Источники трудового права: их классификация и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:56, реферат

Краткое описание

Значительное обновление трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.

Оглавление

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА 7
1.1 Понятие источников трудового права и их особенности 7
1.2 Виды источников трудового права 12
1.3 Система источников трудового права 14
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКО ТРУДОВОГО ПРАВА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 46.08 Кб (Скачать)
  1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  3. указами Президента Российской Федерации;
  4. постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  5. нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Следует учесть, что Конституция РФ11, а вместе с ней и ТК12 устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными отношениями.

     Учитывая  вышеизложенное, можно сделать вывод, что источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.13 
 

     1.2 Виды источников трудового права 
 

     Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и  вид источников, и их юридическая  сила находятся в прямой зависимости  от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и  компетенции, которой они наделены по действующим законам, а также  от компетенции конкретного работодателя.14

     В теории трудового права долгое время  к источникам относили лишь нормативные  правовые акты (при этом нормативным  актом считался и коллективный договор). В последние годы активно формируется  широкий подход к определению  источников трудового права. Нет  сомнений относительно существования  в системе источников трудового  права нормативных договоров, причем отдельные ученые относят к их числу и трудовой договор.15 Авторы некоторых учебников и учебных пособий, изданных после принятия Трудового кодекса, к источникам трудового права относят судебный прецедент.16 С определенной долей осторожности признается и роль обычая (обыкновения правоприменительной практики).17

     В связи с этим первый вопрос, на который  необходимо ответить: что можно (и  нужно) отнести к источникам трудового  права?

     Начнем  с нормативных правовых актов, включение  которых в систему источников трудового права является очевидным  и сомнений не вызывает.

     Понятие нормативного правового акта охватывает все акты, принятые органами государственной власти или санкционированные государством и содержащие нормы трудового права. В иерархии источников трудового права нормативный правовой акт занимает ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда; во-первых, в силу качественного разнообразия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в состав предмета трудового права.

     Акты, принимаемые государством, в свою очередь, делятся на законы и подзаконные акты.

     Среди законов надо выделить Основной закон  Российской Федерации — Конституцию  РФ, федеральные конституционные  законы, базовый акт отрасли —  Трудовой кодекс РФ, иные федеральные  законы, содержащие нормы трудового  права и законы субъектов РФ (включая  конституции и уставы).

     Нормативные правовые акты, принимаемые работодателем  в установленном законом порядке, именуются локальными нормативными актами. Трудовой кодекс впервые прямо закрепляет право работодателя принимать такие акты и определяет их место в системе источников трудового права.

     Следующий вид источников трудового права  — нормативный договор.

     К нормативным договорам относятся  международные (многосторонние и двусторонние) договоры, заключенные Российской Федерацией, и акты социального партнерства (нормативные соглашения или коллективно-договорные акты) — коллективные договоры и соглашения.

     Нормативные договоры (нормативные соглашения) характеризуются тем, что они  заключаются в договорном порядке, т.е. путем проведения переговоров, их условия определяются соглашением сторон, их юридическая сила также обусловлена взаимным волеизъявлением сторон, однако в отличие от обычных договоров их содержание составляют не обязательства (или не только обязательства) сторон, а правовые нормы.

     В последнее десятилетие отдельные  представители науки трудового  права стали относить к источникам права и трудовой договор. Безусловно, трудовой договор можно признать источником субъективного права, т.е. актом, устанавливающим субъективные права и обязанности работника  и работодателя. Однако норм права  он не содержит.

     Что касается обычая и судебного прецедента, то надо подчеркнуть, что указанные источники включаются в ту или иную национальную систему права в зависимости от признания (санкционирования) их государством. Поскольку ни конституционное, ни трудовое законодательство РФ не указывает на возможность отнесения обычая и судебного прецедента к источникам права, последние в российской правовой системе таковыми не являются.18 
 

     1.3. Система источников трудового  права 
 

     Источники трудового права составляют определенную систему. Совокупность источников трудового  права, находящихся в определенной иерархии и соподчиненности, называется системой трудового законодательства.19

     В настоящее время, трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных  законов и законов субъектов  РФ, содержащих нормы трудового права.

     Под иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового  права понимаются:

     1) указы Президента РФ;

     2) постановления Правительства РФ  и нормативные правовые акты  федеральных органов исполнительной  власти;

     3) нормативные правовые акты органов  исполнительной власти субъектов  РФ;

     4) нормативные правовые акты органов  местного самоуправления.

     Трудовые  отношения и иные, непосредственно  связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового  права.

     Таким образом, источники трудового права  представляют собой четыре группы нормативных  правовых актов:

     1) Конституция РФ и ФКЗ;

     2) трудовое законодательство;

     3) иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового  права;

     4) коллективные договоры, соглашения  и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

     О соотношении ТК РФ и ФЗ. Нормы  трудового права, содержащиеся в  иных ФЗ, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между  ТК РФ и иным ФЗ, содержащим нормы  трудового права, применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот ФЗ применяется при  условии внесения соответствующих  изменений в Кодекс.

     Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить ТК РФ и ФЗ.

     Постановления Правительства РФ, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  ТК РФ, ФЗ и указам Президента РФ.

     Нормативные правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  ТК РФ, ФЗ, указам

     Президента  РФ и постановлениям Правительства  РФ.

     Законы  субъектов РФ, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить ТК РФ и ФЗ. Исходя из смысла ст. 5 ТК РФ указанные  законы субъектов РФ обладают высшей юридической по отношению к указам Президента РФ и Постановлениям Правительства  РФ.

     Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить  ТК РФ, иным ФЗ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным  правовым актам федеральных органов  исполнительной власти.

     Органы  местного самоуправления имеют право  принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с ТК РФ, другими  ФЗ и иными нормативными правовыми  актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.20

     Итак, в трудовом праве существует достаточно стройная и субординированная система  источников права, что позволяет  устойчиво регулировать отношения  в сфере труда (см. приложение 1). 
 
 
 
 
 

     
  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
 
 

     Источники трудового права многочисленны  и разнообразны, их можно по-разному  классифицировать.

     Источники российского трудового права  можно классифицировать по следующим  основаниям:

     По  характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

     По  сфере действия источники трудового права можно разделить на действующие в пределах всей Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

     По  форме актов источники трудового  права могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению  источников трудового права.

     По  степени обобщенности источники  трудового права могут быть классифицированы на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится  ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права. Другие источники трудового права являются некодифицированными.21

     По  субъектам, к которым применяются  источники трудового права, они  могут быть классифицированы на общие  и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные  рассчитаны на применение к отдельным  категориям работников, например, к  женщинам, молодежи, инвалидам.

     По  предмету правового регулирования  источники трудового права могут  быть распределены в зависимости  от того, на регулирование каких  отношений, входящих в предмет трудового  права, они направлены. По этому критерию источники могут быть подразделены на регулирующие отношения по занятости  и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д.

     По  территории применения источники трудового  права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые  и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.22

     Наконец, можно классифицировать источники  трудового права по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юридической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулирования труда, законы, подзаконные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, локальные акты.23

     Особое  место среди источников российского  права, в том числе и трудового  права, занимает ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.24

Информация о работе Источники трудового права: их классификация и виды