Общая характеристика трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

В ст. 1 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определены задачи трудового законодательства. К их числу отнесено правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В тексте названной статьи термин «трудовые отношения» употребляется в узком смысле.

Оглавление

1. Предмет, метод, принципы и система отрасли трудового права…………………………..….3
2. Субъекты трудового права…………………………………………………………………...….7
3. Источники трудового права. Действие источников трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………….8
4. Трудовые правоотношения в сфере наемного труда…………………………………………14
Список использованной литературы ………………………………………………………….....17

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 48.29 Кб (Скачать)

 

  1. Источники трудового права.

Действие источников трудового права во времени,

пространстве и по кругу лиц

Источники трудового права представляют собой формы выражения норм трудового права. Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.

Таким образом, источником трудового права называется закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.

Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.

Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.

Источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы (иерархии). В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

По содержанию и целевой направленности источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТК РФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ «О Занятости населения в Российской Федерации»4; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

По сфере действия источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ); региональные (акты субъектов РФ); территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций – коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права,

- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового законодательства, применяется ТК РФ.

Действие  нормативных  актов  во  времени.  Для  нормативных  актов,  являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу  федеральных  конституционных  законов,  федеральных  законов,  актов  палат Федерального Собрания"5, если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня  его  опубликования.  Опубликование  этих  законов  производится  в  информационном бюллетене "Собрание Законодательства Российской Федерации". Кроме того, федеральные законы  публикуются  в  "Российской  газете"  и  передаются  для  внесения  в  эталонный  банк правовой  информации  научно-технического  центра  правовой  информации  "Система".

Опубликования  в  указанных  изданиях  являются  официальными.  Акты  Президента Российской  Федерации,  Правительства  РФ  в  соответствии  с  Указом  от  23  мая  1996  г.  "О порядке  опубликования  и  вступления  в  силу  актов  Президента  РФ,  Правительства  РФ  и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", если они имеют нормативный  характер,  вступают  в  силу  на  всей  территории  России  одновременно  по истечении  7  дней  после  их  опубликования  в  официальных  изданиях.  Указанные  сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен  другой  срок  введения  их  в  действие.  Вышеназванным  Указом  Президента установлено,  что  акты  Правительства  РФ  вступают  в  силу  со  дня  их  подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов  государственного  управления  Российской  Федерации.  Он  во  многом  зависит  от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование.  Согласно  Указу  Президента  РФ  от  23  мая  1996  г.  вышеназванные  акты, затрагивающие  права,  свободы  и  законные  интересы  граждан  или  носящие межведомственный  характер  и  прошедшие  государственную  регистрацию  в  Минюсте  РФ, подлежат  официальному  опубликованию.  Официальное  опубликование  актов осуществляется  не  позднее  10  дней  после  их  государственной  регистрации.  Акты,  не прошедшие  государственную  регистрацию,  а  так  же  зарегистрированные,  но неопубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не  вступившие  в  силу  и  не  могут  служить  законным  основанием  для  регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным  лицам  и  организациям  за  невыполнение  содержащихся  в  них  предписаний.

Кроме того, на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные  договоры  и  соглашения  заключаются  на  срок  не  более  трех  лет  и вступают  в  силу  со  дня  подписания  их  сторонами  либо  со  дня,  установленного  в  них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ). Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению. Закон  или  иной  нормативный  правовой  акт,  содержащий  нормы  трудового  права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу  другого  акта  равной  или  высшей  юридической  силы;  3)  отменой  (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет  обратной  силы  и  применяется  к  отношениям,  возникающим  после  введения  его  в действие. Действие  закона  или  иного  нормативного  правового  акта,  содержащего  нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 ТК РФ). Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со  дня,  указанного  в  этом  локальном  нормативном  акте,  и  применяется  к  отношениям, возникшим  после  введения  его  в  действие.  В  отношениях,  возникших  до  введения  в действие  локального  нормативного  акта,  указанный  акт  применяется  к  правам  и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный  нормативный  акт  либо  отдельные  его  положения  прекращают  свое действие в связи с:

1) истечением срока действия;

2)  отменой  (признанием  утратившими  силу)  данного  локального  нормативного  акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

3) вступлением в силу  закона или иного нормативного  правового акта,

4)  содержащего  нормы  трудового  права,  коллективного  договора,  соглашения  (в случае, когда указанные акты устанавливают  более высокий уровень гарантий  работникам по сравнению с  установленным локальным нормативным  актом).

Принимаемые  работодателем  локальные  нормативные  акты  действуют  в  отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Действие  нормативных  актов  в  пространстве.  Правовое  пространство  для  действия источников  трудового  права  России  тесно  связано  с  понятием  "территория":  Российской Федерации,  территория  субъектов  Федерации,  территория  конкретной  организации.  В соответствии с этим "свое" правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов РФ и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории  всех  субъектов  РФ.  Законы  о  труде  и  иные  нормативные  акты  субъектов  РФ действуют  лишь  на  их  территории  (республики,  края,  области  и  т.п.).  При  расхождении закона субъекта РФ с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные  федеральные  нормативные  акты  и  нормативные  акты  субъектов  РФ распространяются  на  определенные  местности,  составляющие  часть  их  территории,  не всегда совпадающей с территорией субъектов РФ. К ним, например, относятся нормативные акты  о  труде  для  работников  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностей,  для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные  правовые  акты  органов  местного  самоуправления  действуют  на соответствующей территории.

Характерной  особенностью  локальных  нормативных  актов  о  труде  является  то,  что они распространяются в пределах конкретной организации.

Пространственно  действие  нормативных  актов  о  труде  заключается  в  том,  что  они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов  под  флагом  России  и  другие  территориальные  образования  РФ  за  рубежом,  ибо понятие  "территория  Российской  Федерации"  не  исчерпывается  только  земельно-территориальными,  морскими  и  воздушными  границами,  а  определяется  также  и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты  о  труде  РФ  могут  распространяться на  граждан,  работающих в  других  странах,  если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие  нормативных  актов  о  труде  по  категориям  работников.  Трудовое законодательство  России,  как  известно,  характеризует  принцип  единства  и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б)  специальные  нормы,  которые  распространяются  на  отдельные  категории  работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

Ст. 11 ТК РФ посвящена сфере действия норм трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой  формы  работодателя  трудовое  законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор. Это  означает,  что  ТК  РФ,  иные  нормативные  правовые  акты  о  труде  регулируют трудовые  отношения  не  только  лиц  наемного  труда,  но  и  работников,  являющихся участниками товариществ, акционерами. Вопросы,  относящиеся  к  трудовым  отношениям,  не  должны  регулироваться гражданским законодательством. Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе договоров, регулирующих трудовые отношения. Иностранные  граждане,  лица  без  гражданства  пользуются  правами  и  несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России. Так, например, согласно ст.  2  Закона  об  иностранцах,  под  трудовой  деятельностью  иностранного  гражданина понимается  работа  иностранного  гражданина  в  РФ  на  основании  заключенного  ими трудового договора. Общие  нормы  не  применяются  только  в  том  случае,  если  особенности  труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования.

Информация о работе Общая характеристика трудового права