Коллективные трудовые споры (конфликты) и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы осветить вопросы относительно полной характеристики коллективных трудовых споров как важнейшей области общественных отношений, регулируемых трудовым правом.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
- проанализировать законодательство о коллективных трудовых спорах;
- дать общую характеристику коллективных трудовых споров;
- обозначить понятие и виды коллективных трудовых споров;
- осуществить обзор систем разрешения трудовых споров, применяемых в развитых странах;
- проследить этапы и порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах 6
1.1 Понятие коллективных трудовых споров, их предмет, стороны и виды 11
2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров 15
2.1 Забастовка, как исключительный случай разрешения коллективных трудовых споров 20
3 Исполнение решений комиссии по коллективным трудовым спорам 24
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая по Труд праву редактир.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

     Значительно изменены формулировки большинства  положений, составляющих содержание ст. 407 ТК РФ. Сейчас новая, несколько расширенная и уточненная редакция этой статьи более предметно и, главное, с учетом требований федерального законодательства, полнее излагает основные формы участия федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров. При этом в указанной статье прописано, что государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

     В истекшие 2000 - 2006 гг. в ряде регионов страны продолжалась противозаконная  практика постоянной и длительной задержки выплаты заработной платы, что нередко  приводило к обострению социально-экономической  ситуации в некоторых регионах России, которое сопровождалось забастовками и иными массовыми формами протеста работников промышленных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных организаций (медицины, образования и др.).

 

      1.1 Понятие коллективных трудовых споров, их предмет, стороны и виды

     Трудовыми спорами называются поступившие  на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового  права по вопросам применения трудового  законодательства или об установлении в партнерском порядке новых  условий труда.

     Данное понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

     Трудовые  споры - это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"2 и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для защиты индивидуальных или коллективных трудовых прав.

     Трудовой  спор - это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или  коллективного права (неисковые  споры).

       В Законе РФ о коллективных трудовых спорах дано следующее определение: "Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений".

     Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила  его словами "а также в связи  с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации". Таким образом, отказ работодателя учесть мнение профкома является поводом к коллективному трудовому спору.

     Моментом  начала коллективного трудового  спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение им своего решения в установленный Законом срок, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

     Сами  разногласия по установлению или выполнению коллективных договоров, соглашений о социально-трудовых отношениях - еще не трудовой спор, поскольку эти разногласия могут быть урегулированы самими спорящими сторонами, и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегулированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, разрешаемый примирительной процедурой.

     Предметом коллективного трудового спора  являются законные интересы и права  объединенных в трудовые коллективы работников.

     Сторонами коллективных трудовых споров являются:

     - представители работников - это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

     - представители работодателей - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы. Само название "коллективные трудовые споры указывает, что их спорящим субъектом является трудовой коллектив работников или несколько трудовых коллективов работников.

     - представителями работодателей в таких коллективных трудовых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные органы соответствующих объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы.

     Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

     Профсоюзы, их представители выступают в коллективных спорах со стороны работников. Закон о профсоюзах в ст. 3 предусмотрел понятие терминов: первичная профсоюзная организация, общероссийский профсоюз, общероссийское объединение профсоюзов, межрегиональный профсоюз, межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, территориальная организация профсоюзов, профсоюзный орган и профсоюзный представитель.

       Виды коллективных трудовых споров  различаются по характеру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

     По  характеру спора различают:

     - споры работников с работодателями  или их представителями по  поводу установления или изменения  условий труда, заключения или  изменения коллективных договоров,  соглашений по вопросам труда и быта работников;

     - споры работников с работодателями (или их представителями) по  поводу выполнения коллективных  договоров, соглашений, трудового  законодательства.

     По  правоотношениям, из которых возникают  коллективные трудовые споры, различают:

     - спор из правоотношения трудового  коллектива работников предприятия,  учреждения, организации с работодателем  (администрацией);

     - спор из правоотношения профкома  предприятия, учреждения, организации  с работодателем (администрацией);

     - споры широкой сферы из правоотношений  социальных партнеров выше уровня  предприятия, учреждения, организации.  Поскольку согласно ст. 2 Закона  РФ "О коллективных договорах  и соглашениях" таких уровней  соглашений выше предприятия,  организации может быть четыре, то и коллективных трудовых споров выше уровня предприятия (организации) может быть четыре вида, т.е. возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли и территории.

     Как видно из указанных видов, все  коллективные споры - это споры сферы  социально-партнерских отношений  на различных их уровнях. И спорящими  сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения  работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном уровне.

 

      2. Порядок разрешения коллективных трудовых споров

     Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

     1) рассмотрение спора примирительной  комиссией;

     2) рассмотрение спора с участием  посредника;

     3) рассмотрение спора трудовым  арбитражем.

     Обязательным  первым этапом является примирительная комиссия, после которой при не достижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничивает процедуру двумя этапами5.

     Ни  одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными.

     Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено. В поддержку  своих требований в период разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

       Представители сторон, примирительная  комиссия, посредники, трудовой арбитраж  и Служба по урегулированию  коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

     1) Рассмотрение спора примирительной комиссией

     Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК РФ и ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г.

       Примирительная комиссия - это совместный  орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.

     Создание  примирительной комиссии оформляется  соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в равном количестве и с равными правами).

       Количественный состав примирительной  комиссии устанавливают стороны  по соглашению. Стороны не вправе  уклоняться от создания примирительной  комиссии и участия в ее  работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК РФ), то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.

     Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента  издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом (ст. 402 ТК РФ).

     Решение примирительной комиссии принимается  по соглашению сторон коллективного  трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

       При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

     2) Рассмотрение спора с участием посредника

     После составления примирительной комиссией  протокола разногласий стороны  коллективного трудового спора  в течение трех рабочих дней могут  пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

     Служба  по урегулированию коллективных трудовых споров - это система государственных  и региональных органов в составе  Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации.

Информация о работе Коллективные трудовые споры (конфликты) и порядок их разрешения