Пенсии военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Как известно, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ …………………………………………………..……6
1.1. Понятие и принципы пенсионного обеспечения военнослужащих………6
1.2. Пенсионное обеспечение по различным видам пенсии ………………….11
ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ, ИСЧИСЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………........31

Файлы: 1 файл

ПЕНСИИ ВОЕНОСЛУЖАЩИХ.doc

— 144.50 Кб (Скачать)


29

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Северо-Кавказская академия государственной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Право социального обеспечения»

на тему:

«ПЕНСИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ»

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студент 2 курса, группы 324

Стяжкин С.А.

 

Проверил:

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ …………………………………………………..……6
1.1. Понятие и принципы пенсионного обеспечения военнослужащих………6
1.2. Пенсионное обеспечение по различным видам пенсии ………………….11
ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ, ИСЧИСЛЕНИЕ И ВЫПЛАТА ПЕНСИЙ….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………........31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди существующих социально-правовых проблем отдельного внимания заслуживают вопросы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Как известно, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». В соответствии Конституции Российской Федерации, равенство прав граждан гарантируется без какой-либо дискриминации.

Из указанных конституционных положений следует, что военнослужащие в случаях выхода на пенсию должны быть гарантированно обеспечены всем необходимым. Это обусловлено тем, что ратный труд военнослужащих сопряжен с риском для жизни и требует повышенного напряжения моральных и физических сил. Служебное время военнослужащих часто носит ненормированный характер, их быт ограничен возможностями военных городков. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелегкой ратной службы у них будет обеспеченная старость. В противном случае привлекательность военной службы будет явно невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Актуальность данного вопроса выражается в том, что сложившаяся в настоящее время ситуация свидетельствует, что существующая система исчисления военных пенсий явно несовершенна и не в полной мере соответствует современным условиям развития и функционирования военной организации государства. Еще сравнительно недавно военные пенсионеры считались наиболее надежно защищенной в социально-правовом отношении категорией граждан. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий других категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующих военнослужащих. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов труда.

Однако в результате проведенных существенных изменений военно-социального законодательства система пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, оказалась настолько урезанной, что сегодня она уже не в состоянии адекватно реагировать на инфляционные процессы.

В сложившихся условиях большинство пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации вынуждены работать, без чего, находясь на заслуженном отдыхе после 25 - 35 лет ратной службы, теперь просто невозможно прожить.

Целью настоящей работы является рассмотреть вопрос о пенсиях военнослужащих и лиц приравненных к ним.

При рассмотрении данного вопроса были поставлены следующие задачи:

       - рассмотреть общую характеристику пенсий военнослужащих, а именно -  понятие и принципы пенсионного обеспечения военнослужащих, пенсионное обеспечение по различным видам пенсии (пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, право на несколько пенсий);

       - рассмотреть порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий.

Объектом  исследования выступает пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации.

Предметом исследования является  виды, порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим в Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых актов, анализ литературы, обобщение и синтез.

              Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, каждая из которых раскрывает выше указанные поставленные задачи данной курсовой работы.

При написании работы были использованы следующие источники: Федеральный закон РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другая нормативная база, которая более подробно отражена в списке литературы.

Среди научной литературы особенно хочется выделить работы  К.О. Кутепова, А.Г.Степанов - «Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер»; Р.А. Закиров - «О приобретении права на пенсию за выслугу лет и исчислении общего трудового стажа при назначении пенсии за выслугу лет»; О.В. Шикалова - «Как рассчитать военную пенсию?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


1.1. Понятие и принципы пенсионного обеспечения военнослужащих

Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых органов исполнительной власти нашло свое отражение сразу в нескольких федеральных нормативных актах, что само по себе представляет немалую трудность при рассмотрении вопросов о назначении пенсии, расчете стажа, начислении пенсий и т.п. «Федеральные законы, затрагивающие пенсионное обеспечение военнослужащих, содержат множество отсылочных норм к другим законам, поэтому при назначении пенсии данной категории граждан правоприменителю (будь то пенсионный орган, суд или сам пенсионер) необходимо учитывать требования всех законов»[1]. Пенсионное законодательство РФ расширительно толкует понятие "военнослужащие", относя к данной категории граждан не только проходивших службу в воинских частях Министерства обороны РФ, но и других сотрудников силовых структур.

По смыслу пенсионного законодательства РФ военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"[2]. В статье 1 данного нормативного акта указываются лица, на которых распространяется действие указанного Закона.

Так, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются:

1.      на проживающих в Российской Федерации:

     лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

     лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

     лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

     лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

2.                      на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Кроме того, Закон приравнивает в пенсионном обеспечении к проходившим военную службу в качестве офицеров или по контракту и их семьям лиц, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьи. На таких же основаниях назначаются пенсии бывшим военнослужащим срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям.

Лицам, состоявшим на сверхсрочной военной службе, женщинам, проходившим в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семьям пенсии назначаются на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семей.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Таким образом, «Закон дает исчерпывающий перечень тех лиц, которые в свете действия пенсионного законодательства РФ приравниваются и считаются военнослужащими»[3]. Поэтому, прежде чем обращаться в орган пенсионного обеспечения в зависимости от ведомства, необходимо четко определить себя к той или иной категории. Следует обратить внимание на то, что непременным условием обладания права на пенсию является проживание потенциального пенсионера на территории РФ на момент наступления пенсионного возраста или возникновения основания для пенсионного обеспечения. При этом, исходя из буквального толкования указанных выше норм, для пенсионного обеспечения необязательно быть гражданином РФ, достаточно лишь проживать на территории РФ.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин  в вооруженных силах и воинских формированиях соответствующих служб и органов, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[4].

Информация о работе Пенсии военнослужащих