Предмет, метод, принципы и система отрасли трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Предмет, метод, принципы и система отрасли трудового права………………4
Субъекты трудового права……………………………………………………….9
Источники трудового права. Действие источников трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц…………………………………………11
Трудовые правоотношения в сфере наемного труда………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 44.75 Кб (Скачать)

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, центральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения). Далее следуют шесть институтов, регулирующих важнейшие аспекты трудовых отношений: рабочее время и время отдыха, оплату труда, гарантийные и компенсационные выплаты, трудовую дисциплину и охрану труда. За ними – институты, регулирующие производные от трудового, непосредственно с ним связанные отношения: материальной ответственности сторон трудовых отношений за вред, причиненный друг другу, подготовки кадров и повышения квалификации на производстве, институт порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Структура Трудового кодекса РФ в основном строится по системе отрасли  трудового права, но есть некоторые  отличия. Так, в Кодексе имеется  специальный раздел XII об особенностях правового регулирования труда  некоторых работников. Но он не является самостоятельным институтом отрасли, так как отражает ее дифференциацию специальными нормами, которые в  отрыве от общих норм не могут являться самостоятельными институтами (хотя в  науке есть и иные мнения).

Систематизация трудового законодательства для создания ныне Свода законов  о труде Российской Федерации  предполагает отбор в него важнейших  актов и при этом – отмену устаревших норм.

Как предмет трудового права, так  и система данной отрасли не являются раз и навсегда данными. Они изменяются с развитием общества, трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты  трудового права.

 

 

 Участники трудовых правоотношений, регулируемых трудовым законодательством, обладающие трудовыми правами и  обязанностями и имеющие возможность  реализовать являются субъектами трудового  права. Субъектом трудового права  в лице работника является тот, с  кем заключается трудовой договор, т.е. лицо принятое по найму. В ст. 173 КЗоТ устанавливается трудовая дееспособность с 15 лет. В статье 2 КЗоТ устанавливает  основные права и обязанности  работника. В соответствии с КЦ РФ каждый имеет право на труд который  он свободно выбирает или на который  он свободно соглашается, право распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а  также право на защиту от безработицы. Каждый работник имеет право:

1) На условия труда отвечающие  правилам гигиены и безопасность.

2) На возмещения за равный  труд без какой бы то ни  было расовой дискриминации и  не ниже установленного законом  минимального размера.

4) На отдых, обеспечиваемый установлением  предельной продолжительности рабочего  времени, сокращённым рабочим  днём для ряда профессий и  работ, предоставлением еженедельных выходных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков.

5) На объединение в профсоюзы.  

6) На соц. обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности  и в других установленных законом  случаях.

7) На судебную защиту своих  трудовых прав.

Работник обязан:

1) Добросовестно выполнять трудовые  обязанности.

2) Соблюдать трудовую дисциплину.

3) Бережно относиться к имуществу  предприятия, учреждения, организации.

4) Выполнять установленные нормы труда.

Правосубъектность иностранцев и  лиц без гражданства приравнивается к трудовой правосубъектности граждан  РФ при условии, что их требования на территории России законны, т.е. лицо находится на территории РФ с соблюдением условий визового режима въезда и пребывания в РФ, если соблюдён режим регистрации в субъекте федерации. Указом президента РФ от 16.12 1993 утверждено положение об использовании в РФ иностранной рабочей силы. Работодатель должен получить разрешение на использование ин. рабочей силы. Кроме того федеральная миграционная служба России выдаёт иностранному гражданину подтверждение на право труд. деятельности. Трудовая правоспособность может быть ограничена, судом может быть применено ограничение в занятии должностей и занятия определённой деятельностью. Кроме того, не являются членами правоотношений члены колхозов и иных кооперативных организаций. Их трудовая деятельность регулируется их уставами, а также законодательством относящимся к колхозам и иным кооперационными организациям. Также не являются членами правоотношений психически больные люди находящиеся под опёкой. Работодатель - ими признаются предприятия, учреждения, организации любой формы ответственности. (государственные, муниципальные, коллективные и частно - предпринимательские) обладающие правовой правосубъектностью. Российский закон о профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности от 12.01.1996г. в ст. 3 говорит, что работодатель это лицо представляющее работу в рамках трудовых правоотношений. КЗоТ в ст. 15 рассматривает в качестве субъекта трудового договора предприятие, учреждение, организацию. Предприятие - это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учреждение - государственная или муниципальная собственность. Состоят на государственном или муниципальном бюджете, финансируется из него и их имущество находится в оперативном управлении учреждением, для того, чтобы предприятие или учреждение стало объектом трудового права необходимо:

1) Зарегистрировать предприятие  или учреждение в соответствии с законом.

2) Иметь фонд оплаты.

3) Определить численность рабочих  и штаты служащих. 

Работодатель  может и не быть юр. лицом. Предприятие, независимо от фирмы собственности должно обеспечить своим работникам минимальное количество гарантированных законом условий, касающихся оплаты труда, условий труда, меры соц. защиты, нести ответственность за ущерб здоровью сотрудника. Если работодатель является собственником имущества, то он может сам управлять предприятием, а может делать это через уполномоченные им органы - администрацию или руководителей. Руководитель предприятия принимается, назначается или избирается собственником через уполномоченные органы управления предприятием. Администрация предприятия - это руководитель, управляющий, должностные лица; технический персонал (машинисты, секретари) не входит в понятие администрация. Ст. 129 КЗоТ РФ установила основные обязанности администрации (правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производительную дисциплину). (Трудовое право: Учебник /Под ред. О.В.Смирнова -М.: "ПРОСПЕКТ" -1999. –384с.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники трудового права. Действие источников трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям:

а) по характеру принятия:

принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);

принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и  др.);

принимаемые органами международно-правового  регулирования труда (пакты о  правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

б) по сфере действия:

действующие в пределах всей РФ;

действующие в пределах отдельных  субъектов РФ;

действующие в пределах отдельных  регионов;

действующие в пределах организаций.

в) по юридической силе:

Конституция РФ;

акты международного правового  регулирования труда;

законы;

подзаконные акты;

акты судебных органов;

соглашения о труде;

локальные акты.

Классификация источников трудового  права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный  вариант классификации источников трудового права в целом соответствует  классификации закрепленной в ст.5 ТК с учетом того, что Конституция  РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы  международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными. Статья 11 Трудового кодекса указывает, что Кодекс и иные нормативные правовые акты о труде распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, причем независимо от организационно-правовой формы организации и форм собственности. Кодекс и иные нормативные правовые акты о труде обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц), при этом не принимаются во внимание такие факторы, как численность организации, вид юридического лица, форма собственности).

Для нормативных актов, являющихся источниками  трудового права, важное практическое значение имеет установление времени  начала и окончания их действия, т.е. их временных границ. По общему правилу закон или иной нормативный  правовой акт о труде вступает в силу со дня, указанного в самом  акте или акте о его введении в  действие. Так, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, акты палат  Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней со дня  их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней со дня их первого официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. 
Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, т.к. с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 ТК  РФ). 
Для сохранения действия и применения их на территории Российской Федерации существуют определенные условия: если они не противоречат новому трудовому законодательству РФ и (или) если они восполняют пробелы, имеющиеся в трудовом законодательстве. Федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты имеют "свое" правовое пространство. Правовое пространство тесно связано с понятием "территория". Федеральные законы и иные нормативные правовые акты распространяются на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на территории этих субъектов РФ. В случае противоречия закона субъекта Федерации федеральному закону действует закон Российской Федерации. Акты органов местного самоуправления действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах этой организации. 
Правовые нормы в сфере труда делятся на две группы: 1) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; 2) специальные нормы, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин; несовершеннолетних; работников бюджетной сферы; лиц, занятых на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и др.). 
Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, т.е. лиц, заключивших трудовой договор. В отдельных случаях нормы Трудового кодекса РФ применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях (например, ст. 64, 381 ТК РФ). 
Действие российских нормативных правовых актов о труде распространяется на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые предусмотрены ст. 21, 22 ТК РФ для всех работников и работодателей. 
Часть 6 ст. 11 Трудового кодекса РФ указывает категории лиц, на которых не распространяется действие Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей. К их числу относятся: 
военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы; 
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); 
лица, работающие по договорам гражданско-правового характера; 
другие лица, если это установлено федеральным законом. 
Трудовое законодательство не распространяется на сотрудников ФСБ. К отношениям, связанным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О  государственной гражданской службе Российской Федерации". Регулирование труда заключенных осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ), в котором конкретизируются конституционные нормы с учетом их особого правового положения (Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России. –М.: Юрист, 1995. –448с.)

 

 

 

 

 

Трудовые  правоотношения в сфере наемного труда.

 

     Трудовое право как отрасль  права имеет свою специфическую  сферу регулирования – сферу  общественного труда. Будучи источником  общественного богатства, труд  определяет прогресс общества. Вот  почему среди отраслей современного  права трудовое право занимает  одно из ведущих мест. Оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы (ядро) предмета трудового права.

       В зависимости от экономического  положения участников совместного  труда (т.е. от их отношения  к средствам производства), следует  различать две его основные  разновидности: самостоятельный труд (труд собственников) и наемный труд (труд не собственников). Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работников и необходимость существования рынка труда (рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. Наряду с указанными основными разновидностями совместного труда существует и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и не собственников.

        Становление и дальнейшее развитие  рыночных форм организации труда  в  странах но постсоветском  пространстве обусловлено широкой  приватизацией организаций, находившихся  в собственности государства,  утверждением частной собственности  и связанным с нею преодолением  отчуждения трудящегося от результатов  труда. Все это требует новых  подходов к правовому регулированию  общественных отношений в сфере  организации и применения труда.  При этом важно подчеркнуть,  что трудовое право призвано  регулировать не технологию  процесса  труда, а социальные связи по  его организации и применению, ибо предметом трудового права  является не труд, а лишь общественная  форма труда, его социальное  устройство, или иначе: отношения  между людьми по участию их  в общественном труде.

       Среди общественных отношений,  составляющих в своей совокупности  предмет трудового права, главное  место занимают трудовые отношения,  которые складываются как в  самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда. Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е. деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду(рабочей силы). Вследствие этого главным предметом трудового права являются общественные отношения по поводу применения и организации живого труда или работы.

Информация о работе Предмет, метод, принципы и система отрасли трудового права