Коллективный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Термин «коллективный договор» впервые ввели в употребление в конце прошлого века английские исследователи С. Вебб и Б. Вебб. Они использовали этот термин при характеристике процесса переговоров о зарплате и других условиях труда между профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями или ассоциациями предпринимателей - с другой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Коллективный договор и его сущность………………………………………5
1.1. Понятие коллективного договора…………………………………………...5
1.2. Стороны коллективного договора…………………………………………..8
1.3. Содержание коллективного договора……………………………………...10
2. Коллективные соглашения и их значение…………………………………...14
2.1. Понятие и сфера действия коллективных соглашений…………………..14
2.2. Виды коллективных соглашений…………………………………………..17
2.3. Субъекты коллективных соглашений……………………………………..19
2.4 . Содержание коллективных соглашений………………………………….21
3.Порядок заключения коллективных договоров и соглашений……………..23
3.1. Основные принципы заключения коллективных договоров, соглашений……………………………………………………………………….23
3.2. порядок заключения коллективного договора, соглашения……………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 55.16 Кб (Скачать)

 Областные, городские  и районные тарифные соглашения  предусматривают обеспечение стабильной  работы трудовых коллективов,  совершенствование оплаты труда  работников, их социальных гарантий  и льгот, обеспечение занятости,  установление и поддержание нормального  режима труда и отдыха, решение жилищных, бытовых, социальных и культурных проблем, создание условий для деятельности профсоюзов и урегулирование трудовых конфликтов.

 

 

  1. Порядок заключения коллективных договоров, соглашений
    1. Основные принципы заключения коллективных договоров, соглашений

Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений закреплены в Законе Республики Беларусь  от 24 ноября 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» [10].  Этот Закон в настоящее время утратил свою силу, но принципы, указанные в нем остались актуальны. Данные принципы должны быть соблюдены при заключении коллективных договоров и соглашений. Несоблюдение перечисленных в названных статьях принципов может стать основанием для признания коллективного договора или соглашения, принятого с нарушением этих принципов, недействующим или недействительным. Можно говорить о том, что коллективные договоры должны основываться на следующих принципах:

    1. социального партнёрства;
    2. равноправия сторон;
    3. обязательности выполнения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением;
    4. учета реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения принимаемых обязательств;

 

Закон "О коллективных договорах и соглашениях" впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов), как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др.

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 года [7], называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принцип равноправия сторон позволяет выделить две правовых составляющих данного принципа. Во-первых, каждая из сторон должна иметь возможность выразить самостоятельную позицию при заключении коллективных договоров и соглашений. То есть сторона коллективного договора или соглашения должна самостоятельно принимать решение о заключении договора о труде данного вида. Самостоятельность позиции может быть подтверждена документом об одобрении проекта коллективного договора или соглашения полномочным органом или лицом, выступающим от имени стороны указанных договоров. Во-вторых, равноправие сторон предполагает отсутствие обстоятельств, доказанность которых позволяет сделать вывод о наличии зависимости одной стороны коллективного договора или соглашения от другой. Наличие такой зависимости позволяет сделать вывод об отсутствии равноправия при заключении коллективного договора или соглашения, что позволяет требовать признания договора о труде недействующим или недействительным. 
      В Конвенции Международной Организации Труда №144 [16] предусмотрены, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации. Равноправие означает равноправное положение, или равенство. Применительно к партнерским отношениям это означает, что: каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора; для ведения коллективных переговоров стороны создают на равноправной основе комиссию из уполномоченных представителей.

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение коллективного  договора, следует из принципа обязательности выполнения коллективного договора, соглашения и обеспечивает реализацию указанного принципа. Статьей 9.18 Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь [3] за нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрено наложение административного штрафа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Порядок заключения коллективного договора, соглашения

В республике за последние  годы сложилась определенная и в  целом неплохо зарекомендовавшая  себя система действий сторон в рамках коллективно-договорного процесса.

Порядок заключения коллективного  договора, соглашения урегулирован нормами трудового законодательства. Перед заключением коллективного договора, соглашения происходит обсуждение в структурных подразделениях или в трудовом коллективе выполнения обязательств по прежнему коллективному договору или соглашению. В ходе обсуждения рассматриваются предложения в новый коллективный договор участников собраний трудовых коллективов, в подразделениях, в цехах, на предприятии, в структурных подразделениях объединений.

Коллективные договора, соглашения являются итогом работы профсоюзных  комитетов (объединений), их невозможно отделить от более трудного, сложного процесса, благодаря которому они  собственно и появляются – переговорам  сторон. Согласно Конвенции Международной  организации труда №154 «О содействии коллективным переговорам», к ним  относятся все переговоры, которые  проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей либо одной  или несколькими организациями  предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями  трудящихся – с другой, в целях  определения условий труда и  занятости, регулирования отношений  между предпринимателями и их организациями и организацией трудящихся [15].

Как говорилось ранее, принятию проекта коллективного договора, соглашения предшествуют коллективные переговоры. Согласно ч. 1 ст.11 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», каждая сторона коллективных трудовых отношений может направить другой стороне письменное требование о начале коллективных переговоров, темой которых являются заключение нового коллективного договора, внесение изменений и дополнений в прежний договор [10].  Как правило, инициатором переговоров традиционно выступает профсоюз как представитель работников в трудовых отношениях. Вторая сторона, получив такое уведомление, обязана начать коллективные переговоры в семидневный срок. Не допускается односторонний отказ от ведения переговоров. За односторонний отказ от ведения переговоров наниматель может быть оштрафован в размере от 50 до 100 минимальных заработных плат [1]. Это один из способов побудить нанимателя без проволочек, своевременно вступать в переговоры, если с такой инициативой выступает профсоюз.

Подготовка к переговорам  – важный и ответственный этап, от которого во многом зависит эффективность, результативность всего переговорного  процесса. Как показывает практика, профкому целесообразно еще до начала переговоров провести своеобразный отбор требований. Условно их можно  разделить на три группы [2]:

    • самые важные и принципиальные, которые, по мнению профсоюза, надлежит отстаивать до конца;
    • требования, по которым допустимы компромиссные решения;
    • требования, которыми можно пожертвовать в обмен на определенные уступки другой стороны.

Для ведения переговоров  сторонами на равноправной основе создается  специальная комиссия из уполномоченных представителей.  Состав комиссии, сроки  и место проведения переговоров  определяются обеими сторонами. Поскольку  законодатель не устанавливает численность  комиссии, следует полагать, что  она также определяется сторонами.

Представители сторон обеспечиваются нанимателем всеми необходимыми документами, подтверждающими их полномочия. Деятельность представителей сторон в коллективных переговорах обеспечивается гарантиями, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Наниматели, их объединения, соответствующие государственные  органы управления обязаны предоставлять  информацию, необходимую для проведения переговоров. Участники переговоров  не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или  коммерческой тайной. Лица, разглашающие такие сведения, привлекаются к ответственности  согласно законодательству Республики Беларусь [11].  Иные вопросы ведения переговоров определяются сторонами.

Подготовительная работа начинается со сбора предложений  работников для включения в коллективный договор, высказанных в письменной или устной форме.  Процесс подготовки проекта коллективного договора важен с позиции обеспечения  трудовых прав работников, ибо именно на этой стадии можно сделать содержание коллективного договора максимально  действенным и эффективным.

Неформальный подход к  формированию проекта коллективного  договора позволяет работникам решать социально-экономические проблемы, включая условия и охрану труда, устанавливать локальные нормы, гарантирующие исполнение трудовых и иных прав работников, обеспечивая  на местном уровне необходимые льготы и преимущества и так далее,  решать санитарные и бытовые, жилищные и иные вопросы [8].

Проект коллективного  договора разрабатывается на основе предложений работников с учетом конкретных условий организации, заключающей  коллективный договор.

Согласно статье 368 Трудового  кодекса Республики Беларусь обсуждение проекта коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами в определённом ими порядке. Проект договора вначале рассматривается на уровне различных структурных подразделений, а затем с учетом поправок и дополнений выносится на обсуждение общего собрания коллектива, где либо принимается, либо отклоняется. В случае отклонения коллективного договора либо его части он направляется на доработку.

Одобренный проект коллективного  договора, соглашения подписывается уполномоченными представителями сторон. Согласно статье 13 Закона «О коллективных договорах»,  договор подписывается уполномоченными представителями сторон, при этом подписи должны быть на каждой его странице [10].

В отличие от действовавшего ранее правила, содержащегося в  Положении о порядке регистрации  коллективных договоров, соглашений [9], которое предусматривало возможность регистрации заключенных коллективных договоров, в настоящее время введена обязательная их регистрация.  В статье 371 Трудового кодекса Республики Беларусь изложен порядок регистрации. Коллективные договоры регистрируются в местных исполнительных или распорядительных органах по месту нахождения нанимателей. Генеральные, отраслевые и местные соглашения, содержащие обязательства по условиям труда, занятости, социальным гарантиям работникам определенных профессий, отраслей, территорий, регистрируются соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и в его местных органах, т.е. в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь [8].

Для регистрации коллективного  договора (соглашения) нанимателем в соответствующий орган предоставляются следующие документы: заявление в произвольной форме с просьбой о регистрации; подписанный коллективный договор; копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

Не позднее двух недель с момента поступления всех документов на регистрацию в соответствующий  орган производится запись в специальном  журнале о регистрации коллективного договора. На первой странице таких договоров ставится штамп о регистрации.

Один экземпляр зарегистрированного  коллективного договора (соглашения), хранится в течение пяти лет в органе, осуществлявшем его регистрацию.

В случае непредставления  необходимых документов либо представления  ненадлежаще оформленных документов органы, осуществляющие регистрацию, могут  отказать в регистрации коллективного  договора (соглашения). Отказ в регистрации коллективного договора (соглашения) может быть обжалован сторонами в вышестоящий орган, а в случае его отказа – в суд. В этом же порядке регистрируются и внесенные в коллективный (соглашение) договор изменения и дополнения.

Коллективные договоры и  соглашения заключаются только в письменной форме. Коллективный договор или соглашение заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года. При смене собственника имущества, организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. Однако практика заключения коллективных договоров на уровне предприятия свидетельствует о том, что в большинстве случаев коллективный договор заключается сроком на один год.

Статья 374 Трудового кодекса обязывает нанимателя информировать трудовые коллективы о ходе выполнения коллективного договора и соглашений в сроки, определенные в них, но не реже одного раза в полугодие. Как правило, информируются те работники, от имени которых заключен коллективный договор, соглашение. Способы информирования определяются сторонами.

 

 

 

Заключение

Каждое цивилизованное государство  заинтересовано в стабильности существующих в нем общественных отношений  в самых различных сферах его  жизнедеятельности. С этой целью  оно регулирует их соответствующими правилами, именуемыми нормами права.

Коллективный договор  является правовым актом, и его юридическое  значение состоит в том, что он представляет собой важный источник права, устанавливаемый не законом  или подзаконным нормативным  правовым актом, а заинтересованными  сторонами трудовых отношений путем  достижения договоренностей в решении  различных профессиональных, социальных и производственных вопросов. Это  обстоятельство придает коллективному  договору определенную гибкость, позволяет  учитывать различные обстоятельства в отношениях между работниками  и работодателями и вносить в  коллективный договор соответствующие  коррективы.

Таким образом, подводя  итог работы, можно сделать следующие  выводы:

    1. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
    2. Коллективное соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
    3. Коллективные договора и соглашения заключаются на основе четырех главных принципов: социального партнёрства; равноправия сторон; обязательности выполнения коллективных переговоров, если одна из сторон выступает с таким предложением; учета реальных возможностей материального, производственного и финансового обеспечения принимаемых обязательств.
    4. Важнейшую роль для заключения коллективных договоров и соглашений играют коллективные переговоры.
    5. Коллективные договоры и соглашения становятся основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений.

Информация о работе Коллективный договор