Автор: SERGEY SERGEEV, 26 Октября 2010 в 18:04, реферат
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Введение
Глава 1. Занятость и трудоустройство
1.1 Понятие занятости в сфере труда
1. 2 Правовой статус безработного
1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
1.4 Гарантии государства в области занятости
Глава 2. Система регулирования занятости населения
2.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
2.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Выводы
Литература
Правительством РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы федеральной службы по труду" указано
1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).
4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) организация альтернативной гражданской службы;
г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:
содействие гражданам в поиске подходящей работы;
подбор работодателям необходимых работников;
бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;
обеспечение социальной поддержки;
направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Федеральная
служба по труду и занятости руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации,
а также настоящим Положением.
2.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), сертификация продукции на соответствие международным стандартам серии ISO 9000, как и переход к рыночной экономике, выдвигают принципиально новые требования к работникам - руководителям, специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.
Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.
Кроме того, как показывает практика, многие организации в условиях ужесточающейся конкуренции испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая бы приходила на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.
Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации, обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта.
Целый ряд международных документов в той или иной степени регламентируют организацию и проведение профессионального обучения и предъявляют соответствующие требования к ее организаторам.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" предусматривает, что каждый член Организации принимает и развивает всесторонне скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости (п. 1 ст. 1).
Эта политика и программы должным образом учитывают:
а) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;
б) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;
в) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями (п. 2 той же статьи).
Эта политика и программы осуществляются при помощи методов, соответствующих национальным условиям, и предназначены для повышения способности отдельного лица создавать и индивидуально или коллективно оказывать влияние на производственную и социальную среду (пп. 3 и 4 той же статьи).
Эта политика и программы стимулируют и позволяют всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества (п. 5 той же статьи).
Сроки обязательного прохождения стажировки, повышения квалификации предусмотрены для медицинских, педагогических и ряда других категорий работников.
Для рабочих определенных профессий предусмотрена сдача квалификационных экзаменов, по результатам которых решается вопрос о выполнении ими определенных видов работ.
Так, квалификационные элементы предусмотрены для работников транспорта, непосредственно связанных с движением. Для водителей утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 с последующими изменениями и дополнениями).
Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам (руководителям, специалистам, рабочим), к организации и содержанию их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Организации переходят на новую технологию, выпуск новой продукции, меняют профиль деятельности, в связи с чем многие работники высвобождаются со своих рабочих мест.
Эти обстоятельства серьезно влияют на структуру потребностей в кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнять. Многие организации испытывают недостаток в кадрах высокой квалификации (особенно рабочих), в молодежи, которая приходила бы на производство для приобретения профессии, ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования, повышения квалификации.
В ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включен раздел II, содержащий основные нормы, регламентирующие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, включая ученический договор (см. ст. 196--208). 416
Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель имеет право:
1) определять потребность в кадрах определенных профессий квалификационного условия для собственных нужд;
2) определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд;
3) проводить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым. профессиям в организации, а при необходимости -- в образовательных учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
4) определять с учетом мнения представительного органа работников:
формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
перечень необходимых профессий и специальностей;
5) заключать ученический договор (см. ст. 198 ТК РФ). В обязанности работодателя, входит:
1) проведение повышения квалификации работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности;
2) создание необходимых условий для совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональную подготовку, предоставление гарантий, установленных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами[].
Планы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров обычно прилагаются к коллективному договору.
Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации названо среди основных прав работника (см. ст. 21 ТК РФ). Далее в Кодексе право на повышение квалификации конкретизируется. В него включено право на обучение новым профессиям (ч. 2 ст. 197).
В
прежнем законодательстве отсутствовало
указание на то, в какой форме реализуется
это право работника, на каком правовом
основании возникают соответствующие
отношения между обучающимися в организации
и этой организацией.
Выводы
Для современного социально-экономического положения России характерен ряд симптомов, свидетельствующих о перманентном обострении ситуации на рынке труда. При известном уменьшении численности занятых в народном хозяйстве существенно ускорился рост незанятых, особенно лиц, зарегистрированных в качестве безработных. Иначе говоря, численность выбывших работников стала преобладать над численностью принятых на работу. Сократилось количество вакансий, что особенно касается безработных.
Среди негативных тенденций, унаследованных еще от доперестроечного периода, следует отметить нарастание реального дефицита работников ключевых массовых профессий, усиление нерационального характера занятости населения, снижение эффективности использования трудового потенциала, появление новых диспропорций на рынке труда и занятости. Сфера труда оказалась, таким образом, одним из основных источников социальной напряженности.
Ситуация в сфере занятости в Российской Федерации свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний день все еще незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой сфере.
Правовые нормы дают возможность охватить общим правилом повторяющийся изо дня в день процесс той или иной работы (производства), распределение и обмен продуктов труда, подчинить действия отдельного человека общим условиям этого процесса. В результате правового регулирования достигается