Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В современном трудовом праве очень важное место занимает разрешение коллективных трудовых споров. Практически все люди работают находясь в коллективе. Не всегда у этого коллектива всё складывается благополучно. Иногда происходят такие случаи когда возникают споры между работниками и нанимателями. Если спор возник, то сторонам нужно знать как вести себя в этой ситуации, каков порядок разрешения коллективных трудовых споров.
При разрешении коллективных трудовых споров важно уяснить сам предмет этого спора. Этот вопрос на сегодняшний день является одним из самых дискуссионных. Во многих странах он имеет своё собственное уникальное значение. Есть такие государства, где определение предмета вообще не указывается.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие положения коллективного трудового спора
1.1. Природа коллективного трудового спора. Выдвижения требований...5
Глава 2. Порядок разрешение коллективных трудовых споров
2.1. Примирительная комиссия……………………………………………...7
2.2. Посредничество………………………………………………………….9
2.3. Трудовой арбитраж……………………………………………………..10
2.4. Республиканский трудовой арбитраж…………………………………15
2.5. Забастовка……………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованных источников………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.18 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

                                                                          Кафедра гражданского процесса и трудового права

       

 

 

Курсовая работа

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

 

Выполнил:

студент 2 курса, 12 группы

юридического факультета БГУ

специальности “Политология”

очной формы обучения

Козун Андрей Анатольевич

_________________________

 

Научный руководитель:

Дубовец Александр Петрович

                                                 старший преподаватель

 

 

Минск

2009

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Общие положения коллективного трудового спора

1.1. Природа коллективного трудового спора. Выдвижения требований...5

 Глава 2. Порядок разрешение коллективных трудовых споров

2.1. Примирительная комиссия……………………………………………...7

2.2. Посредничество………………………………………………………….9

2.3. Трудовой арбитраж……………………………………………………..10

2.4. Республиканский трудовой  арбитраж…………………………………15

2.5. Забастовка……………………………………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………..25

Список использованных источников………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В современном трудовом  праве очень важное место занимает  разрешение коллективных трудовых  споров. Практически все люди  работают находясь в коллективе. Не всегда у этого коллектива всё складывается благополучно. Иногда происходят такие случаи когда возникают споры между работниками и нанимателями. Если спор возник, то сторонам нужно знать как вести себя в этой ситуации, каков порядок разрешения коллективных трудовых споров.

 При разрешении коллективных трудовых споров важно уяснить сам предмет этого спора. Этот вопрос  на сегодняшний день является одним из самых дискуссионных. Во многих странах он имеет своё собственное уникальное значение. Есть такие государства, где определение предмета вообще не указывается.

 Системы регулирования и разрешения коллективных трудовых споров  в разных странах также имеют свои особенности. Как правило эти системы складывались постепенно под влиянием национальных особенностей трудовых отношений, опыта зарубежных стран и многих других факторов. В ряде государств порядок разрешения коллективных трудовых споров схож, но в ряде стран он достаточно сильно отличается.

Становление же современной белорусской системы разрешения коллективных трудовых споров происходило долгим, тяжёлым путём. Это прежде всего связана с вхождением в СССР, где вплоть до конца 80-х годов ХX века практически отрицался сам факт трудового спора.

Следующий этап был связан с распадом СССР и построением  новой системы регулирования этого вопроса. В ходе последнего этапа был принят Трудовой кодекс Республики Беларусь, который впервые закрепил на уровне кодекса а не на уровне закона главные ключевые моменты разрешения коллективных трудовых споров. Но принятия Трудового кодекса Республики Беларусь и других законодательных актов ни в коем случае ни свидетельствует о полном разрешении этого вопроса. Существует ряд положений, которые требуют более детального изучения. Следовательно и работ посвящённым порядку разрешения коллективных трудовых споров в нашем государстве немного. Хотя этот вопрос требует более глубокого изучения. В своей работе я поставил следующие задачи:

1) Определить саму природу коллективного трудового спора.

2) Раскрыть содержание  стадий разрешения коллективных трудовых споров.

3) Дать своё оценку  порядку разрешения коллективных  трудовых споров.

В своей работе я использовал  такие методы как системный, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы.

Исходя из поставленных мною задач вытекают следующие положения:

1) Коллективный трудовой  спор – сложное социальное явление.

2) Коллективный трудовой спор может быть разрешён в зависимости от достижения согласия сторон в ходе одной или нескольких стадий.

3) Коллективный трудовой  спор достаточно полно регулируется  действующим законодательством, но при анализе решения некоторых вопросов обнаруживаются отдельные недоработки в законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие  положения коллективного трудового  спора

1.1. Природа коллективного трудового спора. Выдвижения требований

Понятие определения коллективного  трудового спора содержится в статье 377 Трудовой кодекс Республики Беларусь. Оно гласит следующим образом: коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений [1].

Следует отметить, что до принятия Трудового кодекса Республики Беларусь действовал Кодекс законов о труде Республики Беларусь 1972 года, где не была закреплено понятие коллективного трудового спора.

Причинами коллективных трудовых споров могут быть виновные действия должностных лиц, объясняющиеся их субъективными взглядами, групповой эгоизм работников (спорящей стороны), не считающихся с общественными интересами.

Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых отношений- между работниками и нанимателем: установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений [2, с.662;666].

 Сторонами коллективного  трудового спора являются с  одной стороны наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и с другой стороны работники в лице их представительных органов. Например в Российской федерации – это работник (его представитель) и работодатель (его представитель)[3]. Сторонами коллективного трудового спора могут быть только участники (субъекты) коллективных трудовых отношений, которым предоставлено права заключать коллективные договоры, соглашения. На республиканском уровне - республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь; на отраслевом уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления; на местном уровне - соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы; на организационном - работники в лице их представительных органов (профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства) и наниматель или уполномоченный им представитель (руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций).

Самому коллективному трудовому спору должны предшествовать коллективные переговоры социальных партнёров. Если разногласии возникли при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения то требования выдвигаются работниками по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров. Требования нанимателю утверждаются на собрании, конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция - не менее двух третей делегатов. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются нанимателю.

 Моментом возникновения  коллективного трудового спора  считается день отказа нанимателя  от удовлетворения (полностью или частично) требований коллектива работников. Нарушение нанимателем установленного 10-дневного срока для уведомления представительного органа работников о своём решении рассматривается как получение отрицательного ответа [4]. В случае возникновения спора наниматель обязан в течение трёх дней направить в Республиканский трудовой арбитраж уведомление о возникшем споре, заполнив регистрационную карточку.

Глава 2. Порядок  разрешение коллективных трудовых споров

2.1. Примирительная  комиссия

Примирение - это процедура  выработки сторонами спора согласованного решения путем взаимных уступок  и компромиссов. Основной формой примирения является примирительная комиссия [5].

 Рассмотрение коллективного  трудового спора  примирительной  комиссии является обязательным этапом в разрешении коллективного трудового спора. Она создаётся сторонами на равноправной основе в трёхдневный срок при отказе нанимателя от удовлетворения всех или части требований работников или неуведомлении о своем решении.

Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении. Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, который не должен входить в данный представительный орган работников и работать у данного нанимателя.

Назначение нейтрального члена производится в случаях, когда  представители сторон спора, предложенные в состав примирительной комиссии, не избрали нейтрального члена. Нейтральный член примирительной комиссии назначается не позднее пятидневного срока после поступления в Республиканский трудовой арбитраж письменного заявления одной из сторон спора о назначении нейтрального члена примирительной комиссии решением Председателя Республиканского трудового арбитража.

 Нейтральный член примирительной  комиссии назначается, как правило, из числа трудовых арбитров Республики Беларусь. Порядок назначение или избрания нейтрального члена примирительной комиссии оформляется протоколом заседания представителей сторон спора.

 Освобождение нейтрального члена примирительной комиссии от выполнения обязанностей по основному месту работы на период разрешения спора производится нанимателем по ходатайству Председателя Республиканского трудового арбитража или его заместителя.

Выплата вознаграждения нейтральному члену примирительной комиссии осуществляется сторонами спора в равных долях, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением и производится до начала рассмотрения спора примирительной комиссией [6].

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор не позднее  чем в пятидневный срок после избрания (назначения) нейтрального члена. При сложности спора и иных обстоятельствах, стороны могут договориться о более длительном сроке рассмотрения спора. В ходе разрешения спора примирительная комиссия проводит необходимые консультации с представительным органом работников нанимателем, собственником или уполномоченным им органом.

 Предложение примирительной  комиссии по разрешению спора  принимается большинством голосов ее членов, включая нейтрального.

Предложения примирительной комиссии подписываются председателем  и в письменной форме, не позднее  чем в 3-х дневный срок со дня  их принятия, направляются (вручаются) сторонам для принятия решения по спору.

Стороны обязаны не более  чем в пятидневный или иной согласованный срок со дня получения  предложений примирительной комиссии письменно выразить друг другу согласие или несогласие с предложениями  комиссии. При согласии сторон с предложениями комиссии спор прекращается.

Если одна или обе стороны не выразили в установленный срок письменно согласие или несогласие с предложениями комиссии, то считается, что она (они) не согласны с этими предложениями.

 В связи с этим они вправе перейти к другим процедурам (посредничеству, арбитражу, забастовке) [5].

 

 

 

2.2. Посредничество

При несогласии с предложениями  примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику. Посредничество не является обязательным звеном в разрешении трудового  спора. В отличие от примирительной комиссии посредник действует только от своего имени.

Посредничество как институт разрешения спора был впервые введён Законом Республики Беларусь от 18 января 1994 года “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”.

Посредник может быть приглашён  как по предложению сторон независимо от посреднических организаций, так и по их рекомендациях. По заявлению сторон посредник может быть назначен Республиканским трудовым арбитражем. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется им по соглашению сторон. Посредник вправе проводить консультации, (в том числе конфиденциальные) со сторонами коллективного трудового спора, запрашивать необходимую информацию. После этого посредник вносит не позднее чем в пятидневный срок предложение по разрешению коллективного трудового спора.

Информация о работе Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)