Понятие и особенности развития источников права социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексный анализ источников права социального обеспечения, выявление и решение существующих в данной сфере теоретических и практических проблем.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «источники права»;
выявить особенности источников права социального обеспечения;
рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров РФ в системе источников права социального обеспечения;
проанализировать содержание основных источников права социального обеспечения;
выявить принципы кодификации источников права в сфере социального обеспечения;

Файлы: 1 файл

курсовая псо.docx

— 74.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Источники права социального  обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

Актуальность темы исследования заключается в том, что с началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения.

 

 Актуальность данного  исследования во многом предопределена и особой социальной значимостью  правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального  обеспечения, которое является одной  из важнейших гарантий основного права человека

Целью  работы является комплексный анализ источников права социального обеспечения, выявление и решение  существующих в данной сфере теоретических и практических проблем.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия «источники права»;
  • выявить особенности источников права социального обеспечения;
  • рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров РФ в системе источников права социального обеспечения;
  • проанализировать содержание основных источников права социального обеспечения;
  • выявить принципы кодификации источников права в сфере социального обеспечения;

Объектом исследования является круг общественных отношений, носящих комплексный характер, возникающих в области социального обеспечения.

Предмет исследования составляют источники права социального обеспечения.

Источниковая  база работы. В данном исследовании использовался широкий круг нормативно-правовых актов. Источниковую базу курсовой работы составляют базовые учебные пособия по праву социального обеспечения, периодические издания, публикации,  газеты и научные журналы.

 Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и

списка используемой литературы.

 Во введении обоснована  актуальность темы исследования, обозначены цель, задачи, объект и предмет работы.

В первой главе исследуется понятие и особенности развития источников права социального обеспечения, их классификация.

Во второй главе определяются роль и значение международных источников в сфере социального обеспечения. Здесь рассматриваются общепризнанные принципы и нормы международного права в системе источников права социального обеспечения, анализируются Международные договоры Российской Федерации как источники права социального обеспечения.

В третьей главе определяется общая характеристика современного состояния российских источников права социального обеспечения, определяются проблемы и перспективы развития связанные их с кодификацией.

  В заключении подведены итоги исследования. Список используемой литературы содержит законодательные и нормативные акты, учебную литературу, научные журналы, газеты и т.д.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1. Понятие и особенности развития источников права социального обеспечения

Прежде чем исследовать  проблему источников права социального  обеспечения, необходимо обратиться к  понятию «источники права», которое является ключевым в юридической науке. Источники права были и остаются предметом самого пристального внимания ученых как в общей теории права, так и в отраслевых научных дисциплинах.

Само понятие «источники права» связано с множественностью и разноречивостью точек зрения ученых, анализ которых широко представлен в комплексных исследованиях специалистов различных отраслей права1.

Шершеневич Г.Ф. еще в дореволюционной России писал, что под термином «источники права» понимаются:

а) силы, творящие право, например: волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную  власть;

б) материалы, положенные в  основу того или другого законодательства;

в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права;

г) средства познания действующего права2.

Петражицкий Л. И. пришел к выводу, что «источники права: обычное право, законное право и т.д., суть которого не что иное, как само право, виды позитивного права, разновидность права»3.

Множественность вариантов  толкования и применения термина «источник права» была свойственна правовой науке и в советский период. При этом стало традиционным деление источников права на материальные и формальные.

 «Материальные источники - это социалистическая система хозяйства, социалистические формы собственности, труд людей в соответствии с принципами социализма и т.д. Материальные источники играют определяющую роль в жизни общества и государства. Они выступают как объективные условия возникновения и развития норм государственного права».

В советской правовой литературе велась дискуссия о правильности терминов, обозначающих такие понятия, как «источник права» или «форма права». Одни ученые признавали более правильным употребление термина «форма права» (Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Шебанов), другие склонялись к термину «источник права» (С.А. Голунский, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, С.Л. Зивс).

В современной российской правовой науке можно считать  эти споры преодоленными, поскольку термины «источники права» и «форма права» употребляются в одном и том же значении - внешней формы объективизации, выражении права или нормативной государственной воли. При этом отмечается, что термин «источник права», несмотря на его условность, является удобным в употреблении и традиционным для мировой юриспруденции. Термин «форма права» менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку он более многозначен.

Можно привести многочисленные примеры, когда специалисты различных  отраслей права ставят знак равенства  между данными понятиями или  отдают предпочтение одному из указанных  терминов. Так, в конституционном  праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Общепризнанность этого  термина объясняется, во-первых, тем, что он давно установился в  науке и практике. Во-вторых, употребляя этот термин, авторы, как правило, поясняют, что они имеют в виду не силу, придающую праву обязательное значение, а лишь формы, способы выражения права и что тем самым принятие ими этого термина имеет условный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что противостояния между понятиями «источник права» и «форма права» нет, поскольку оба понятия относятся к одному и тому же явлению, и наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов. Источник права - это внешнее выражение права. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются посредством соответствующим образом оформленных источников права.

Если в общей теории права, других отраслях проблема источников права достаточно исследована как  в прошлом, так и в настоящем, то в такой молодой отрасли  права, как право социального  обеспечения, она не нашла еще  комплексного освещения.

Ранее, до выделения права  социального обеспечения в самостоятельную  отрасль, источники, нормы которых  регулировали социально-обеспечительные  отношения, являлись составной частью источников трудового, колхозного, административного  права. Сейчас самостоятельность данной отрасли общепризнанна. Однако до сегодняшнего дня исследованию источников права социального обеспечения посвящены лишь отдельные главы учебников.

Исследование понятия  «источники права социального обеспечения» показало, что в данной правовой категории в полной мере находят проявления концепции, научные представления, дискуссии, характерные как для общей теории права, так и для трудового права. До выделения права социального обеспечения в самостоятельную отрасль специалисты по трудовому праву включали социально-обеспечительные нормы в источники трудового права.

Несомненно, материнская  отрасль - трудовое право - наложила свой отпечаток на понятие источников права социального обеспечения. Данную созвучность можно проследить на примере тех определений, которые  даны в учебно-методической, специальной литературе, монографиях, диссертациях по праву социального обеспечения.4

Так, В.С. Андреев полагал: «Источниками советского права социального обеспечения называются формы выражения воли народа в правовых нормах, относящихся к данной отрасли права. Нормы права социального обеспечения закрепляются в нормативных актах государства»5.

Е.Е. Мачульская под источниками  права понимает внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения.6

В диссертационном исследовании М.О. Смирновой указывается, что источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентных органов, выражающих волю государства, и направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с алиментированием граждан из специализированных фондов социального обеспечения и процедурной деятельностью компетентных органов по осуществлению социального обеспечения7.

Поскольку понятие источников права социального обеспечения - это научная дефиниция, которая  охватывает общие признаки, характерные  для данного явления, то возможно следующее определение.    Источники права социального обеспечения - это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере регулирования социально-обеспечительных отношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Такие нормы, объективированные только в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия.

Таким образом, источники  права социального обеспечения  воплощают в себе решения правотворческих  органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права социального обеспечения - неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права.

Основными признаками источников права социального обеспечения являются:

    • нормативный характер предписаний;
    • обязательность для исполнения;
    • сила государственного принуждения.

В праве социального обеспечения  присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования, а именно: централизованного с региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения.

Множественность уровней  правового регулирования объясняется  и тем, что в праве социального  обеспечения возможна и необходима дифференциация условий и норм социального  обеспечения, в том числе и  в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, организации. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д. Адекватное и  полное отражение этих особенностей в праве социального обеспечения  невозможно на каком-либо одном уровне власти, в связи с чем необходимо участие в их разрешении и иных социально ответственных субъектов.

Вопросы социального обеспечения  отнесены в соотв. с п.1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации (ст. 76 ч. 2 Конституции РФ). В связи с этим необходимо учитывать при анализе особенностей источников права социального обеспечения бурное развитие законодательной деятельности субъектов Федерации, в результате которой образуется обширный пласт источников.8

Следующая особенность источников права социального обеспечения вытекает из ст. 39 Конституции РФ, предусматривающей, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законами».

 Анализируя правотворческую  деятельность компетентных органов,  можно сделать вывод, что формирование  российской системы социального  обеспечения в первую очередь  связано с принятием нормативных  правовых актов в виде законов  по пенсионному обеспечению, по  обеспечению пособиями, социальному  обслуживанию. Говоря об особенностях  содержания источников права  социального обеспечения, следует  отметить, что почти все они  носят правоустанавливающий характер. Граждане наделяются определенными  правами на получение тех или  иных видов социального обеспечения.

Информация о работе Понятие и особенности развития источников права социального обеспечения