Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 00:57, контрольная работа
Институт муниципальной службы является сравнительно новым в правовой науке и российской действительности. В отечественной юридической литературе с начала 30-х и до конца 80-х годов категория «муниципальная служба» практически не употреблялась. Ни одна советская конституция не содержала норм, в которых бы раскрывались понятия «муниципальная служба» и «местное самоуправление». Теоретическое рассмотрение основ местного самоуправления и муниципальной службы начинается только с 90-х годов и связано с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года, в котором и было утверждено понятие местного самоуправления. Свое конституционное закрепление термин нашел лишь в 1993 году в связи с принятием Конституции РФ.
Содержание:
Институт муниципальной службы является сравнительно новым в правовой науке и российской действительности. В отечественной юридической литературе с начала 30-х и до конца 80-х годов категория «муниципальная служба» практически не употреблялась. Ни одна советская конституция не содержала норм, в которых бы раскрывались понятия «муниципальная служба» и «местное самоуправление». Теоретическое рассмотрение основ местного самоуправления и муниципальной службы начинается только с 90-х годов и связано с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года, в котором и было утверждено понятие местного самоуправления. Свое конституционное закрепление термин нашел лишь в 1993 году в связи с принятием Конституции РФ.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации с 1993 года признается и гарантируется местное самоуправление1. Провозглашение местного самоуправления на конституционном уровне определило и первоочередные задачи, в числе которых — формирование самих органов местного самоуправления и комплектование их муниципальными кадрами (личным кадровым составом). Возникновение такой новой системы органов местного самоуправления в Российской Федерации повлекло за собой возникновение нового вида службы - муниципальной. В настоящее время в Российской Федерации термин «муниципальный» широко используется уже во многих законодательных актах, например, в Гражданском Кодексе РФ применительно к муниципальной собственности, муниципальному жилищному фонду (ст.935, 672 ч.2 ГК)2.
Понятие «муниципальная служба» достаточно новое для российского законодательства. До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, так, как служащие местных органов государственной власти (местных Советов и их исполнительных комитетов) являлись государственными служащими.
Согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта)3.
Таким образом, анализируя эволюцию определения «муниципальная служба», можно сделать вывод о том, что с изменениями в законодательстве о муниципальной службе менялись и черты, присущие муниципальной службе.
Согласно Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года понятие муниципальная служба приобретает новые черты4: это в первую очередь профессиональная деятельность граждан на должностях муниципальной службы, т.е. в самом понятии определено, что только граждане Российской Федерации могут стать муниципальными служащими и конкретизируется, что эта деятельность осуществляется на должностях муниципальной службы, т.е. для муниципальной службы установлены должности муниципальной службы. Другой новой отличительной чертой стало установление, что эти должности муниципальной службы замещаются путем заключения трудового договора (контракта). На наш взгляд, такая характеристика муниципальной службы, закрепленная в указанном Федеральном законе, является наиболее совершенной и наилучшей степени отражает ее признаки.
Понятие «муниципальная должность», которое определяется в ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 1315 и в ст.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ6, используется в двух смыслах: 1) как общее название всех должностей в органах местного самоуправления; 2) как название для должностей, которые замещаются в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа в отношении лиц, которые избраны в состав указанных органов в результате муниципальных выборов. Таким образом, лица, находящиеся на муниципальных должностях в органах местного самоуправления не являются муниципальными служащими.
Должность муниципальной службы, в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»-от 2марта 2007 года № 25-ФЗ7, это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в, соответствии с уставом муниципального образования; с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Как мы. видим, должность муниципальной службы и есть первичная структурная единица органа местного самоуправления, которая определяет содержание и объем полномочий муниципального служащего.
Муниципальный служащий должен быть компетентным сотрудником во всех сферах, но особенно в общении с населением. В европейских же странах более распространено понятие «муниципальный чиновник». Содержание его понятия практически идентично российскому определению муниципального служащего, если речь идет о профессиональных работниках на службе интересам местного сообщества.
Учитывая тот факт, что муниципальная, служба - это лишь один из многих видов службы в. Российской Федерации, а также анализируя действующее федеральное законодательство в части определения понятия муниципальной службы, следует признать, что муниципальную службу отличает от иных видов службы определенная совокупность признаков.
В настоящее время на федеральном уровне определены такие признаки муниципальной службы: во-первых, это деятельность в органе местного самоуправления и аппарате избирательной комиссии муниципального образования (п.1 ст.б Федерального закона от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской. Федерации») 8; во-вторых, это профессиональная деятельность, т.е. деятельность, требующая наличия комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков (п.1, ст. 2); в-третьих, это деятельность на постоянной основе, то есть она должна быть, основным местом работы (п.1. ст. 2); в-четвертых, это деятельность по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, т.е. деятельность по решению вопросов местного значения в рамках компетенции соответствующего органа, установленной уставом муниципального образования или иным нормативно-правовым актом (п.1 ст.б); в-пятых, это деятельность на должности муниципальной службы, замещаемой путем заключения трудового договора (контракта) (п.1, ст. 2).
Действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 относит к ведению Российской Федерации «регулирование основ муниципальной службы», что предполагает установление на федеральном уровне основных положений, определяющих, что следует понимать под муниципальной службой, каковы ее задачи и основные принципы организации; какие служащие органов местного самоуправления должны быть отнесены к категории муниципальных служащих и каковы основы их правового статуса. Все эти положения в настоящее время учтены и закреплены в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ9.
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года № 131-Ф310 не только устанавливает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области муниципальной службы, но и содержит ряд принципиальных положений, послуживших основой для дальнейшего развития законодательства в этой сфере. Определяя муниципальную службу как профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, данный закон тем самым устанавливает четкие границы между муниципальными служащими и иными служащими, работающими в органах местного самоуправления. Речь идет, прежде, всего, о техническомперсонале органов местного самоуправления, о лицах, работающих в органах местного самоуправления не на постоянной основе. Из этого определения следует и то, что руководители и иные служащие муниципальных предприятий, учреждений и организаций (которые не относятся к органам местного самоуправления) муниципальными служащими не являются.
Функции капитана судна регламентируются Резолюцией ООН 1982 г. «Основные направления для морского законодательства» и детализируются национальным законодательством. Так, в соответствии со ст. 61 КТМ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузам.
Капитан несет исключительную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и грузов, а также за загрязнение моря с судна. Он осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу – руководителю судоходной компании. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.
Обязанности капитана в управлении, в том числе судовождении, многогранны и определяются международными договорами и российским законодательством, а также основанными на них инструкциями судовладельца.
Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, непосредственно подчиняется его указаниям. Так, согласно ст. 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца11. С другой стороны — при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам.
Труд моряков, по сравнению с другими категориями работников, обладает значительной спецификой. Поэтому для надлежащего регулирования социально-трудовых отношений, возникающих в ходе их профессиональной деятельности, необходимо субсидиарное применение норм, содержащихся в ряде комплексных нормативных правовых актов, которые содержат нормы трудового права.
Одним из таких комплексных законов является Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ). Статья 57 Кодекса устанавливает, что порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и оплата труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, Кодексом торгового мореплавания РФ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.
Работники (экипаж судна) делятся на две группы. Во-первых, это командный состав судна, т.е. работники, которые во время плавания выполняют обязанности, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации судна или заняты на обслуживающих работах.
В соответствии со ст. 52 КТМ РФ на судах флота к нему относятся капитан, помощники капитана, механики, радиоспециалисты, врачи, мастера и другие лица, занимающие инженерно-технические должности.
Следует обратить внимание на то, что Кодекс торгового мореплавания РФ вводит определенные ограничения на привлечение в качестве членов экипажа иностранных работников.
Должности старшего командного состава, к которым относятся в соответствии со ст. 56 КТМ РФ должность капитана судна , могут занимать только граждане Российской Федерации. Разрешение на использование иностранных работников выдается судовладельцу, эксплуатирующему морское судно, плавающее под Государственным флагом РФ, на срок до одного года, и может быть продлено не более чем еще на один год12..
Другой стороной в трудовом договоре с капитаном выступает работодатель, являющийся судовладельцем. Под судовладельцем (владельцем судна) как в КТМ РФ13, так и КВВТ РФ понимается юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании14.
Заключение договора между судовладельцем и членом экипажа имеет свою специфику. Так, ст. 28 КВВТ РФ предусматривает, что назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем только с согласия капитана судна. Согласно ст. 57 КТМ РФ, никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна15.
Кроме того, п. 20 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации предусматривает, что не только прием на работу членов экипажа, но и перемещение по должности осуществляются с согласия капитана судна16.
Нормативное закрепление необходимости согласия капитана судна на заключение трудового договора обусловлено прежде всего важностью межличностных отношений между капитаном и членами экипажа судна во время длительного плавания, которые необходимы для обеспечения жизни и здоровья членов экипажа, сохранности судна.
Устав детально закрепляет основные права и обязанности всех членов экипажа, включая как командный состав, так и судовую команду, в различных режимах работы: общие обязанности, в рейсе, во время нахождения в порту. Права и обязанности членов экипажа, закрепленные в Уставе о дисциплине17, детализируются в судовых расписаниях. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне. Судовые расписания являются одними из основных локальных нормативных актов при организации службы на судне.