Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:26, контрольная работа
На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические, которые обусловлены географическим районом и климатической зоной размещения предприятия, и социально-экономические.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Общий и специальный субъект в трудовом праве………………………….4
3. Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда. ………………………………………………………………………….5
4. Заключение…………………………………………………………………..11
5. Список литературы………………………………………………………….12
6. Задачи………………………………………………………………………...13
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Контрольная работа
по дисциплине: «Трудовое право»
З-10 ЮР 3(б)
Оренбург 2012г.
Содержание:
На работника в
Все источники трудового права можно разделить на два вида: общие и специальные. Это деление отражает начала единства и дифференциации правового регулирования труда.
Перечисленные
выше группы выделены по
Особенности
регулирования труда могут
Например,
особенности регулирования
Так
же можно перечислить ряд
Например, согласно закону "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", судьям Российской Федерации, переведенным в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме5; судье, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки и другие.
Многие ученые называют важнейшим
отраслевым принципом трудового
права принцип единства и дифференциации
правового регулирования
Российское трудовое законодательство
провозглашает высокий уровень
правовых гарантий для всех работников.
Поэтому, принцип единства означает
обязанность работодателя обеспечивать
гарантированные законом
Вторая составляющая рассматриваемого принципа - дифференциация условий труда - означает, что их установление базируется не только на общих (единых ) для всех работников нормах, но и учитывает объективную специфику труда в различных отраслях хозяйства, а также половые, возрастные и иные особенности, требующие дифференцированного подхода.6
Таким образом, единство трудового права не сводится к установлению общих норм и к применению их ко всем трудовым отношениям. Как неоднократно подчеркивалось в юридической литературе, единство не только не противоречит дифференциации правового регулирования, но и, напротив, предполагает её. Ведь особые нормы устанавливаются только при наличии общих, когда они не применимы и возникает потребность в создании особых норм. В основе дифференциации лежат обстоятельства, требующие учета при установлении особых правовых норм.
В юридической литературе предлагались различные основания классификации норм дифференциации (специальных норм). Большинство авторов её основным критерием называют направленность норм в отношении уровня правовых гарантий работнику (нормы - дополнения и нормы -приспособления его повышают по сравнению с общими нормами, а нормы -изъятия - понижают).
Ряд ученых предлагает подход к специальным нормам исходя из их
фактического содержания в части соотношения общего и специального
законов"2. По их мнению, специальная норма должна либо дополнять общую, действуя наряду с ней, либо исключать действие общей нормы. На наш взгляд, общая и специальная норма, как правило, не могут действовать одновременно, регулируя один и тот же круг отношений3.
Проблема необоснованной дифференциации, как и отсутствия необходимых специальных норм пока не нашла полного разрешения в законодательстве. Для дальнейшего обоснованного установления специальных норм и, одновременно, недопущения необоснованной дифференциации, закон должен содержать четкий перечень оснований дифференциации и закрепить её пределы.
Рассмотренные нами виды дифференциации (отраслевая; субъектная; дифференциация, связанная с внешними условиями труда) являются общепризнанными в науке трудового права, их основания следовало бы закрепить в законодательстве в виде перечня, который в ТК РФ отсутствует.
Необходимо подчеркнуть, что дифференциация не беспредельна. Её пределы должны определяться нормативными правовыми актами по объективным критериям, а не персонифицировано, как в трудовом договоре.
Рассмотрев различные основания дифференциации, можно сформулировать следующие основания отраслевой дифференциации:
Нормы, основанные на особо важном значении отрасли для общества и государства, а также нормы, отражающие особый характер отдельных видов работ составляют небольшую часть отраслевых норм. Подавляющее большинство норм, отражающих отраслевую дифференциацию, составляют те, которые установлены ввиду особых условий труда работников профилирующих профессий в отдельных отраслях хозяйства.7
Отраслевая дифференциация, на наш взгляд, должна устанавливаться, в основном, другими законами, а не ТК РФ, который, помимо указанных оснований и пределов, должен содержать минимальные стандарты, уровни правовых гарантий, чтобы иными нормативными правовыми актами они могли быть повышены. Отсутствие же в ТК РФ оснований и пределов дифференциации отражается на всём трудовом законодательстве, которое не может в этом случае обеспечить соблюдение принципа единства и дифференциации трудового права, хотя соответствующая черта метода в нем присутствует. При этом законодательство может пойти либо по пути недостаточно обоснованной унификации, либо установления необоснованных специальных норм.
Что касается установления дифференциации различными видами норм, думается, наиболее верно было бы нормы-изъятия устанавливать только
федеральными законами, а дополнительные льготы - законами субъектов РФ, соглашениями и коллективными договорами.
ТК РФ не содержит определения,
оснований и пределов дифференциации.
Ст.ст.251-252 определяют особенности регулирования
труда как нормы, частично ограничивающие
применение общих правил по тем же
вопросам либо предусматривающие для
отдельных категорий работников
дополнительные правила и указывают
некоторые категории
При отсутствии данной нормы,
трудно обосновать критерии выбора отраслей
хозяйства, упомянутых в разделе XII
ТК РФ "Особенности регулирования
труда отдельных категорий
Не оспаривая значимость
труда, например, работников религиозных
организаций, дипломатических представителей
и других категорий работников, следует
сказать о наличии и иных, не
менее специфичных и, очевидно, более
важных для государства отраслей.
Но если законодатель идет по такому принципу,
следует указывать все отрасли,
что, естественно, является невозможным.
В этом случае ТК РФ представлял
бы собой энциклопедию в нескольких
томах. Уместнее было бы в нем закрепить
основания и пределы
4. Заключение
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем дополнить ст.2 ТК РФ принципом единства и дифференциации в регулировании условий труда, а в ст.251, исключив имеющийся текст, установить основания, формы и пределы
дифференциации. Возможна её
следующая формулировка: особенности
регулирования труда отдельных
категорий работников устанавливаются
в связи с особым характером и
особыми условиями труда, особенностями
производства, местом расположения организации,
а также половозрастными и
иными особенностями
Информация о работе Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда