Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в об

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования обеспечивает также развернутый в последние годы политический курс, направленный на совершенствование федеративных отношений. В этом смысле проблема разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере отношений, регулируемых трудовым правом, выступает в роли частного (отраслевого) проявления общих тенденций федеративного реформирования.
Целью исследования была поставлена комплексная теоретическая разработка проблемы построения оптимальной модели разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ применительно к сфере трудового права.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Федерализм как принцип организации государственной власти …….…..4
2.Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений…………………………………………………..…..5
3.Сравнительно-правовое исследование модели разграничения полномочий между органами государственной власти различных уровней по регулированию сферы труда на примере США …………..………………..10
Вывод…………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по трудовому праву.docx

— 54.65 Кб (Скачать)

                                                                     

                                                Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….3

1.Федерализм как принцип организации государственной власти …….…..4

2.Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений…………………………………………………..…..5

3.Сравнительно-правовое исследование модели разграничения полномочий между органами государственной власти различных уровней по регулированию сферы труда на примере США …………..………………..10

Вывод…………………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                Введение

   

    В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Конституции Российской Федерации  Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством, где человек, его права и свободы является высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства1. Согласно ст. 18 Основного закона, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти. Надлежащая реализация данных учредительных и декларативных норм неизбежно предполагает постановку и решение вопроса об эффективности организации современной системы государственной власти, ее адекватности фактически существующей системе общественных отношений. Одним из базовых аспектов такой организации является вертикальное распределение государственной власти между федеральным и региональным уровнями управления в федеративном государстве. 
    В результате обновления российского трудового права федеральный законодатель впервые нормативно закрепил в основном источнике отрасли правила разграничения полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней. Нормы статьи 6 ТК РФ включены в институт основных начал трудового законодательства и являются исходными нормативными установлениями отрасли. Поскольку назначение данных норм состоит в том, чтобы через формализованную в статье универсальную конструкцию охватить весь потенциальный объем правового регулирования отношений предмета трудового права и установить относительно него правила разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, то и проблемы, связанные с таким разграничением, имеют для отрасли исходный, концептуальный и сквозной характер.

    Актуальность выбранной темы исследования обеспечивает также развернутый в последние годы политический курс, направленный на совершенствование федеративных отношений. В этом смысле проблема разграничения полномочий между федеральными и региональными органами в сфере отношений, регулируемых трудовым правом, выступает в роли частного (отраслевого) проявления общих тенденций федеративного реформирования. 

    Наибольший интерес к проблеме распределения предметов ведения РФ и ее субъектов и к более частной проблеме разграничения властных полномочий традиционно проявляется в науке конституционного права. Представители науки трудового права косвенно затрагивают вопросы правотворческих полномочий федеральных и региональных органов в составе проблематики своих работ. В период действия КЗоТ РФ данная тема вызывала определенный научный интерес, получивший свое выражение в специализированных исследованиях таких авторов, как Е.Ю.Забрамная, С.С.Арбузов. После вступления в силу ТК РФ соответствующая проблематика также привлекала внимание отдельных ученых, однако комплексные научные исследования по проблеме разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти не проводились.  Поскольку разграничение полномочий представляет собой

полиструктурный феномен, реализующийся как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, тема диссертационного исследования была изначально ограничена определенными рамками, очерчивающими проблемное поле, представляющее наибольший научный интерес. Исходя из этого, вертикальные границы исследования охватывают разграничение полномочий только до уровня общих компетенционных сфер федеральной и региональной подсистем органов государственной власти. Горизонтальная же плоскость исследования ограничивается автором двояко: во-первых, рассматриваются вопросы разграничения полномочий, проистекающих только из сферы совместного ведения РФ и ее субъектов, без учета возможностей делегирования региональным органам полномочий, относящихся к предметам ведения РФ; во-вторых, с позиций принципа разделения государственной власти, тема ограничена лишь сферой деятельности властных субъектов по принятию нормативных правовых актов.

    Целью исследования была поставлена комплексная теоретическая разработка проблемы построения оптимальной модели разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ применительно к сфере трудового права. В соответствии с указанной целью в диссертации поставлены и решаются следующие основные задачи:

 рассмотрение  общих вопросов концепции современного  федерализма как

теоретической первоосновы для отраслевого  исследования;

 исследование  правил о разграничении полномочий  между федеральными

и региональными  органами применительно к сфере трудового права в аспекте статики (формализованная статическая модель) и как многоплоскостного динамического феномена (комплексная динамическая модель);

 разработка  системы критериев, факторов и  принципов разграничения

полномочий;

 анализ  правил о разграничении полномочий  с позиций законодательной

техники, устранение неясностей, неточностей и противоречий понятийного

аппарата, выработка  рекомендаций по толкованию норм;

 разработка  рекомендаций по совершенствованию  законодательства,

регулирующего разграничение полномочий в сфере  трудового права.

    Объектом настоящего исследования являются общественные отношения,

складывающиеся  в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ применительно к сфере трудового права, а также в процессе такого разграничения и иные «причастные» отношения.

    Предметом  исследования является правовое регулирование указанных отношений, объективированное в нормах права, а также практика их реализации.

    Методологическую основу курсовой работы составляют,

во-первых, общенаучные  методы. В целом структура работы построена по

схеме применения метода восхождения от абстрактного к конкретному. В

процессе  исследования используются и иные общенаучные методы:  формальной логики, системный анализ, восхождения от конкретного к

абстрактному, моделирование и др. Во-вторых, методологическую основу

исследования  составляют методы частных наук (сравнительно-правовой и

технико-юридический  метод, историко-правовой, логико-правовой,  лингвистический анализ и др.). В целом в работе в качестве «методологической схемы» исследования используется системный подход как универсальный инструмент познания. Его использование обусловлено связями проблемы разграничения полномочий между органами государственной власти различных уровней с концепцией федерализма и с самим предметом отрасли трудового права, а также с ее системой.

   Информационную базу курсовой работы составляют Конституция РФ,

федеральные конституционные законы, ТК РФ, иные федеральные законы и

нормативные правовые акты федерального уровня, законы и иные нормативные

правовые  акты субъектов РФ, а также акты зарубежного законодательства. В

работе использовались решения Конституционного суда РФ, материалы

судебной  практики судов общей юрисдикции, конституционных (уставных)

судов субъектов  РФ, решения Верховного суда США.

 

 

 

 

 

          Федерализм как принцип организации государственной власти

   

    Согласно определениям, сформулированным М.С.Саликовым, федерализм

представляет  собой идеологию, принципы государственного устройства территории, гармоничную концепцию взаимодействия различных внутригосударственных уровней публичного властвования, а федерация –

государственно-правовую оболочку этой идеологии (концепции), выраженную в системе территориально-политического устройства2. В рамках поставленных цели и задач исследования рассмотрение понятия «федерализм» сужается и сводится к обсуждению его понимания в качестве принципа вертикальной организации государственной власти. Из общей теории систем заимствуется предложенное В.Н.Садовским определение понятия «система», которое представляет собой упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

    Федеративная система конструируется в качестве сложного системного объекта, обладающего всеми необходимыми, с точки зрения общей теории систем, свойствами. При исследовании оптимальных проявлений данных свойств в идеальной модели федеративной организации власти следует руководствоваться в основном положениями концепции кооперативного (партнерского) федерализма, не отвергая, однако, возможности заимствования отдельных сильных черт теории конкурентного федерализма, а также базовыми принципами субсидиарности и необходимости расширения децентрализации.

    При изложении свойства структурности для целей исследования

достаточно  выделения системных компонентов  лишь нескольких уровней. В

качестве  наиболее крупных компонентов рассматриваются федеральная и региональная подсистемы государственной власти. В качестве их составляющих традиционно выделяются системы органов государственной

власти и  законодательства. Диссертант указывает  на то, что поскольку государственная власть в федерации распределена по двум уровням, ни одна из этих подсистем не может обладать качеством самодостаточности. Федеральная подсистема государственной власти не должна подменять собой федеративную систему государства в целом. Для развития внутрисистемных процессов преобладающую роль играют связи, построенные по типу взаимодействия, то есть отношения, возникающие в результате воздействия компонентов друг на друга, которое обуславливает их взаимные изменения. Такой характер должны носить отношения по разграничению властных полномочий. Данные связи относятся к вертикальным и являются ядром системы федеративных отношений, обеспечивая жизнеспособность конкретной федеративной модели. Они должны дополняться эффективным коллизионным механизмом.

  Рассматривая свойство наличия единой цели функционирования, следует отметить, что для федеративной системы характерно наличие целей нескольких уровней. В самом общем виде предлагается обозначать единую цель как достижение наиболее высокой степени некоего «народного блага», блага для всех. Подсистемы в то же время имеют и свои частные цели производного характера. По моему мнению, для федеральной подсистемы

государственной власти основной целью будет являться обеспечение единства и целостности государства, для региональной подсистемы – оптимальный учет при осуществлении государственной власти различного рода особенностей конкретных территорий (климатических, этнических, религиозных и пр.).

    Наличие общей цели создает фактические основания для обоснования

принципа  кооперации деятельности федеральной  и региональной подсистем.

Всякое разделение власти в системе следует понимать как создание исходных основ для дальнейшего партнерства (кооперации) и солидарности между уровнями государственной власти в деле достижения единой цели. Широкое распространение должны получать горизонтальные связи кооперативного характера, выражающиеся в координации деятельности, согласовании позиций и постоянной взаимной поддержке органов государственной власти различных подсистем, а также в их солидарной ответственности.

  Описывая свойство целостности, необходимо обратить внимание на то, что федеративная система должна содержать в себе особый механизм, который обеспечивает подчинение процессов функционирования ее элементов и компонентов единой цели. Каждая составляющая системы обладает относительной степенью самостоятельности и выполняет определенную функцию, которая обуславливает существование как этого элемента и его свойств, так и всей федеративной системы и ее свойств. Поэтому система является организованным единством структуры, функций и свойств.  

    Иерархичность федеративной системы вытекает из природы сложноустроенного государства. Компоненты федеральной подсистемы

государственной власти должны играть в федеративной системе в целом

доминирующую  роль, поскольку это служит целям сохранения, прежде всего, целостности всей системы. При этом региональная подсистема не находится в прямой подчиненности федеральных властей, однако федеральная подсистема государственной власти должна быть наделена определенными функциями управления в отношении региональной в той степени, в которой это необходимо для повышения уровня эффективности функционирования системы. Это предполагает наличие между компонентами системы функциональных связей управления вертикального типа. Определенная зависимость региональной власти от центра является результатом сложной функциональной дифференциации и установления механизма вертикальных сдержек и противовесов, призванного обеспечить некий баланс между уровнями государственной власти и их органами, который, на мой взгляд, не предполагает равновесия, а означает лишь стремление к разумной степени сбалансированности. Субъектам же федерации должны предоставляться адекватные их правовой природе функции контроля за верховной властью, гарантии самостоятельности и защиты их интересов.

Информация о работе Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в об