Коллективные трудовые споры (конфликты) и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в том, чтобы осветить вопросы относительно полной характеристики коллективных трудовых споров как важнейшей области общественных отношений, регулируемых трудовым правом.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
- проанализировать законодательство о коллективных трудовых спорах;
- дать общую характеристику коллективных трудовых споров;
- обозначить понятие и виды коллективных трудовых споров;
- осуществить обзор систем разрешения трудовых споров, применяемых в развитых странах;
- проследить этапы и порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Оглавление

Введение 3
1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах 6
1.1 Понятие коллективных трудовых споров, их предмет, стороны и виды 11
2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров 15
2.1 Забастовка, как исключительный случай разрешения коллективных трудовых споров 20
3 Исполнение решений комиссии по коллективным трудовым спорам 24
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая по Труд праву редактир.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет» 
 
 
 

Факультет  экономики и технологий

Кафедра «Юриспруденции» 
 
 

   
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Трудовое право»

Тема. Коллективные трудовые споры (конфликты) и порядок  их разрешения. 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент группы 9ЮР3д-1                                                                         О.В. Ода 

Преподаватель                                    С.Г. Латушкина 
 
 

2011

 

Содержание

  

 

      Введение

     Работодатели  и работники ежедневно сталкиваются с вопросами в области трудового  права. С изменением социально-экономических  условий жизни в стране возрастает значимость трудовых правоотношений, а вместе с этим и количество случаев  нарушения трудовых прав. Это и несвоевременная выплата заработной платы, и незаконные увольнения, и необоснованный отказ в приеме на работу, и многие другие нарушения трудового законодательства.

     В идеале должен существовать баланс прав работников и работодателей, который должны поддерживать не только сами стороны, вступающие в трудовые правоотношения, но и законодательство о труде. В реальной жизни этот баланс отсутствует, что в свою очередь приводит стороны к трудовым разногласиям, которые необходимо урегулировать.

     Возникновение трудовых споров можно отнести не только к ситуации, когда стороны  состоят в трудовых отношениях (например, споры об изменении существенных условий трудового договора, споры  по вопросам заработной платы и премирования), но и когда между ними еще такие правоотношения не возникли (например, споры о приеме на работу и заключения трудового договора) или когда фактически трудовые правоотношения между работником и работодателем уже прекращены (споры о восстановлении на работе).

     Современный уровень развития производства обуславливает необходимость коллективного труда, а это определяет наличие коллективных субъектов права.

     Существенным  условием (а, следовательно, признаком) существования лица в качестве коллективного  субъекта права является наличие у него организации, т.е. системы коллективных и индивидуальных органов, действующих в отношениях с третьими лицами и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам. Таким образом, в сфере трудового права мы должны различать собственно субъектов права и органы (коллегиальные и индивидуальные), образующие организационно-управленческую структуру коллективных субъектов права. Последние субъектами права вообще и трудового права в частности в собственном смысле слова не являются.

     Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового права, мы тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в применении к этому субъекту. Иными словами, характеристика субъекта трудового права есть не что иное, как одновременно и характеристика всего субъективного трудового права.

     Первый  и основной коллективный субъект  трудового права — трудовой коллектив. Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации — это объединение  всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора (контракта).

       Трудовой коллектив выступает  как субъект трудового права  на государственном, муниципальном,  а также коллективном производстве. Трудовой коллектив действует  через свои органы. Это — собрание (конференция) трудового коллектива, совет трудового коллектива, избираемый на собрании (конференции). У трудового коллектива обширный перечень прав, которые он осуществляет в процессе своей трудовой деятельности.

     Коллективные  трудовые споры в последнее десятилетие стали привычным явлением в России. Рост их числа свидетельствует о существенном обострении ситуации в социально-трудовых отношениях. В то же время окрепли организации работников и работодателей, отношения которых с государством строятся на основе социального партнерства. Активизируется процесс нормотворчества, в т.ч. и регионального, в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

     Вместе  с тем отдельные вопросы остались недостаточно исследованными или неисследованными вообще.

     Этим поясняется важность и актуальность теоретических исследований и анализа практики такой важной области трудового права как коллективные трудовые споры, необходимость более тщательного освещения основных положений относительно их классификации, определения их предмета, сторон, методов разрешения и т.п.

     Цель  исследования заключается в том, чтобы осветить вопросы относительно полной характеристики коллективных трудовых споров как важнейшей области  общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

     Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач исследования:

     - проанализировать законодательство  о коллективных трудовых спорах;

     - дать общую характеристику коллективных  трудовых споров;

     - обозначить понятие и виды  коллективных трудовых споров;

     - осуществить обзор систем разрешения  трудовых споров, применяемых в  развитых странах;

     - проследить этапы и порядок  разрешения коллективных трудовых  споров.

 

      1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах

     Общее число забастовок в субъектах Федерации по стране за последние пять лет стало снижаться. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2002 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2001 г. снизилось со 180 до 70, а число забастовок - 291 до 80 (в 3,6 раза). В 2004 - 2005 гг., и особенно в 2006 г., также отмечено значительное снижение числа прошедших забастовок и, соответственно, числа их участников.

     Статья 37 Конституции Российской Федерации  признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Закрепляя право на коллективные трудовые споры, Конституция России одновременно предусматривает и возможность их перерастания в забастовки.

     В ст. 2 ТК РФ сформулирован общегосударственный  принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права  на забастовку в порядке, установленном  ТК РФ и иными федеральными законами.

     Согласно  ТК РФ: "Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов", а "забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора" (ст. 398 ТК РФ).

     Многие  конкретные вопросы, связанные с  рассмотрением коллективных трудовых споров работников предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, регулируются иными нормативными актами, которые в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ применяются лишь в части, не противоречащей данному Кодексу, в том числе действующими постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации:

     - постановлением от 14 августа 2002 г. N 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией";

     - постановлением от 14 августа 2002 г. N 58 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника";

     - постановлением от 14 августа 2002 г. N 59 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже".

     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов власти" Минтруд России ликвидирован, и его функции в части контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, которое осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере трудовых отношений, включая рассмотрение и разрешение трудовых споров в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 321.

     Особо следует подчеркнуть, что в организациях, работа которых связана с безопасностью  людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Порядок утверждения такого минимума определен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901. Это положение содержится в ст. 412 ТК РФ. Российское законодательство в этой части полностью отвечает стандартам, закрепленным в международном трудовом праве. Например, Комитет по свободе объединения Международной организации труда справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление.

     В ТК РФ содержится гл. 61, регламентирующая порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В ст. ст. 399 - 418 ТК РФ подробно изложены этапы  и особенности рассмотрения коллективных трудовых споров, в том числе: выдвижение требований работников и их представителей; рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений; примирительные процедуры; рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, при участии посредника или в трудовом арбитраже; уклонение от участия в примирительных процедурах; участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров; соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора; объявление забастовки; орган, возглавляющий забастовку; обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки; гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки; ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры; ответственность работников за незаконные забастовки и некоторые другие.

     Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внесены  некоторые изменения и дополнения в 17 из 20 статей гл. 61 ТК РФ. Некоторые  из них носят как бы новые правовые положения, а другие - уточняющий и редакционный характер.

     Так, весьма важное по своей значимости положение включено в новую последнюю  часть ст. 401 ТК РФ, которая гласит: "Работники имеют право в  установленном федеральном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки".

     Не  менее существенные поправки внесены в ст. 410 ТК РФ, которые как бы направлены на некоторые упрощения процедуры объявления забастовки. Так, если прежде в ч. 2 этой статьи указывалось, что собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников, то теперь этот кворум снижен до половины. Кроме того, в ч. 9 этой статьи включено важное требование о том, что забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении.

     Из  ст. 413 ТК РФ, регламентирующей незаконные забастовки, исключена ее последняя часть, в которой было предусмотрено, что в случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с требованиями ч. 1 и 2 этой статьи, решение по коллективному спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ. Сейчас же в таких случаях, согласно новой редакции ст. 404 ТК РФ, создается трудовой арбитраж, и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Информация о работе Коллективные трудовые споры (конфликты) и порядок их разрешения