Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы осветить вопросы относительно полной характеристики коллективных трудовых споров как важнейшей области общественных отношений, регулируемых трудовым правом.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
- проанализировать законодательство о коллективных трудовых спорах;
- дать общую характеристику коллективных трудовых споров;
- обозначить понятие и виды коллективных трудовых споров;
- осуществить обзор систем разрешения трудовых споров, применяемых в развитых странах;
- проследить этапы и порядок разрешения коллективных трудовых споров.
Введение 3
1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах 6
1.1 Понятие коллективных трудовых споров, их предмет, стороны и виды 11
2 Порядок разрешения коллективных трудовых споров 15
2.1 Забастовка, как исключительный случай разрешения коллективных трудовых споров 20
3 Исполнение решений комиссии по коллективным трудовым спорам 24
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический
университет»
Факультет экономики и технологий
Кафедра
«Юриспруденции»
Курсовая работа
по дисциплине «Трудовое право»
Тема. Коллективные
трудовые споры (конфликты) и порядок
их разрешения.
Студент группы
9ЮР3д-1
Преподаватель
С.Г. Латушкина
2011
Содержание
Введение
Работодатели
и работники ежедневно
В идеале должен существовать баланс прав работников и работодателей, который должны поддерживать не только сами стороны, вступающие в трудовые правоотношения, но и законодательство о труде. В реальной жизни этот баланс отсутствует, что в свою очередь приводит стороны к трудовым разногласиям, которые необходимо урегулировать.
Возникновение трудовых споров можно отнести не только к ситуации, когда стороны состоят в трудовых отношениях (например, споры об изменении существенных условий трудового договора, споры по вопросам заработной платы и премирования), но и когда между ними еще такие правоотношения не возникли (например, споры о приеме на работу и заключения трудового договора) или когда фактически трудовые правоотношения между работником и работодателем уже прекращены (споры о восстановлении на работе).
Современный уровень развития производства обуславливает необходимость коллективного труда, а это определяет наличие коллективных субъектов права.
Существенным условием (а, следовательно, признаком) существования лица в качестве коллективного субъекта права является наличие у него организации, т.е. системы коллективных и индивидуальных органов, действующих в отношениях с третьими лицами и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам. Таким образом, в сфере трудового права мы должны различать собственно субъектов права и органы (коллегиальные и индивидуальные), образующие организационно-управленческую структуру коллективных субъектов права. Последние субъектами права вообще и трудового права в частности в собственном смысле слова не являются.
Когда мы говорим о субъекте права, в том числе о субъекте трудового права, мы тем самым характеризуем всю систему правовых категорий в применении к этому субъекту. Иными словами, характеристика субъекта трудового права есть не что иное, как одновременно и характеристика всего субъективного трудового права.
Первый и основной коллективный субъект трудового права — трудовой коллектив. Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации — это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора (контракта).
Трудовой коллектив выступает
как субъект трудового права
на государственном,
Коллективные трудовые споры в последнее десятилетие стали привычным явлением в России. Рост их числа свидетельствует о существенном обострении ситуации в социально-трудовых отношениях. В то же время окрепли организации работников и работодателей, отношения которых с государством строятся на основе социального партнерства. Активизируется процесс нормотворчества, в т.ч. и регионального, в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.
Вместе
с тем отдельные вопросы
Этим поясняется важность и актуальность теоретических исследований и анализа практики такой важной области трудового права как коллективные трудовые споры, необходимость более тщательного освещения основных положений относительно их классификации, определения их предмета, сторон, методов разрешения и т.п.
Цель исследования заключается в том, чтобы осветить вопросы относительно полной характеристики коллективных трудовых споров как важнейшей области общественных отношений, регулируемых трудовым правом.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
-
проанализировать
-
дать общую характеристику
- обозначить понятие и виды коллективных трудовых споров;
-
осуществить обзор систем
-
проследить этапы и порядок
разрешения коллективных
1 Общая характеристика законодательства о коллективных трудовых спорах
Общее число забастовок в субъектах Федерации по стране за последние пять лет стало снижаться. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2002 г. число зарегистрированных коллективных трудовых споров по сравнению с 2001 г. снизилось со 180 до 70, а число забастовок - 291 до 80 (в 3,6 раза). В 2004 - 2005 гг., и особенно в 2006 г., также отмечено значительное снижение числа прошедших забастовок и, соответственно, числа их участников.
Статья 37 Конституции Российской Федерации признает право не только на индивидуальные, но и на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Закрепляя право на коллективные трудовые споры, Конституция России одновременно предусматривает и возможность их перерастания в забастовки.
В
ст. 2 ТК РФ сформулирован
Согласно ТК РФ: "Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов", а "забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора" (ст. 398 ТК РФ).
Многие конкретные вопросы, связанные с рассмотрением коллективных трудовых споров работников предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, регулируются иными нормативными актами, которые в соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ применяются лишь в части, не противоречащей данному Кодексу, в том числе действующими постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации:
- постановлением от 14 августа 2002 г. N 57 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией";
- постановлением от 14 августа 2002 г. N 58 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника";
- постановлением от 14 августа 2002 г. N 59 "Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже".
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов власти" Минтруд России ликвидирован, и его функции в части контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. Роструд находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития, которое осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере трудовых отношений, включая рассмотрение и разрешение трудовых споров в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 321.
Особо
следует подчеркнуть, что в организациях,
работа которых связана с
В ТК РФ содержится гл. 61, регламентирующая порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В ст. ст. 399 - 418 ТК РФ подробно изложены этапы и особенности рассмотрения коллективных трудовых споров, в том числе: выдвижение требований работников и их представителей; рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений; примирительные процедуры; рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, при участии посредника или в трудовом арбитраже; уклонение от участия в примирительных процедурах; участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров; соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора; объявление забастовки; орган, возглавляющий забастовку; обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки; гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки; ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры; ответственность работников за незаконные забастовки и некоторые другие.
Федеральным
законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ внесены
некоторые изменения и
Так, весьма важное по своей значимости положение включено в новую последнюю часть ст. 401 ТК РФ, которая гласит: "Работники имеют право в установленном федеральном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки".
Не менее существенные поправки внесены в ст. 410 ТК РФ, которые как бы направлены на некоторые упрощения процедуры объявления забастовки. Так, если прежде в ч. 2 этой статьи указывалось, что собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников, то теперь этот кворум снижен до половины. Кроме того, в ч. 9 этой статьи включено важное требование о том, что забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении.
Из ст. 413 ТК РФ, регламентирующей незаконные забастовки, исключена ее последняя часть, в которой было предусмотрено, что в случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с требованиями ч. 1 и 2 этой статьи, решение по коллективному спору в 10-дневный срок принимает Правительство РФ. Сейчас же в таких случаях, согласно новой редакции ст. 404 ТК РФ, создается трудовой арбитраж, и его решение имеет для сторон обязательную силу.
Информация о работе Коллективные трудовые споры (конфликты) и порядок их разрешения