Принципы трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Правовые принципы представляют собой выраженные в праве исходные начала, основные положения, определяющие единство права, существенные черты его содержания и общую направленностью развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных отраслей или институтов.

Файлы: 1 файл

принципы трудового права.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие  идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных  государством, и которые, обладая  всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;

    системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи  с другими нормами в рамках определенной системы права);

    целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в  динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью;

    стабильностью, ибо принципы права действуют  в течение определенного длительного  периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.

    Долгое  время в учебной литературе по советскому трудовому праву принципы этой отрасли трактовались упрощенно. Их связывали главным образом  с содержанием статьи 2 КЗоТ, определяющей основные права и обязанности  работника. Такое упрощение иногда встречается и в современных учебниках'.

    Между тем принципы не могут сводиться  к правам и обязанностям лишь одного субъекта трудового права — работника. Их проявление гораздо шире, поскольку  они охватывают регулирующим воздействием всех субъектов трудового права, включая работников, работодателей, трудовые коллективы и их представительные органы. Важно далее подчеркнуть, что принципы призваны не столько провозглашать права и обязанности субъектов, сколько обеспечивать их реальное осуществление.

    Учитывая  наличие пробелов в текстуальном законодательном закреплении основных принципов трудового права России, проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ” предусматривает  введение новой статьи 1 КЗоТ, устанавливающей основные начала (принципы) регулирования трудовых отношений. К их числу относятся: свобода труда; обеспечение права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых отношений; обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права на отдых;

    установление  государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечение надзора  и контроля за их соблюдением; обеспечение  права на содействие занятости и  защиту от безработицы; обеспечение права на возмещение вреда (ущерба), причиненного работнику; содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров; признание права на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

    признание права на объединения, включая право  создаватьпрофессиональные союзы  и иные представительные органы работников для защиты своих интересов; участие  объединений работников и работодателей  в регулировании трудовых отношений.

    Безусловно, такое дополнение КЗоТ РФ статьей  об основных принципах трудового  права России усиливает его идеологическую, регулятивную и охранительную направленность, которая особенно необходима в условиях перехода страны к рыночной экономике.

    Указанная дополнительная статья КЗоТ важна далее  тем, что она дает возможность  не только легально определиться с  текстуальной формулировкой принципов  трудового права, но и классифицировать их по основным перспективным направлениям правового регулирования труда в России. Изложению этих направлений посвящаются последующие параграфы данной главы учебника.

Принципы, выражающие политику в области правового  регулирования рынка  труда и эффективной  занятости

    Свобода труда. Одна из актуальных социальных проблем — проблема свободы труда занимает видное место в общественной жизни и мировоззрении многих поколений людей. Ее разрешение связано с обеспечением полной эффективной занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом, свободой от безработицы, от чрезмерной эксплуатации чужого (наемного) труда. Опыт социального развития показывает, что эксплуатация наемного труда и безработица все еще являются неизбежными и постоянными спутниками общественного производства. Однако следует полагать, что социально-эффективный способ производства и подлинно демократическое государство в состоянии на деле гарантировать полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, решить проблему безработицы и тем самым претворить в жизнь принцип свободы труда.

    Принцип свободы труда означает прежде всего  возможность свободно распоряжаться  каждым трудоспособным гражданином  своей способностью к труду (рабочей  силой), выбирать род деятельности и  профессию. Таким образом этот принцип  отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспособных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей, членов кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции РФ этот принцип выражен и в других нормативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В современных условиях перехода к рыночной экономике свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые категории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие правовые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.

    Диалектическая  взаимосвязь принципа свободы труда  и права граждан на труд наглядно выражена в статье 401 К36Т РФ, которая гласит, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости; предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений; бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; правовую защиту от необоснованных увольнений.

    Специфической социально-правовой чертой принципа свободы  труда является то, что он выражает определенные отношения между гражданином  и государством по поводу труда, при  которых обеспечение работой  выступает как объект права и  обязанности1. При этом обязанности государства по обеспечению занятости не противоречат, а дополняют принцип свободы труда необходимыми гарантийными свойствами. Далее необходимо иметь в виду, что социальная направленность принципа свободы труда сводится к освобождению людей не от труда, а от чрезмерной эксплуатации их труда. В этом состоит одна из сторон целенаправленности принципа свободы труда. Другая ее сторона — постепенное превращение труда на свое благо и благо общества в первейшую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Подлинная социальная справедливость возможна лишь там, где все трудоспособные граждане имеют одинаковый доступ к общественно полезному труду на общественных и частных средствах производства, на земле, на государственных, кооперативных, акционерных и частных фабриках и заводах.

    Таким образом, принцип свободы труда  предполагает обеспечение эффективной  занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют гражданам  право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудоустройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекательность и стимулы труда для граждан.

    Принцип свободы трудового договора (контракта). Этот принцип выражает сущность большого количества норм, регулирующих прием граждан на работу, их переводы и увольнения (см.главу Ш КЗоТ РФ). Его содержание состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором (контрактом). Именно он является основанием возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободного заключения трудового договора гражданин Российской Федерации, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать свое право на труд. Изменение трудовых правоотношений (в частности, перевод на другую работу) возможно, как правило, только на основании договора работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по инициативе каждой стороны трудового договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).

    Современное содержание принципа свободы трудового  договора характеризуется деловым  сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры в отличие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, способствуют развитию предприимчивости и воспитанию чувства хозяина производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управленческие отношения в сфере труда. /

Принципы, определяющие установление условий труда

    Единство  и дифференциация условий труда. Трудовому законодательству России не свойственны дискриминация и  привилегии в области труда тем или иным социальным группам граждан. КЗоТ РФ (ст.1) провозглашает высокий уровень условий труда для всех работников. Поэтому содержание единства условий труда как правового принципа означает, что основные нормы, устанавливающие высокий уровень условий труда, обязательны для всех организаций, применяющих труд граждан на основе трудового договора; они распространяются на всех работников независимо от сферы приложения труда, характера выполняемых трудовых функций и системы оплаты труда. В частности, указанные правовые нормы распространяются не только на рабочих и служащих государственных предприятий, учреждений, организаций, но и на штатных работников общественных организаций (профсоюзных, партийных и др.), членов кооперативных организаций, на лиц, работающих в колхозах и иных кооперативных организациях по трудовому договору (контракту), вольнонаемный состав Армии и флота, вспомогательный технический персонал церковных учреждений (уборщиц, сторожей и т.п.), а также на лиц, работающих на частных предприятиях, в личном домашнем хозяйстве отдельных граждан (нянь, шоферов и др.).

    Принцип единства и дифференциации условий  труда базируется не только на общих (единых) для всех работающих нормах, но и учитывает существование  объективной, основанной на общественном разделении труда, специфики отраслей производства, профессиональных, половых, возрастных особенностей работников, территориальном расположении предприятий и иных особенностях, диктующих дифференцированный подход к правовому регулированию условий труда. Эти различия неизбежно приводят к отступлению от единых правил, регулирующих применение труда, к изданию специальных норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям труда. В КЗоТ РФ такие особенности регулирования отдельных категорий работников предусматривает, в частности, глава XVIII (ст.ст. 250-255).

    Дифференциация  условий труда в нормах российского  трудового права проявляется  главным образом по трем направлениям в зависимости от:

    характера и особенностей производства (отраслевая дифференциация);

    половозрастных, квалификационных и иных особенностей работников (субъектная дифференциация);

    месторасположения организаций, где применяется совместный труд (территориальная дифференциация).

    Активное  участие трудящихся и профсоюзов в установлении условий труда. Указанный принцип находит выражение в наделении работников правом участвовать в управлении организациями через общие собрания (конференции) трудового коллектива, советы трудового коллектива, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом, вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания (ст.227 КЗоТ РФ).

    Наиболее  ярким примером непосредственного  участия работников в установлении условий труда и управлении организацией является обсуждение и одобрение на общих собраниях трудового коллективапроектов коллективного договора. Опосредованное участие трудящихся в управлении производством и установлении условий труда осуществляется через профсоюзные органы, а также другие представительные органы.

    В соответствии с законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г. (ст. 12) единый проект коллективного  договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект обсуждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа. При недостижении согласия в едином представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект колдоговора и поручает профсоюзу (или иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект) на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Информация о работе Принципы трудового права