Безработица и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Оглавление

Введение 6
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения 8
1.1 Показатели безработицы, ее формы, специфика 8
1.2. Причины безработицы в России на современном этапе 12
1.3. Формы и методы социальной поддержки безработных 16
1.4 Социальная защита безработных 19
1.5  Политика государства в содействии занятости безработных 24
Глава 2. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы 33
2.1 Тенденции на рынке труда в Российской Федерации 33
2.2. Формы занятости населения Российской Федерации 37
2.3 Пути решения проблем безработицы 40
Заключение 44
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

Курсовая УТР.doc

— 588.50 Кб (Скачать)

Политика государства  на рынке труда представляет собой  взаимосвязанный комплекс указанных  мер с возможным преобладанием тех или других. В условиях достаточно тяжелой ситуации на рынке труда, прежде всего массовой безработицы, и весьма ограниченных финансовых возможностей государства важным приоритетом в политике содействия занятости стало использование активных форм занятости. Это обусловлено стремлением решить не только экономические, но и социальные проблемы безработицы.[2]

Есть два пути решения  проблем безработицы: прямой и косвенный.

Прямой путь — это  возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих  возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа  рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

3. Развитие системы  страхования от безработицы:

-повышение доли отчислений  в фонд занятости, что позволит  стимулировать структурную перестройку  предприятий;

-использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

-финансирование государством  специальных программ помощи  конкретным социальным группам  на рынке труда — попавшим  под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

-адаптация безработных  к изменившимся требованиям рынка  через систему профессиональной  подготовки при максимальном  учете имеющейся базовой квалификации;

- упрощение процедуры  регистрации безработных в службах  занятости.

4. Усиление гарантий  в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной  системы защиты наемных работников  через механизм социального партнерства.  Система социального партнерства  на федеральном уровне призвана  обеспечить ведение переговоров  по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального  партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.[7]

Социальное партнерство  реализуется через систему переговоров  и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

Учитывая особенности  российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.[12]

Заключение

В заключении данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Государственное регулирование  обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

Государство признает право  каждого на достаточный жизненный  уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение  условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

Несмотря на имеющиеся  недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей  стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.

В отношении оказания материальной и иной помощи безработным  пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.

Официальные данные, к  сожалению, не отражают истинного положения  в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которые нередко осуществляются без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

Как вытекает из положений  законодательства о занятости населения  в Российской Федерации, безработными в учреждениях службы занятости  населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в  образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. При проведении обследования населения по проблемам занятости эти категории населения могут быть классифицированы как безработные, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, то есть отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В среднем за 2010г. в  составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, около 0,6 млн.человек, или 10,4% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них около 45% составляли лица (включая моложе 16 лет), проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, и 55% - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях.

Кроме факторов методологического  характера, которые влияют на различие размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 57-60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Политика  занятости — органическая часть  экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

— содействие развитию малого предпринимательства  на разных уровнях управления;

— разработка концепции обеспечения занятости  и выживания населения малых  городов в условиях привязки их к  одному-двум предприятиям;

— стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

— ориентация на сокращение безработицы, оживление  производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

— становление  эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

— целенаправленное формирование государственного сектора  экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов  для сохранения рабочих мест, в  частности увеличение практики общественных работ.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный Закон от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
  2. Абакумова Н.Н. и др. Безработица и самозанятость. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
  3. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2008.
  4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. – М.: Норма, 2007.
  5. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2008.
  6. Кибанов А. Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: Учебник/Под. ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  7. Кибанов А.Я.  Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова.- 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА – М, 2010 .
  8. Мумладзе Р.Г., Гумина Г.Н. Экономика и социология труда: Учебник. – 2-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2011
  9. Одегов Ю.Г., Рудненко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). – М.: Альфа-Пресс, 2007.
  10. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. -М.:РАГС, 2005.
  11. Рахлин Э. Основы экономической теории: Безработица и инфляция. – М.: Наука, 2007.
  12. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда), учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2007.
  13. Экономика труда: (социально-трудовых отношений) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова, Учебник для вузов, М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
  14. http: www: hr-journal.ru
  15. http://www.gks.ru

Информация о работе Безработица и ее виды