и закрепил их права в сфере труда. Кодекс 1922 года эти права значительно расширил, В 1930 году профсоюзам были переданы функции ликвидированного Наркомтруда СССР по руководству государственным социальным страхованием и его фондом, а также правовая и техническая инспекции с их функциями государственного надзора и контроля за трудовым законодательством и охраной труда. Ныне эти Функции российское государство обратно приняло на себя, оставив профсоюзами лишь участие в них.
Кодекс законов о труде 1971 года предусматривал права профсоюзов в отдельной гл. XV, которая в 1992 году значительно была изменена по 5 из 10 имевшихся в ней статей. Статья 230 КЗоТ, ранее перечислявшая основные права профкома организации, стала отсылочной. В ней указывалось, что права соответствующего выборного профсоюзного органа на производстве и гарантии его для дельности определяются законодательством уставом производства, коллективными договорами и соглашениями.
Трудовой кодекс РФ еще больше сократил права профсоюзов, особенно профсоюзных органов организаций. Их согласительные права заменены лишь мнением профсоюзного органа, не обязательным для работодателя. В каждом из институтом трудового права в Кодексе есть статья, предусматривающая определенное (хотя и ограниченное) участие профсоюзного органа в правоприменительных действиях администрации путем дачи согласия или изложения своего мнения на конкретные правоприменительные действия администрации. Таких статей в Кодексе около двух десятков. Кроме того, ряд законов (о коллективных договорах и соглашениях, о занятости, об основах охраны труда и др.) также предусматривают отдельные права профсоюзов и их органов.
Субъектом трудового права является не сама эта массовая организация работников, а ее органы на всех уровнях, начиная с низового- профсоюзного органа организации и заканчивая федеральным - Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсоюзным органом.
Профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Их органы регистрируются лишь как юридические лица.
Государственные
органы, организации обязаны всемерно
содействовать профсоюзам в их деятельности.
Эта обязанность возлагается на работодателя
и его администрацию. Так, по Закону о профсоюзах
они обязаны предоставлять профсоюзному
органу организации помещения, транспортные
средства, средства связи и т. д., а также
отчислять ему денежные средства на культурно-массовую
и физкультурную работу.
Профсоюзы
представляют интересы своих членов.
Но теперь (по новому Кодексу) профсоюзы
не могут участвовать в
Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профсоюзного органа в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам их деятельность в организации обеспечивается администрацией работодателя.
Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользование здания, помещения, сооружения, сады и парки для культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников данной организации, в том числе и арендованные организацией. Их содержание и ремонт производятся за счет организации.
Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профсоюзного органа организации, участвующего и создании локальных норм трудового законодательства, и в первую очередь по коллективному договору, и до высших федеральных профсоюзных органов по социально-партнерским соглашением. Таким образом, профсоюзы являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда.
Субъектами трудового права являются также Федеральная инспекция труда и специализированные государственные инспекции надзора, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Трудовой кодекс (гл. 57) закрепил их права и обязанности, отнес к ним следующие органы надзора с их территориальными учреждениями:
1) Федеральная
инспекция труда. Она
Вся деятельность органов федеральной инспекции труда и их -должностных лиц осуществляется на основе гуманных принципов: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также законности, объективности, гласности и независимости. Полномочия государственных инспекторов -- органов федеральной инспекции труда РФ прямо закреплены в Кодексе ст. 357 (их права) и в ст. 358 (их обязанности).6
Заключение.
В
заключении своего реферата мне бы
хотелось сказать о том, что круг
субъектов трудового права
Хотелось бы также отметить, что само по себе трудовое право достаточно специфично, и имеет две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны оно нацелено на правовое обеспечение производства, а с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда. На социальную роль трудового права указывает Ю.А. Тихомиров, который, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, говоря о том, что оно предназначено не только для реализации и защиты отдельных прав граждан, но и их совокупной охраны. Отсюда и такая своеобразность субъектов трудового права.
Их правовой статус как субъектов трудового права определяет тот круг прав и обязанностей, который им принадлежит во всех отраслях права. А тот круг прав и обязанностей, который характеризует положение субъектов в трудовом праве, определяет их трудовую правосубъектность.
Благодаря этим характеристикам мы смогли рассмотреть основные субъекты трудового права, с точки зрения их прав и обязанностей, и положения в системе трудового права как субъектов.
На основе рассмотренного материала можно сказать, что основными субъектами трудового права являются: работник, работодатель, трудовой коллектив, администрация, профсоюз. Это не все субъекты трудового права, и я уже отмечала это в своем реферате, но именно они чаще всего выступают субъектами правоотношений, составляющих предмет трудового права.
Список использованной литературы.
1. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч.1). - С.3
2. Комментарий
к Трудовому кодексу
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Закон
РФ от 19.04.1991 г. «О занятости
населения Российской
5. Постановление
Правительства РФ «Об
6. Постановление
Правительства РФ «О
7. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 640 с.
8. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 496 с.
9. Российское трудовое право / под ред. А.Д.Зайкина. - М., 1998
10. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1998