Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:01, контрольная работа
Под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда
1. Принципы трудового права
Под принципами трудового
права следует понимать закрепленные
в действующем законодательстве
основополагающие руководящие начала
(идеи), выражающие сущность норм трудового
права и главные направления
политики государства в области
правового регулирования
Современные принципы трудового
права, с одной стороны, отражают
сложившуюся систему
Современные принципы трудового права России можно подразделить на четыре основные группы[2].
1) выражающие политику
государства в области
2) содержащие руководящие начала в области установления условий труда работников;
3) определяющие правовое
регулирование применения
4) отражающие главные
направления правовой политики
в области охраны здоровья
и защиты трудовых прав
Основные принципы трудового
права нашли свое закрепление
в Конституции РФ и в важнейших
законодательных актах этой отрасли
права. Так, в ст. 37 Конституции РФ
закреплен принцип свободы
Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права России характеризуются следующими чертами[3]:
· экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства, основанной на познании и применении объективных экономических законов;
· общностью содержания (так как принципы всегда выражают сущность не одной, а многих групп норм права);
· цельной предметной определенностью, ибо они выражают сущность такой системы норм, которая в качестве предмета регулирования имеет тот или иной вид общественных отношений;
· государственной нормативностью, поскольку принципы права представляют собой руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством, и которые, обладая всеобщностью и обязательностью, имеют регулятивное значение;
· системностью (в связи с тем, что они выражают сущность норм права в их взаимосвязи с другими нормами в рамках определенной системы права);
· целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права не в статике, а в динамике, в направлении решения задач, поставленных перед нашим народом самой жизнью;
· стабильностью, ибо принципы права действуют в течение определенного длительного периода времени, отражающего качественное состояние системы права, и по своей природе не столь изменчивы, как нормы права.
Долгое время в учебной
литературе по советскому трудовому
праву принципы этой отрасли трактовались
упрощенно. Их связывали главным
образом с содержанием ст. 2 КЗоТ
РСФСР, определяющей основные права
и обязанности работника. Между
тем, принципы не могут сводиться
к правам и обязанностям лишь одного
субъекта трудового права – работника.
Их проявление гораздо шире, поскольку
они охватывают регулирующим воздействием
всех субъектов трудового права,
включая работников, работодателей,
трудовые коллективы и их представительные
органы. Важно далее подчеркнуть,
что принципы призваны не столько
провозглашать права и
· свобода труда;
· запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений;
· обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безработицы;
· обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда и др.
Проанализируем их.
Принцип свободы труда
означает, прежде всего, возможность
свободно распоряжаться каждым трудоспособным
гражданином своей способностью
к труду (рабочей силой), выбирать
род деятельности. Таким образом,
этот принцип отражает сущностные свойства
правовых норм, регулирующих привлечение
трудоспособных граждан к труду
в качестве наемных работников (рабочих
и служащих), предпринимателей, членов
кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции
РФ, этот принцип выражен и в
других нормативных актах трудового
законодательства, закрепляющего право
граждан на труд и обеспечивающего
их занятость, ибо свобода труда
немыслима без обеспечения
· свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда;
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;
· предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;
· бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или, по ее направлению, в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
· компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
· возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
· правовую защиту от необоснованных увольнений.
Принцип запрещения принудительного
труда и дискриминации в сфере
труда основан на соответствующем
международно-правовом принципе, закрепленном
в ряде конвенций МОТ (Конвенция
№ 29 «О принудительном или обязательном
труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об
упразднении принудительного
· в целях поддержания трудовой дисциплины;
· в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
· в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
· в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
· в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;
· в качестве воздействия, вызванного неприязненными личными взаимоотношениями.
К принудительному труду ст. 4 ТК РФ относит:
· нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере;
· требование работодателем исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты, либо работа угрожает жизни или здоровью работника
Граждане, считающие, что
они подверглись дискриминации
в сфере труда, вправе обратиться
в органы федеральной инспекции
труда и (или) в суд с заявлением
о восстановлении нарушенных прав,
возмещении материального вреда
и компенсации морального вреда
(ст. 3 ТК). Принцип защиты от безработицы
и содействия в трудоустройстве
сформировался в условиях перехода
к рыночной экономике и появления
такого негативного явления, как
безработица. Он аккумулирует в себе
довольно значительную группу правовых
норм, направленных на обеспечение
максимальной трудовой занятости граждан
РФ. Статья 2 ТК РФ в качестве принципа
трудового законодательства предусматривает
обеспечение права каждого
Принцип единства и дифференциации
условий труда базируется не только
на общих (единых) для всех работающих
нормах, но и учитывает существование
объективной, основанной на общественном
разделении труда специфики отраслей
производства, профессиональных, половых,
возрастных особенностей работников,
территориальном расположении предприятий
и иных особенностях, диктующих дифференцированный
подход к правовому регулированию
условий труда. Эти различия неизбежно
приводят к отступлению от единых
правил, регулирующих применение труда,
к изданию специальных норм, приспосабливающих
общие правовые установления к специфическим
условиям труда. В ТК РФ такие особенности
регулирования отдельных
Дифференциация условий
труда в нормах российского трудового
права проявляется главным
· характера и особенностей производства (отраслевая дифференциация);
· половозрастных, квалификационных и иных особенностей работников (субъектная дифференциация);
· месторасположения организаций, где применяется совместный труд (территориальная дифференциация).
Задача 1
В связи с началом работы по заключению коллективного договора в акционерном объединении в профорганах двух профессиональных союзов, созданных в этом объединении, возникли вопросы, связанные с проведением коллективных переговоров, в частности, должен ли каждый профсоюзный орган в отдельности вести переговоры от имени объединяемых и представляемых им работников или необходимо создать совместную комиссию? От имени кого ведет переговоры эта комиссия?
Данный казус решается
на основании статьи 37 ТК РФ, которая
гласит, что «при наличии в организации
двух или более первичных
Таким образом, закон исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. Кроме того, подчеркивается, что в организации должен быть заключен один (единый) коллективный договор. Порядок и условия создания такого органа определяются самими профсоюзами. Единственное требование законодательства − соблюдение принципа пропорционального представительства: чем многочисленнее профсоюз, тем большее количество представителей он имеет право направить в единый представительный орган. Вместе с тем каждый профсоюз (первичная профсоюзная организация) вправе иметь своего представителя в таком органе. Следовательно, для проведения коллективных переговоров необходимо создать единый представительный орган, который и будет вести переговоры от имени всего коллектива.