Коллективный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Термин «коллективный договор» впервые ввели в употребление в конце прошлого века английские исследователи С. Вебб и Б. Вебб. Они использовали этот термин при характеристике процесса переговоров о зарплате и других условиях труда между профсоюзами, с одной стороны, и предпринимателями или ассоциациями предпринимателей - с другой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Коллективный договор и его сущность………………………………………5
1.1. Понятие коллективного договора…………………………………………...5
1.2. Стороны коллективного договора…………………………………………..8
1.3. Содержание коллективного договора……………………………………...10
2. Коллективные соглашения и их значение…………………………………...14
2.1. Понятие и сфера действия коллективных соглашений…………………..14
2.2. Виды коллективных соглашений…………………………………………..17
2.3. Субъекты коллективных соглашений……………………………………..19
2.4 . Содержание коллективных соглашений………………………………….21
3.Порядок заключения коллективных договоров и соглашений……………..23
3.1. Основные принципы заключения коллективных договоров, соглашений……………………………………………………………………….23
3.2. порядок заключения коллективного договора, соглашения……………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 55.16 Кб (Скачать)

В Трудовом кодексе Республики Беларусь содержится примерный перечень вопросов, по которым могут заключаться  взаимные обязательства сторон [6]:

1) организация труда и повышение эффективности производства;

2) нормирование, формы, системы оплаты труда, иных видов доходов работников;

3) размеры тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

5) создание здоровых и безопасных условий труда, улучшение охраны здоровья, гарантии государственного социального страхования работников и их семей, охрана окружающей среды;

6) заключение и расторжение трудовых договоров;

7) обеспечение занятости, подготовка, повышение квалификации, переподготовка, трудоустройство высвобождаемых работников;

8) регулирование внутреннего трудового распорядка и дисциплина труда;

9) строительство, содержание и распределение жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организация санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставление дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшение условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создание условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимум необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственность сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантии социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственность нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) другие трудовые и социально-экономических условия.

Этот перечень не исчерпывающий  и носит рекомендательный характер. В нем вопросы разбиты по институтам трудового права:

  • оплата труда;
  • обеспечение занятости;
  • рабочее время и отдых;
  • охрана труда;
  • организация санаторно-культурного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей;
  • соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
  • контроль за выполнением коллективного договора, социальное партнёрство, ответственность его сторон, обеспечение гарантии деятельности профсоюзов.

В структуре коллективного договора выделяются специальные разделы  об улучшении труда и быта женщин, инвалидов, пенсионеров, молодежи.

Коллективный договор  может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью. К ним могут быть отнесены: положение  о премировании и депремировании работников; положение о надбавках  и доплатах к заработной плате; положение  о предоставлении дополнительных отпусков; сметы расходов Фонда социального  развития, Фонда производства науки и техники; сметы расходов Фонда материального поощрения; соглашения по вопросам охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии; список лиц с ненормированным рабочим днем; список работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Коллективные  соглашения и их значение

2.1.  Понятие  и сфера действия коллективных  соглашений

На этапе перехода к  рынку в Беларуси, как и в некоторых других странах СНГ, складывается многоуровневая система коллективно-договорного регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Наряду с коллективными договорами, заключенными в первичном звене – в рамках предприятий, организаций, возрастающее значение приобретают коллективные соглашения по социально-экономическим и трудовым вопросам, заключаемые на национальном, отраслевом и региональном уровнях.

По содержанию соглашения и коллективные договоры близки и  направлены на решение одних и  тех же задач, но имеют значительное различие по сфере действия. Так, в  соответствии со статьёй 358 Трудового  кодекса Республики Беларусь соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию  отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории [6].

Соглашения заключаются  на республиканском, отраслевом и местном  уровнях. Поэтому если сферой действия коллективного договора является отдельная  организация, то действие соглашений распространяется соответственно на республику, отрасль  или определённый регион. В связи  с этим содержание коллективных договоров  предельно наполнено конкретными  обязательствами сторон, тогда как  содержание соглашений носит более  общий, базовый характер.

Определяя юридическую природу коллективных соглашений, российский юрист О.В. Смирнов считает, что в юридической иерархии источников трудового права эти соглашения стоят между законодательными (централизованными) и локальными нормативными актами, т.е. занимают промежуточное положение. Однако само по себе указание на промежуточный характер коллективных соглашений не раскрывает их юридической природы. Еще в 70-х годах прошлого века некоторые французские юристы (Ж. Камерлинк, Ж. Лион-Кан, Ю. Саватье) затруднялись определить юридическую природу генерального соглашения. При этом высказывались сомнения в том, можно ли относить эти соглашения к категории коллективных из-за участия в них государства как третьей стороны. Отечественный ученый Б.Н. Жарков считал такие соглашения разновидностью буржуазных коллективных договоров, так как на стороне предпринимателей в них выступал по существу сдвоенный субъект права (патронат и правительство), объединенные общностью государственно-монополистических интересов. Последнее утверждение более чем сомнительно, но неопределенная сложная правовая природа коллективных соглашений очевидна. В постсоветский период А.С. Пашков предлагал усилить публичные начала коллективных соглашений, возложив на работодателя в этих соглашениях обязанность иметь коллективный договор как локальный правовой акт на основании заключенных коллективных соглашений. Поскольку сужается сфера государственно-правового регулирования, постольку в этих условиях коллективный договор становится одним из основных источников трудового права [4].

Говоря о коллективных соглашениях, важно отметить, что их целью и предметом как организационного договора служит определение общих начал (принципов) взаимосвязанной (социально-партнерской) деятельности в регулировании социально-трудовых отношений на предстоящий, предусмотренный договором период. Это рамочный договор о социально-партнерском сотрудничестве сторон, который имеет одну и ту же правовую цель – организацию длительных правовых связей в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Сфера действия коллективного  соглашения определяется сторонами  в пределах их полномочий, что указано  в части 3 статьи 365 Трудового кодекса  Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды коллективных  соглашений

Существует две классификации  коллективных соглашений. Требуется  рассмотрение каждой из них. И так, согласно первой классификации по признаку масштабности охвата участвующих в коллективных трудовых отношениях субъектов соглашения, можно выделить следующие их виды [2]:

  • Генеральные соглашения, заключаются на республиканском уровне. Включенные в них нормы и правила распространяются на все категории работников и слои населения. В данных соглашениях немалый удельный вес занимают положения, получающие отражение и конкретизацию в отраслевых тарифных и местных соглашениях.
  • Отраслевые или тарифные соглашения, охватывают своим нормативным воздействием нанимателей и наемных работников той или иной отрасли или группы родственных, ведомственно связанных между собой отраслей.
  • Местные или региональные соглашения распространяются на нанимателей и группу профессионально однородных наемных работников, чья деятельность осуществляется в пределах определенной местности (региона).

Обычно Генеральные и  тарифные соглашения заключаются на год, хотя в последнее время стали  подписываться соглашения на два  и на три года.

Второй классификацией коллективных соглашений является классификация, согласно которой коллективные соглашения в  зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашения могут быть:

    • двусторонние;
    • трехсторонние.

Что касается двусторонних соглашений, то это те соглашения, которые принимаются без участия органа исполнительной власти или, когда этот орган сам является работодателем. Это решают сами стороны. Соответственно трехсторонние коллективные соглашения, это те соглашения в которых третьей стороной является орган государственного управления,  в случае если он не является нанимателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Субъекты коллективных  соглашений

Согласно статье 359 Трудового  кодекса Республики Беларусь, сторонами  соглашений основных трех видов (Генеральные, тарифные и местные соглашения) являются:

  1. на республиканском уровне (генеральные соглашения) – республиканские объединения соответственно профсоюзов и нанимателей, а также Совет Министров Республики Беларусь;
  2. на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;
  3. на местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные органы исполнительной власти.

Однако профсоюзы не имеют  права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями, заключения с ними соглашений.

Сторонами местных межотраслевых (областных, городских, районных) соглашений выступают: соответствующие объединения профессиональных союзов (областной, городской, районный координационный совет председателей комитетов (советов) профсоюза); соответствующие объединения нанимателей (союзы, ассоциации), советы руководителей предприятий, учреждений и организаций области, города, района; местные исполнительные и распорядительные органы (облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, местные администрации). Местные исполнительные и распорядительные органы представляют руководители исполкомов областей, городов, главы администраций районов, другие уполномоченные должностные лица. Объединения профсоюзов представляют лица, уполномоченные соответствующими областными объединениями профсоюзов, координационными советами профсоюзов города, района. Объединения нанимателей представляют лица, уполномоченные этими объединениями.

 Сторонами областных, городских и районных отраслевых соглашений являются: местные отраслевые объединения профсоюзов (структуры) соответствующих уровней; местные отраслевые объединения нанимателей (структуры) соответствующих уровней; отраслевые органы управления исполкомов соответствующих уровней и местных администраций.

При наличии множественности  субъектов, которые могут при заключении соглашений претендовать на представительство интересов наемных работников или нанимателей, принципиальное значение имеет содержащаяся в п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» рекомендательная форма, согласно которой признается целесообразным заключать между субъектами социального партнерства на всех уровнях одно соглашение. Как отмечено в Указе, это диктуется целями обеспечения работникам однородных профессий, организаций и отраслей единых условий оплаты труда, предоставления им одинаковых социальных гарантий и предупреждения социальных конфликтов [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Содержание  коллективных соглашений

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции. В соответствии со статьёй 360 Трудового кодекса Республики Беларусь генеральные соглашения содержат положения:

    • о развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
    • об основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе о минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
    • о заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, о государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;
    • об обеспечении занятости;
    • об охране труда и окружающей среды; о иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные соглашения как  отраслевые ориентируются, главным  образом, на интересы работников и нанимателей  данной отрасли, но с учетом решения  социально-экономических проблем  в межотраслевом плане. Отраслевые отношения, как правило, включают: отраслевой уровень минимальной заработной платы, соотношения ее размеров по квалификационным группам или по конкретным размерам ставок и окладов, гарантированные размеры доплаты надбавок компенсационного характера, порядок регулирования заработной платы, минимальные гарантии, связанные с ростом цен, уровнем инфляции, повышением стоимости жизни, правила найма и увольнения, условий охраны труда, режимов труда и отдыха, положения о содействии занятости, переквалификации работников, меры по их социальной защите. В эти соглашения включаются гарантии обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья работников, а также мероприятия по соблюдению интересов работников при приватизации государственных предприятий, ведомственного жилья и других. Сюда же включается процедура заключения отраслевых соглашений, методы контроля над их исполнением и порядок разрешения возникающих споров. Содержание местных соглашений определяется их сторонами.

Как правило, в областные, городские, районные, местные соглашения включаются следующие положения:

    • создание условий для стабилизации экономики региона и обеспеченья занятости населения;
    • улучшение охраны труда и состояния экологической безопасности; охраны здоровья, медицинское, социальное и культурное обслуживание населения, и развитие сферы услуг и обеспеченья внутреннего товарного рынка;
    • строительство жилья, объектов социальной сферы и благоустройство населенных пунктов;
    • укрепление социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, имеющих детей, работа с молодежью и детьми.

Информация о работе Коллективный договор