Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:26, контрольная работа

Краткое описание

На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические, которые обусловлены географическим районом и климатической зоной размещения предприятия, и социально-экономические.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Общий и специальный субъект в трудовом праве………………………….4
3. Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда. ………………………………………………………………………….5
4. Заключение…………………………………………………………………..11
5. Список литературы………………………………………………………….12
6. Задачи………………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда.docx

— 37.10 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет 

Кафедра  гражданского права и процесса

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Трудовое право»

 

 

 

                                                                                       Руководитель работы

Доцент, кандидат педагогических наук                                                                        _____________  Рузаева Е.М.

                                                                   «___»_____________     2012г.

                                    Исполнитель

                                                            студент заочной формы обучения группы

 З-10 ЮР 3(б)

                                                                          ________________ Гаврюшин А. В.  

                                                                «___»______________ 2012г.                                        

 

 

Оренбург 2012г.

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………….3
  2. Общий и специальный субъект в трудовом праве………………………….4
  3. Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда. ………………………………………………………………………….5
  4. Заключение…………………………………………………………………..11
  5. Список литературы………………………………………………………….12
  6. Задачи………………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

На работника в производственной среде воздействует большое количество внешних факторов, которые по своему происхождению могут быть разделены  на две группы. Первая включает в  себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них географо-климатические, которые обусловлены географическим районом и климатической зоной  размещения предприятия, и социально-экономические. Последние зависят от социально-экономического строя общества и определяют положение  трудящегося в обществе в целом. Они находят свое выражение в  трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий, отсюда и следует выделить следующие  понятия как общий и особенный  субъект трудовых правоотношений, так  и единство и дифференциацию правового  регулирования условий труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общий и специальный  субъект в трудовом праве.

       Все источники трудового права можно  разделить на два вида: общие и  специальные. Это деление отражает начала единства и дифференциации правового регулирования труда.

       Перечисленные  выше группы выделены по следующим  основаниям: полу; возрасту; должности;  виду трудового договора; виду  работодателя; категории работников; расположению территории; отраслевому  признаку, и регулируются Трудовым  Кодексом Российской Федерации.  Эти нормы распространяются на  всех граждан - на так называемый  общий субъект трудового права.  Но, наряду с нормами распространяющимися на всех граждан существуют нормы, которые распространяются лишь на отдельные категории работников (особенности труда которых не отражены в ТК РФ) и регулируются специальным законодательством, например отражающим определенные льготы этих лиц, их права, обязанности, особенности трудовых правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда.

       Особенности  регулирования труда могут быть  определены только ТК РФ или  иным федеральным законом, то  есть их нельзя устанавливать  в подзаконных актах.

       Например, особенности регулирования труда  частных охранников устанавливаются  ФЗ "О частной детективной и  охранной деятельности в Российской Федерации", согласно которому «граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий».1 Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.2

       Так  же можно перечислить ряд Федеральных  Законов, регулирующих трудовую  деятельность отдельных категорий  работников: "О федеральной службе безопасности"; "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"3; "О мировых судьях в Российской Федерации"; "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"; "Об основах муниципальной службы". Данный перечень не является исчерпывающим, могут устанавливаться и иные случаи (другими ФЗ, НПА).4

       Например, согласно закону "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", судьям Российской Федерации, переведенным в другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме5; судье, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки и другие.

Многие ученые называют важнейшим  отраслевым принципом трудового  права принцип единства и дифференциации правового регулирования условий  труда. Эта точка зрения представляется обоснованной. Данный принцип можно  определить как сочетание общих (единых для всех работников) и специальных  норм, регулирующих условия труда  с учетом существования объективной  отраслевой, половозрастной и иной специфики труда работников и  его условий.

Российское трудовое законодательство провозглашает высокий уровень  правовых гарантий для всех работников. Поэтому, принцип единства означает обязанность работодателя обеспечивать гарантированные законом условия  труда работнику независимо от характера  выполняемой работы, системы оплаты труда, формы собственности предприятия  и других факторов.

Вторая составляющая рассматриваемого принципа - дифференциация условий  труда - означает, что их установление базируется не только на общих (единых ) для всех работников нормах, но и учитывает объективную специфику труда в различных отраслях хозяйства, а также половые, возрастные и иные особенности, требующие дифференцированного подхода.6

Таким образом, единство трудового  права не сводится к установлению общих норм и к применению их ко всем трудовым отношениям. Как неоднократно подчеркивалось в юридической литературе, единство не только не противоречит дифференциации правового регулирования, но и, напротив, предполагает её. Ведь особые нормы устанавливаются только при наличии общих, когда они не применимы и возникает потребность в создании особых норм. В основе дифференциации лежат обстоятельства, требующие учета при установлении особых правовых норм.

В юридической литературе предлагались различные основания  классификации норм дифференциации (специальных норм). Большинство  авторов её основным критерием называют направленность норм в отношении  уровня правовых гарантий работнику (нормы - дополнения и нормы -приспособления его повышают по сравнению с общими нормами, а нормы -изъятия - понижают).

Ряд ученых предлагает подход к специальным нормам исходя из их

фактического содержания в части соотношения общего и  специального

законов"2. По их мнению, специальная  норма должна либо дополнять общую, действуя наряду с ней, либо исключать действие общей нормы. На наш взгляд, общая и специальная норма, как правило, не могут действовать одновременно, регулируя один и тот же круг отношений3.

Проблема необоснованной дифференциации, как и отсутствия необходимых специальных норм пока не нашла полного разрешения в  законодательстве. Для дальнейшего  обоснованного установления специальных  норм и, одновременно, недопущения необоснованной дифференциации, закон должен содержать  четкий перечень оснований дифференциации и закрепить её пределы.

Рассмотренные нами виды дифференциации (отраслевая; субъектная; дифференциация, связанная с внешними условиями  труда) являются общепризнанными в  науке трудового права, их основания  следовало бы закрепить в законодательстве в виде перечня, который в ТК РФ отсутствует.

Необходимо подчеркнуть, что дифференциация не беспредельна. Её пределы должны определяться нормативными правовыми актами по объективным  критериям, а не персонифицировано, как в трудовом договоре.

Рассмотрев различные  основания дифференциации, можно  сформулировать следующие основания  отраслевой дифференциации:

  • особенности характера (содержания) отдельных видов работ в отрасли;
  • условия труда в отрасли на профилирующих видах работ;
  • значение отрасли для экономики государства в целом.

Нормы, основанные на особо  важном значении отрасли для общества и государства, а также нормы, отражающие особый характер отдельных  видов работ составляют небольшую  часть отраслевых норм. Подавляющее  большинство норм, отражающих отраслевую дифференциацию, составляют те, которые  установлены ввиду особых условий  труда работников профилирующих  профессий в отдельных отраслях хозяйства.7

Отраслевая дифференциация, на наш взгляд, должна устанавливаться, в основном, другими законами, а  не ТК РФ, который, помимо указанных  оснований и пределов, должен содержать  минимальные стандарты, уровни правовых гарантий, чтобы иными нормативными правовыми актами они могли быть повышены. Отсутствие же в ТК РФ оснований  и пределов дифференциации отражается на всём трудовом законодательстве, которое  не может в этом случае обеспечить соблюдение принципа единства и дифференциации трудового права, хотя соответствующая  черта метода в нем присутствует. При этом законодательство может  пойти либо по пути недостаточно обоснованной унификации, либо установления необоснованных специальных норм.

Что касается установления дифференциации различными видами норм, думается, наиболее верно было бы нормы-изъятия  устанавливать только

федеральными законами, а  дополнительные льготы - законами субъектов  РФ, соглашениями и коллективными  договорами.

ТК РФ не содержит определения, оснований и пределов дифференциации. Ст.ст.251-252 определяют особенности регулирования  труда как нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для  отдельных категорий работников дополнительные правила и указывают  некоторые категории работников, для которых предусмотрены особенности  в регулировании труда.8 В данном случае законодатель, вероятно, пытался определить критерии дифференциации. Однако, на наш взгляд, это сделано не совсем удачно, так как речь идет лишь о нормах-изъятиях и нормах-дополнениях. На наш взгляд, ТК РФ, в первую очередь, должен закрепить основания, формы и пределы дифференциации.

При отсутствии данной нормы, трудно обосновать критерии выбора отраслей хозяйства, упомянутых в разделе XII ТК РФ "Особенности регулирования  труда отдельных категорий работников". Вызывает сомнение необходимость отдельного включения в него конкретных отраслей хозяйства, явно выбранных произвольно. Кроме того, труд работников различных  отраслей урегулирован ТК РФ в разном объеме.

Не оспаривая значимость труда, например, работников религиозных  организаций, дипломатических представителей и других категорий работников, следует  сказать о наличии и иных, не менее специфичных и, очевидно, более  важных для государства отраслей. Но если законодатель идет по такому принципу, следует указывать все отрасли, что, естественно, является невозможным. В этом случае ТК РФ представлял  бы собой энциклопедию в нескольких томах. Уместнее было бы в нем закрепить  основания и пределы дифференциации, порядок принятия специальных норм и установить четкую процедуру участия профсоюзов в принятии этих норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем дополнить ст.2 ТК РФ принципом  единства и дифференциации в регулировании  условий труда, а в ст.251, исключив имеющийся текст, установить основания, формы и пределы

дифференциации. Возможна её следующая формулировка: особенности  регулирования труда отдельных  категорий работников устанавливаются  в связи с особым характером и  особыми условиями труда, особенностями  производства, местом расположения организации, а также половозрастными и  иными особенностями работников. Специальные нормы могут приниматься  в форме дополнения, изъятия, приспособления с учетом указанных факторов. Специальные  нормы устанавливаются законом  или в установленном федеральным  законом порядке.

Информация о работе Принцип единства и дифференциации правового регулирования условий труда