Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В современном трудовом праве очень важное место занимает разрешение коллективных трудовых споров. Практически все люди работают находясь в коллективе. Не всегда у этого коллектива всё складывается благополучно. Иногда происходят такие случаи когда возникают споры между работниками и нанимателями. Если спор возник, то сторонам нужно знать как вести себя в этой ситуации, каков порядок разрешения коллективных трудовых споров.
При разрешении коллективных трудовых споров важно уяснить сам предмет этого спора. Этот вопрос на сегодняшний день является одним из самых дискуссионных. Во многих странах он имеет своё собственное уникальное значение. Есть такие государства, где определение предмета вообще не указывается.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения коллективного трудового спора
1.1. Природа коллективного трудового спора. Выдвижения требований...5
Глава 2. Порядок разрешение коллективных трудовых споров
2.1. Примирительная комиссия……………………………………………...7
2.2. Посредничество………………………………………………………….9
2.3. Трудовой арбитраж……………………………………………………..10
2.4. Республиканский трудовой арбитраж…………………………………15
2.5. Забастовка……………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.18 Кб (Скачать)

Органами государственного управления, другими нанимателями и  представительными органами работников могут создаваться службы посредничества.

 При согласии сторон  с предложениями посредника коллективный  трудовой спор прекращается.

Само по себе посредничество на сегодняшний момент в Республике Беларусь требует более детального правового регулирования. Сейчас оно слабо регламентировано, что вызывает некоторые противоречия при разрешении коллективного трудового спора. В случае выполнения определённых мер, посредничество может стать важным, эффективным способом в разрешении этого вида трудового спора, не доводя его до более тяжёлых стадий.

 

 

2.3. Трудовой арбитраж

При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым на добровольной основе, осуществляющим разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере [7].

Трудовые арбитражи могут  создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент оформляются  протоколом, подписанным представителями нанимателя и работников, либо решением органа, создавшего трудовой арбитраж.

Созданный трудовой арбитраж регистрируется в Республиканском  трудовом арбитраже.

Для регистрации трудового  арбитража стороны спора представляют в Республиканский трудовой арбитраж следующие документы: заявление с просьбой о регистрации; копию соглашения сторон о передаче спора в трудовой арбитраж; копию протокола (решения) о создании трудового арбитража; копии документов, подтверждающих правоспособность сторон спора.

Республиканский трудовой арбитраж в пятидневный срок с момента  подачи заявления и необходимых документов принимает решение о регистрации трудового арбитража, о чем уведомляет стороны спора, и делает соответствующую запись в специальном журнале.

Республиканский трудовой арбитраж отказывает в регистрации трудового  арбитража в случае непредставления  документов, указанных выше либо несоответствия представленных документов требованиям законодательства Республики Беларусь.

Мотивированный отказ  в регистрации трудового арбитража  должен быть направлен Республиканским  трудовым арбитражем сторонам спора  в письменной форме в трехдневный срок [7].

Трудовой арбитраж создается  в составе одного или нескольких трудовых арбитров. Трудовой арбитр - должностное лицо, выполняющее свои обязанности по должности либо на внештатной основе, наделенное правом в установленном порядке разрешать коллективные трудовые споры [8]. Количественный состав трудового арбитража определяется в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон.

Трудовыми арбитрами могут  быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет.

Списки лиц, которые могут  привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским  трудовым арбитражем. Эти списки формируются с учетом предложений органов государственного управления, других нанимателей, по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.

При этом надо отметить, что  в число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Освобождение трудового  арбитра, выполняющего обязанности  на внештатной основе, от выполнения обязанностей по основному месту работы на период разрешения спора производится нанимателем по ходатайству Председателя Республиканского трудового арбитража. Трудовому арбитру, выполняющему обязанности на внештатной основе, на время разрешения спора предоставляются  определённые гарантии [7].

Права и обязанности трудового арбитра на внештатной основе определяется ”Положением о трудовом арбитре Республиканского трудового арбитража” утверждённое Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 января 2003 г. N 3 .

 Трудовой арбитр несёт ответственность за несоблюдение норм действующего законодательства при разрешении спора и за разглашение информации, составляющей государственную и коммерческую тайну [8].

 Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон, а в необходимых случаях - с привлечением эксперта, переводчика и других специалистов.

Стороны при рассмотрении спора пользуются равными правами. Трудовой арбитраж должен предоставить каждой стороне равные и полные возможности по предъявлению необходимых для рассмотрения спора доказательств.

 Трудовой арбитраж  делает оценку всех доказательств  по спору путем всестороннего,  полного и объективного исследования  всех обстоятельств спора.

Доказательством по делу являются любые фактические данные, на основе которых трудовой арбитраж устанавливает  наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон спора.

Эти данные устанавливаются  документами, объяснениями представителей сторон и других лиц, участвующих в рассмотрении спора, а также заключениями экспертов [7].

Рассмотрение спора в  трудовом арбитраже осуществляется на государственном языке (белорусском или русском), в открытом заседании, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной или коммерческой тайны либо при наличии ходатайства одной из сторон спора о рассмотрении спора в закрытом арбитражном заседании.

Трудовой арбитраж может приостановить рассмотрение спора по ходатайству сторон или по своей инициативе в таких случаях как назначения экспертизы, невозможности рассмотрения спора данным составом арбитров либо нецелесообразности рассмотрения его до разрешения поставленных сторонами спора или трудовым арбитражем вопросов перед компетентными органами.

Рассмотрение спора трудовым арбитражем возобновляется после устранения причин, которые вызвали его приостановление. Решение трудового арбитража о проведении арбитражного заседания, приостановлении и возобновлении рассмотрения спора, назначении экспертизы, а также иных вопросах, связанных с разрешением спора, оформляется протоколом.

Решение трудового арбитража  в письменной форме не позднее  чем в пятидневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер. Трудовой арбитраж  также направляет копию решения по спору в Республиканский трудовой арбитраж в пятидневный срок со дня его принятия. Трудовой арбитр, не согласный с решением по спору, может  в письменном виде изложить особое мнение, которое приобщается к делу.

Решение трудового арбитража  приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязательного решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного исполнения.

Решение трудового арбитража  по спору состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть решения  должна содержать дату и место  разрешения спора, фамилии и инициалы лиц, участвующих в деле, с указанием их полномочий.

Описательная часть должна содержать краткое содержание требований, объяснений и ходатайства сторон спора, представителей и других лиц, участвующих в рассмотрении спора.

В мотивировочной части указываются  обстоятельства дела; причины возникновения спора; доказательства, на основании которых принято решение; содержание письменного соглашения сторон, если оно достигнуто; законодательство, которым трудовой арбитраж руководствовался.

Резолютивная часть должна содержать вывод трудового арбитража  по существу предъявленных требований [7].

Расходы, связанные с рассмотрением  коллективного трудового спора  в трудовом арбитраже, возмещаются  сторонами. Расходы, связанные с  рассмотрением спора в трудовом арбитраже, состоят из вознаграждения трудовым арбитрам и издержек арбитражного производства.

При невыполнении обязательного  решения трудового арбитража  каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудительного  исполнения.

В соответствии с законодательством несут ответственность лица, виновные в неисполнении обязательного решения трудового арбитража.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Республиканский  трудовой арбитраж

Республиканский трудовой арбитраж  является государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции рассмотрение коллективных трудовых споров возникающих в социально-трудовой сфере [9]. Cогласно статьи 385 Трудового кодекса Республики Беларусь Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем и создаётся для: рассмотрения коллективных трудовых споров, отнесенных к его компетенции; координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представительных органов работников по урегулированию коллективных трудовых споров на стадии примирения; ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации); методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража; регистрации трудовых арбитражей; ведения учета коллективных трудовых споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.

Республиканский трудовой арбитраж имеет и исключительную компетенцию, при условии если стороны не согласились с предложениями примирительной комиссии (посредника). Сюда относятся коллективные трудовые споры: в объединениях, подчиненных Правительству Республики Беларусь; об исполнении коллективных договоров и соглашений; в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку; возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях.

По соглашению стороны  могут обратиться в Республиканский трудовой арбитраж и в других случаях.

Общее руководство его деятельностью осуществляется Министерством юстиции.

Общая численность работников центрального аппарата Республиканского трудового арбитража утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Республиканского трудового арбитража, согласованному с Министром юстиции.

Республиканский трудовой арбитраж возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министра юстиции. Председатель Республиканского трудового арбитража является по должности Главным трудовым арбитром.

Председатель Республиканского трудового арбитража имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Правительством Республики Беларусь по представлению Министра юстиции. Заместитель председателя Республиканского трудового арбитража является по должности трудовым арбитром.

Руководители структурных  подразделений Республиканского трудового арбитража, трудовые арбитры областных, Минского городского подразделений Республиканского трудового арбитража назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром юстиции по представлению Председателя Республиканского трудового арбитража.

Для коллективного рассмотрения важнейших вопросов в Республиканском трудовом арбитраже образуется президиум в составе Председателя Республиканского трудового арбитража (председатель президиума), его заместителя, руководителей структурных подразделений Республиканского трудового арбитража и трудовых арбитров. Численность и персональный состав президиума, а также порядок функционирования Президиума утверждаются Председателем Республиканского трудового арбитража по согласованию с Министром юстиции.

Заседание президиума правомочно при наличии не менее 2/3 его состава.

По результатам рассмотрения вопросов принимается постановление  президиума путем открытого голосования. Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство членов президиума.

В состав Республиканского трудового арбитража входят трудовые арбитры, являющиеся трудовыми арбитрами по должности, и трудовые арбитры, выполняющие обязанности на внештатной основе [9].

Каждый трудовой арбитр Республиканского трудового арбитража имеет удостоверение. Удостоверение трудового арбитра Республиканского трудового арбитража является документом, подтверждающим полномочия трудового арбитра, выполняющего обязанности на внештатной основе. Порядок выдачи и использования служебных удостоверений трудовыми арбитрами Республиканского трудового арбитража, выполняющими свои обязанности на штатной основе, устанавливается Президентом Республики Беларусь. Удостоверение установленного образца выдается Республиканским трудовым арбитражем трудовому арбитру Республиканского трудового арбитража после утверждения в установленном порядке Правительством Республики Беларусь состава трудовых арбитров Республиканского трудового арбитража выполняющих обязанности на внештатной основе[10].

Информация о работе Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)