Автор: SERGEY SERGEEV, 26 Октября 2010 в 18:04, реферат
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Введение
Глава 1. Занятость и трудоустройство
1.1 Понятие занятости в сфере труда
1. 2 Правовой статус безработного
1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
1.4 Гарантии государства в области занятости
Глава 2. Система регулирования занятости населения
2.1 Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения
2.2 Актуальные проблемы организации профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Выводы
Литература
В целях установления гарантий реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в транспортно удаленные места'; в организации, не подтвердившие наличие должностных вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением наличия реальных предложений подходящей работы.
Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.
Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы. Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных документов.
Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.
Законодательство устанавливает основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.
Анализируя проблемы занятости, О. В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства. Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста, в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает 15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не получают пособия по безработице.[6,170]
Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.
Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение.
Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключаются в том, что безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Основной вид социальной поддержки безработных -- выплата пособий по безработице. Кроме этого социальной поддержкой является выплата стипендии в период профессиональной подготовки; участие в оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные.
Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
В первые три месяца безработицы размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца -- 60%, в последующем -- 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Для отдельных категорий безработных граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие).
Пособие начинает начисляться со дня признания
гражданина безработным. Пособие выплачивается
в период безработицы в течение 12 месяцев,
а с учетом неоднократности этих периодов
-- в течение 18 месяцев. А при непредоставлении
оплачиваемой подходящей работы безработный
имеет право и по истечении 18 месяцев на
повторное получение пособия в размере
минимальной оплаты труда.
1.3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан
Законодатель установил дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о занятости). В частности, государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении работы, путем разработки и реализации рассмотренных выше целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов) и др.
К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:
- молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;
- одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- инвалиды труда и войны;
- женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;
- лица предпенсионного возраста;
- лица, освобожденные из мест лишения свободы;
- беженцы;
- вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.[1,32]
Рассмотрим в качестве примера правовые основания трудоустройства некоторых лиц из указанных категорий рассматриваемых групп населения. Так, конституционное право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду относится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетентными органами ограниченно трудоспособными, то есть инвалидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:
а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы - ранее ВТЭК';
б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;
в) предприятия обязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.
Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:
1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты[7,59] для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;
3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.[7,59]
Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположения более подробно.
Так, указанным выше организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, может быть установлена квота приема на работу инвалидов в процентах к среднемесячной численности работников, но не менее трех процентов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Органы исполнительной власти субъектов России вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.
В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это такие рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание[9,72]. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов », а также названным выше «Примерным положением об учреждениях государственной
службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.[9,81]
Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии1. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства[3,28]. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.
Следует отметить, что органы по вопросам занятости в ряде случаев занимаются также трудоустройством лиц, мера уголовного наказания которых не связана с лишением свободы. Так, статья 49 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное наказание в виде обязательных работ. Они заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Как это усматривается из уголовного кодекса, такие работы устанавливаются от шестидесяти до двухсот сорока часов и не свыше четырех часов в день[3,36]. Кстати, обязательные работы не должны назначаться лицам, признанным инвалидами I или II групп; беременным женщинам; женщинам, имеющим детей до восьми лет; женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, а мужчинам - шестидесятилетнего возраста (п. 4 ст. 49 У К РФ).