Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью работы является комплексный анализ источников права социального обеспечения, выявление и решение существующих в данной сфере теоретических и практических проблем.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия «источники права»;
выявить особенности источников права социального обеспечения;
рассмотреть общепризнанные принципы и нормы международного права, международных договоров РФ в системе источников права социального обеспечения;
проанализировать содержание основных источников права социального обеспечения;
выявить принципы кодификации источников права в сфере социального обеспечения;
Источники права социального
обеспечения можно
1) по юридической силе - выделяют законы и подзаконные акты;
2) по предмету регулирования
- акты общего характера и
3) по органам, принявшим
акт, - источники, принятые: высшим
органом законодательной
4) по сфере действия - международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные;
5) по степени обобщенности
и действию по кругу лиц
- общие, распространяющиеся на
всех лиц, и специальные - для
отдельных категорий (
6) в зависимости от
финансовых источников, за счет
средств которых
7) по содержанию - отраслевые
и комплексные. К числу
8) по действию источников
во времени - акты временного
характера (где время
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Общепризнанные
принципы и нормы
Одной из характерных черт современного развития российского права считается возрастающая роль и влияние международного права на внутригосударственное право, правовую систему страны.
Ученые различных отраслей
права уделяют пристальное
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ указывается на необходимость руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 7, ч. 1 ст. 55 и др.).
Россия входит в мировое сообщество, является членом Организации Объединенных Наций, Международной Организации Труда (МОТ). Она входит в Совет Европы (СЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), в которых находят свое проявление общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.
Законодательство России часто использует словосочетание «общепризнанные принципы и нормы международного права».
Однако, несмотря на частое употребление данного термина, ни один международный и внутригосударственный источник права его не раскрывает.
Верховный Суд РФ предпринял
попытку истолковать
Постановление Пленума по сути не внесло ничего нового в трактовку этих категорий и не сформулировало целостной картины их понимания. Из числа общепризнанных принципов международного права в постановлении выделены только два:
- принцип всеобщего уважения прав человека;
- принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права объясняется тем, что они не зафиксированы в каком-либо одном международном акте, а разбросаны по многочисленным договорам и обычаям, поскольку в международном праве нет кодексов, подобных тем, которые есть во внутреннем праве государств.
В источники права социального обеспечения, естественно, включены те принципы, нормы, договоры, которые имеют отношение к предмету данной отрасли. Это по преимуществу принципы, нормы и договоры, связанные с проблемами прав и свобод человека и гражданина.
Принцип уважения прав человека и основных свобод в общей форме получил свое отражение в Уставе ООН (п. 3 ст. 1) при определении целей ООН в осуществлении международного сотрудничества « в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех...».
Констатация равной ценности всех прав и свобод в международных актах оказывает существенное влияние на развитие и закрепление соответствующих положений в национальном законодательстве. В этой связи следует отметить, как весьма позитивную, формулировку Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17)11.
Венская Всемирная конференция по правам человека 1993 г. принципы демократии провозгласила Уставом ООН, а также выделила принцип универсальности прав человека, согласно которому, ни одно положение национального, культурного или религиозного характера не может преобладать над принципами Всеобщей декларации прав человека.
Принципы демократии, верховенства права и уважения прав человека рассматриваются как общепризнанные и в рамках региональных международных организаций, например Совета Европы.
Принципы Устава Совета Европы
получили свою наибольшую концентрацию
в принятой им Европейской конвенции
о защите прав человека и основных
свобод (1950 г.). Данная Конвенция ратифицирована
Россией в 1998 г., ее нормы и принципы
имеют большое значение в развитии
российского законодательства и
правоприменительной
Таким образом, обращая внимание на значение для Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в своих комментариях к ней выделяют следующие принципы:
1. права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения, в силу этого они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
2. признаваемые Конвенцией права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государств - членов Совета Европы;
3. официальные власти государств - членов Совета Европы обязаны соблюдать законность и нормы права;
4. обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку;
5. коллективные права граждан вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить;
6. фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или иного чрезвычайного положения.
Для государств - участников Европейской конвенции, включая и Россию, названные принципы имеют определяющее значение, поскольку национальное законодательство должно соответствовать этим принципам, в том числе и в сфере социального обеспечения.
Крайне важным является вопрос о том, какие принципы в социальном обеспечении следует считать общепризнанными. Было бы бессмысленно анализировать общепризнанные принципы и нормы международного права, если бы они не затрагивали суть социального обеспечения, не находили преломления в национальном законодательстве, не представляли концентрацию позитивного опыта многих государств в защите социальных прав, не отражали общечеловеческие ценности.
2.2. Международные договоры Российской Федерации как источники права социального обеспечения.
Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права составной частью правовой системы Российской Федерации являются заключенные ею международные договоры.
Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. Решения о согласии на обязательность международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также иными актами законодательства РФ.12
В Законе о международных договорах перечислены виды международных договоров, подлежащих ратификации, которая осуществляется путем принятия федеральных законов.
Не вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
Все это говорит о том, что в силу суверенитета государства в его правовой системе юридическое значение имеют только те нормы, действие которых санкционировано им.
Включение международно-правовых норм в правовую систему России порождает вопрос о принадлежности актов, содержащих эти нормы, к числу источников права Российской Федерации.
Конечно, нормы и источники
международного права занимают обособленное
положение в нормативном
Таким образом, необходимость признания международных актов в качестве источников права вызвана не только теорией, но и правовой практикой и требует всесторонней поддержки со стороны специалистов различных отраслей права.
В качестве положительного примера можно отметить возрастающее внимание к данной проблеме в праве социального обеспечения. Так, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова считают, что особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами13.
Е.Е. Мачульская отмечает: «Источниками права социального обеспечения служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, СНГ, двусторонние и многосторонние договоры РФ»14.
Конституция РФ не только включает акты международного права в число источников российского права, но и определяет их место в иерархии. Согласно ч. 4ст.15 Конституции РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в иерархии источников права, включая источники права социального обеспечения, ратифицированный международный договор стоит выше, чем национальный закон, поскольку нормы последнего не могут ни противоречить нормам международного договора, ни отменять их.
Юридическая сила международных договоров России, утвержденных указом Президента РФ, равна юридической силе самого указа. Соответственно, юридическая сила международных договоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ, равнозначна юридической силе данного Постановления.
Международные договоры Росси, утвержденные Президентом РФ или Правительством РФ, имеют приоритет лишь в отношении президентских, правительственных и иных актов, издаваемых нижестоящими органами.
Необходимо заметить, что согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ любые международные договоры Российской Федерации, не соответствующие Конституции РФ, «не подлежат введению в действие и применению». Из данного положения следует, что Конституция РФ по отношению к ратифицированным и всем иным международным договорам Российской Федерации имеет безусловный приоритет.15
После принятия Конституции РФ среди ученых получило распространение мнение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед конституционными нормами во всем, что касается прав и свобод человека и гражданина.
Информация о работе Понятие и особенности развития источников права социального обеспечения