Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ источников права социального обеспечения, выявление и решение существующих в данной сфере теоретических и практических проблем.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «источники права»;
выявить особенности источников права социального обеспечения;
рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров РФ в системе источников права социального обеспечения;
проанализировать содержание основных источников права социального обеспечения;
выявить принципы кодификации источников права в сфере социального обеспечения;
В системе источников права социального обеспечения особое место занимают многосторонние и двусторонние международные договоры. Остановимся на анализе некоторых из них.
26 мая 1995 г. Советом
глав государств СНГ была
В Конвенции закреплены обязательства государств содействовать экономической, правовой и социальной защите семьи как основной ячейки общества такими средствами, как социальные и семейные пособия, налоговые льготы, обеспечение семьи жильем, пособия для молодоженов и др.
До принятия Конвенции 1995 г. и в развитие ее основных положений по вопросам социального обеспечения было принято значительное число соглашений. Сам перечень актов СНГ показывает, какие проблемы необходимо было решать на постсоветском пространстве в первую очередь. СНГ - добровольное сообщество. Каждый его участник может из него выйти. При этом пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с Соглашением, не теряют своей силы на территории того государства, где они проживают. Соглашение не регулирует отношения, связанные с накопительным элементом в обязательном пенсионном страховании. Если в перспективе эта часть пенсии будет составлять значительную долю трудовой пенсии, то права иностранцев и граждан России, которые работали за ее пределами, могут быть ущемлены.
К системе источников права
социального обеспечения
Двусторонние договоры и
соглашения заключаются либо в отношении
отдельных категорий граждан, либо
по отдельным вопросам социального
обеспечения, либо о сотрудничестве
в сфере социального
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ
3.1 Основные источники права социального обеспечения в РФ
Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируют организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ), а также акты ООН, Совета Европы. К ним относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г., документы Совета Европы. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.16
Источниками права социального
обеспечения являются нормы соглашений,
заключаемых странами Содружества
Независимых Государств (СНГ), устанавливающие
условия и порядок социального
обеспечения граждан при
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения.
Важное место отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», от 22.07.1993 г. (с изменениями от 28.09.2010). Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей.
В сфере права социального
обеспечения действует большое
количество законов. Однако для данной
отрасли характерным является то,
что отсутствует единый кодифицированный
источник, регулирующий весь комплекс
общественных отношений, составляющий
предмет права социального
Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов .
К подзаконным актам в сфере социального обеспечения относятся также постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения. Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, постановление Правительства РФ от 12 августа 1992 г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 10.06.2005 г.); Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ» и др.
Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Минздравсоцразвития Российской Федерации, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты населения, нуждающегося в поддержке со стороны государства.
В отличие от большинства отраслей российского права, в праве социального обеспечения отраслевой кодификации законодательства не проведено, хотя предпосылки для этого уже созрели. В стране интенсивно развивается текущее законодательство, имеется огромный массив противоречивых, несовершенных нормативных правовых актов, требующих систематизации и обновления, действуют акты еще советского периода, акты, принятые общественными организациями. Сегодня, как никогда, возникла настоятельная потребность в принятии кодифицированного нормативного правового акта, что явилось бы важным этапом создания единой, целостной системы источников права социального обеспечения. В юридической литературе данная позиция поддерживается многими учеными.
Кодификация отраслевого законодательства крайне важна для облегчения доступа к нему широких слоев населения, повышения уровня знаний россиян о своих социальных правах.
Автор считает, что
познавательная цель
В современном российском
правоведении почти единообразно утвердилось
понимание кодификации как основного способа
систематизации законодательств
Кодификация не всегда означает коренную реформу, а существенный пересмотр законодательства не означает тотального отказа от прежнего правового регулирования. Для права социального обеспечения этот вывод очень важен, поскольку попытки радикального переустройства в социальной сфере не прекращаются. Признавая существенный пересмотр законодательства одним из основных признаков кодификации, подчеркивается, что такой пересмотр выражается прежде всего в том, что система многих и разрозненных актов заменяется единым, логически стройным и непротиворечивым актом; создаются и закрепляются новые нормы и институты права.
В результате кодификации законодательства обычно создаются кодексы, хотя это не единственный вид сводного кодифицированного акта.
Российскому законодательству о социальном обеспечении должны быть присущи:
- оптимальная централизация, позволяющая гарантировать обеспечение на всей территории России единого социального пространства и единых минимальных стандартов социального обеспечения;
- прямое действие, предупреждающее чрезмерный рост подзаконного, особенно, ведомственного нормотворчества;
- правовая определенность, способствующая максимальной эффективности воздействия на общественные отношения.
Именно форма федерального кодекса позволит решить эти задачи наилучшим образом. Кроме того, для граждан кодекс является наиболее понятным и доступным законом, заменяющим множество нормативных актов.
Виды кодификации могут
быть разнообразными, но выбор того
или иного из них должен быть обоснованным.
По признанию большинства
Отбор актов должен производиться очень тщательно, на строго научных основах, исходя из четкого понимания того, что является нормой права.
Перечень видов актов, подлежащих отбору, должен быть закреплен нормативно. Официальный характер издания позволит лучше контролировать исполнение норм международного права всеми субъектами права.
Кодификация законодательства о социальном обеспечении должна преследовать следующие основные цели: технико-юридические, социальные, познавательные.
Технико-юридическая
цель, направленная на обеспечение системности и стаб
Ключевая задача, решение которой может быть найдено в рамках социальной цели кодификации - это достижение социальной сплоченности российского общества.
Познавательная цель кодификации законодательства о социальном обеспечении направлена, главным образом, на обеспечение доступности правовых знаний для граждан и на стимулирование научных исследований в данной сфере, повышение их качества.
Для правовой науки кодификация
послужит мощным стимулом к развитию,
и самостоятельным предметом
изучения. Отмечено, что в России
кодификация традиционно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данной работы можно сказать, что источники права социального обеспечения — это различные нормативно-правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения.
Источники права социального обеспечения классифицируются по различным основаниям: по юридической силе; по сфере их действия; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по правовым институтам.
Информация о работе Понятие и особенности развития источников права социального обеспечения