Коллективный договор и его значение в правовом регулировании социально-партнерских отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:04, реферат

Краткое описание

Коллективный договор является важнейшим элементом правовой организации трудовых отношений, это правовая форма согласования интересов работодателя и работников. В этом и состоит суть договора, цель его заключения - согласовать интересы работодателя и работника и содействовать договорному регулированию социально - трудовых отношений.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Зарождение и развитие коллективных договоров……………………..4
3. Понятие, сущность и функции коллективного договора…………… 7
4. Стороны коллективного договора……………………………………...9
5. Заключение коллективного договора………………………………….11
6. Порядок ведения переговоров………………………………………… 13
7. Заключение…………………………………………………………… ...16
8. Список использованных источников и литературы…………………..17

Файлы: 1 файл

ТП Коллективный договор.docx

— 36.28 Кб (Скачать)

     Полномочия  представителей работников оформляются  в письменной форме. Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы выбора полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

     Заключению  коллективного договора обязательно  должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией  этой процедуры являются коллективные переговоры. Коллективные переговоры между социальными партнёрами появились уже в развитом капиталистическом обществе в целях сглаживания противоположных интересов труда и капитала, создания между ними социального мира. В этих переговорах, как правило, заинтересованы как работники, так и работодатели.

     После второй мировой войны в законодательстве многих стран стало закрепляться и поддерживаться право наемных  работников на соучастие в управлении производством.

     В 1949 году была принята Конвенция № 98 Международной Организации Труда  относительно применения принципов  права на организацию и заключение коллективных договоров (вместе со "Списком  ратификаций конвенции.... ") [9 принята  в Женеве 01. 07. 49 на 32-ой сессии Генеральной  конференции МОТ], которую ратифицировали 114 стран. Конвенция была ратифицирована Президиумом ВС СССР 06. 07. 56 и вступила в силу для СССР 10. 08. 57. Статья 4 вышеназванной  Конвенции гласит, что должны быть приняты меры для поощрения и  способствования полному развитию переговоров на добровольной основе между предпринимателями или  организациями предпринимателей, с  одной стороны, и организациями  трудящихся, с другой стороны, с целью  регулирования условий труда  путем заключения коллективных договоров. Однако нормы этой Конвенции не распространялись на служащих государственных учреждений и организаций. Статья 6 прямо говорила о том, что действие настоящей  Конвенции не распространяется на государственных  служащих, и она никоим образом  не будет истолковываться как  наносящая ущерб их правам или  положению. Для решения вопросов регулирования трудовых отношений государственных служащих, в том числе и по вопросам ведения переговоров об условиях их занятости, была принята Конвенция Международной Организации Труда № 151 “О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе” [10 принята в Женеве 07. 06. 78 на 64-ой сессии Генеральной конференции МОТ]. Во вступлении к Конвенции № 151 говорилось, что принятие данного документа вызвано тем, что положения Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию, Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров и Конвенции и Рекомендации 1971 года о представителях трудящихся не охватывают определенные категории государственных служащих, в то время как во многих странах деятельность государственной службы и необходимость наличия здоровых трудовых отношений между государственными органами власти и организациями государственных служащих значительно расширилась. В 1981 году МОТ приняла Конвенцию № 154 “О содействии коллективным переговорам” [11Конвенция № 154 Международной Организации Труда “О содействии коллективным переговорам” (принята в Женеве 19. 06. 1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ)] и одноименную рекомендацию № 163, дополнившую указанную Конвенцию [12Рекомендация № 163 Международной Организации Труда “О содействии коллективным переговорам” (принята в Женеве 19. 06. 1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ)], которые не пересматривали ранее принятые Конвенции и рекомендации, а дополняли нормы этих документов соответствующими мерами, направленными на содействие свободным и добровольным коллективным переговорам.

 

     ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

     Коллективным  переговорам посвящена одноименная  глава Закона РФ от 11. 03. 92 № 2490-1 “О коллективных договорах и соглашениях”, в статье 6 (Право на ведение переговоров) которого сказано, что в качестве инициатора коллективных переговоров  по разработке, заключению и изменению  коллективного договора вправе выступить  любая из сторон. Для этого она  должна послать письменное уведомление  о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный  срок со дня получения уведомления  начать переговоры.

     В течение трех месяцев до окончания  срока действия прежнего коллективного  договора (соглашения) или в сроки, определенные этими документами, любая  сторона вправе направить другой стороне письменное уведомление  о начале переговоров по заключению нового коллективного договора (соглашения). Приоритет в определении предмета коллективных переговоров предоставляется  представителям трудящихся, а другие партнеры обязаны вести по этому  вопросу переговоры.

     Органы  исполнительной власти, органы местного самоуправления, представители работодателей  обязаны предоставить представителям работников всю имеющуюся у них  информацию, необходимую для коллективных переговоров.

     Члены комиссии, работники, эксперты, допущенные к информации, составляющей служебную  или коммерческую тайну, несут ответственность  за ее разглашение. Информация составляет служебную или коммерческую тайну  согласно ст. 139 ГК РФ в случае, если она имеет действительную или  потенциальную коммерческую ценность в силу следующих качеств: 
1) неизвестность ее третьим лицам; 
2) к ней нет свободного доступа на законном основании;                                  3) обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности. Следует иметь в виду, что законы и иные правовые акты могут определить сведения, которые не составляют служебную или коммерческую тайну. Лица, разгласившие служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

     При ведении переговоров несколькими  профсоюзами одновременно, их решениями  создается объединенный представительный орган трудящихся. Переговоры завершаются  созданием проекта коллективного  договора (соглашения). Если в ходе переговоров  стороны не пришли к согласию, то составляется протокол разногласий, в  который стороны могут внести предложения для устранения причин этих разногласий, а также указывается  срок возобновления переговоров. Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке  разрешения коллективных трудовых споров" (СЗ РФ, 1995, № 48, ст. 4557).

     После этого в течение трех дней сторонами  из своего состава формируется рабочая  комиссия, которой передается протокол разногласий для решения спора. Для его урегулирования используются примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров. Кроме  того, этой комиссии может быть поручен  и контроль за выполнением договора (соглашения). Материально - техническое обеспечение представителей работников возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить возможность доведения разработанных проектов коллективного договора до каждого работника, а также предоставить имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов с информацией.

     Проект  коллективного договора обсуждается  по подразделениям, затем, после учёта  их замечаний, доработанный проект обсуждается  и принимается общим собранием  трудового коллектива. После утверждения  общим собранием коллективный договор подписывается представителями сторон, один экземпляр которого с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган Минтруда России по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Она необходима для учета и статистического отслеживания заключенных договоров. Регистрация договоров проводится практически во всех странах мира. Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или со дня, указанного в договоре.

     Стороны сами определяют, кто именно должен подписывать коллективный договор. Со стороны работодателя заключенный  договор подписывается обычно руководителем  организации, а со стороны работников - председателем выборного профсоюзного или иного уполномоченного органа. Если создан объединенный представительный орган, то договор подписывается всеми его участниками.

     Коллективный  договор заключается на срок от одного года до трех лет и действует в течение всего срока. Стороны имеют право самостоятельно устанавливать срок в этих пределах; обычно он рассматривается как условие сохранения социальной стабильности в организации. После окончания срока действия договор продолжает действовать, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. В течение срока действия коллективного договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке установленном в договоре.

     Момент  подписания коллективного договора, или протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров  по заключению коллективного договора. Завершающей стадией заключения коллективного договора является процедура  уведомительной регистрации коллективного  договора, которая осуществляется в  соответствующих органах исполнительной власти по труду по месту расположения организации.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Обязан  ли работодатель заключать коллективный договор? В чем особенности коллективно-договорных условий и каково их соотношение  с нормами о труде? Законно  ли включение в коллективный договор  указанного условия?

     В соответствии со ст. ст. 10 и 5 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” № 2490-1 от 25. 09. 92. (в ред. Федеральных  законов от 24. 11. 95 № 176-ФЗ, от 01. 05. 99 № 93-ФЗ), решение о необходимости  заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать  представители работников или общее  собрание (конференция) работников организации. Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 3 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях”, условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. В соответствии с действующим законодательством (ст. 27 КЗоТ РФ), в случае простоя (а в условии задачи указан именно этот момент), работники переводятся с учетом их специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации на все время простоя либо на другое предприятие, в учреждение, организацию, но в той же местности на срок до одного месяца

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 

О. В. Смирнова Комментарий к КЗоТ / -М. -1997.

Нуртдинова А. Ф. , Окуньков Л. А. , Френкель Э. Б. Комментарий к законодательству о социальном партнёрстве// - М. : Юристъ, -1996.        

Силин А. А. Место  и значение социального партнерства. // Законодательство. №8, август, -2000.                                                 Толкунова В. Н. , Гусов К. Н. Трудовое право России: Учебное пособие. - М. : Юристъ, 1996.

Трудовое право. Учебник. Отв. ред. Смирнов О. В. - М. : “ПРОСПЕКТ”, 1999.                                                                                                                    Трудовое право России. Учебник. Под ред. Орловского - М. : “Изд. группа Норма-ИНФРА·М”, 1999.                                                                           Трудовое право / под редакцией О. В. Смирнова, Москва, 1996 год. 
 
Нормативные акты:

Рекомендация  № 163 Международной Организации  Труда “О содействии коллективным переговорам” (принята в Женеве 19. 06. 1981 на 67-ой сессии генеральной конференции  МОТ)

Кодекс Законов  о труде. Москва, 1998 год. (по состоянию на 6 января 2000 года) Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” № 2490-1 от 25. 09. 92. (в ред. Федеральных законов от 24. 11. 95 № 176-ФЗ, от 01. 05. 99 № 93-ФЗ) Федеральный Закон от 23. 10. 95 № 175-ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (принят ГД ФС РФ 20. 10. 95)

Федеральный Закон  от 01. 05. 99 № 92-ФЗ “О российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (Принят ГД ФС РФ 02. 04. 99)

Информация о работе Коллективный договор и его значение в правовом регулировании социально-партнерских отношений