Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа
Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Введение 6
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения 8
1.1 Показатели безработицы, ее формы, специфика 8
1.2. Причины безработицы в России на современном этапе 12
1.3. Формы и методы социальной поддержки безработных 16
1.4 Социальная защита безработных 19
1.5 Политика государства в содействии занятости безработных 24
Глава 2. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы 33
2.1 Тенденции на рынке труда в Российской Федерации 33
2.2. Формы занятости населения Российской Федерации 37
2.3 Пути решения проблем безработицы 40
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.[4]
Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.
Трудовой договор, регулирующий общественные работы, является срочным.
Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.[3]
Эффективным средством
Гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:
Обследование населения по проблемам занятости проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет.
В 1992-1998гг. опросы населения проводились один раз в год, с февраля 1999г. по август 2009г. - один раз в квартал, с сентября 2009г. - ежемесячно. Отчетным периодом, по отношению к которому изучается экономическая активность населения, является вторая неделя месяца.
В 2010г.
по вопросам экономической активности,
занятости и безработицы
Данные обследования за 2010г. по показателям занятости и безработицы имеют высокую степень надежности. Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность безработных" и "уровень безработицы" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 3% до 8% (в целом по России - 0,5%). Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости населения" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 0,5% до 2,0% (в целом по России - 0,07%).
По данным обследования населения по проблемам занятости, в I квартале 2011г. численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7%.
В численности экономически активного населения 69,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн. человек, или на 2,1%, численность безработных сократилась на 0,9 млн.человек, или на 14,3% (Рис. 2.1)
Рис. 2.1 Численность экономически активного населения
Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда и снижение занятости населения в феврале 2009г. (когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса).
В I квартале 2011г. численность безработных по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн.человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%).
В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009г. на 0,5 млн.человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн.человек, или на 11,4%.
Вместе с тем, к уровню 2008г. численность занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%) (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Экономически активное население, занятые и безработные
Экономи- |
В том числе |
Уровень |
Уровень |
Уровень | ||
занятые |
безра- | |||||
2008г. | ||||||
февраль |
74799 |
69491 |
5308 |
66,8 |
62,1 |
7,1 |
в среднем за год |
75757 |
70965 |
4791 |
67,7 |
63,4 |
6,3 |
2009г. | ||||||
февраль |
74816 |
67760 |
7056 |
66,9 |
60,6 |
9,4 |
май |
75878 |
69395 |
6483 |
67,8 |
62,0 |
8,5 |
III квартал |
76367 |
70481 |
5886 |
68,5 |
63,3 |
7,7 |
IV квартал |
75570 |
69503 |
6067 |
67,8 |
62,4 |
8,0 |
в среднем за год |
75658 |
69285 |
6373 |
67,8 |
62,1 |
8,4 |
2010г. | ||||||
I квартал |
74560 |
67998 |
6562 |
66,9 |
61,0 |
8,8 |
II квартал |
75667 |
70034 |
5633 |
67,9 |
62,9 |
7,4 |
III квартал |
76279 |
71066 |
5212 |
68,5 |
63,8 |
6,8 |
IV квартал |
75288 |
70115 |
5172 |
67,6 |
62,9 |
6,9 |
в среднем за год |
75448 |
69803 |
5645 |
67,7 |
62,7 |
7,5 |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||||
2010г. в % к: |
||||||
2008г. |
99,6 |
98,4 |
117,8 |
х |
х |
х |
2009г. |
99,7 |
100,7 |
88,6 |
х |
х |
х |
2011г. | ||||||
I квартал |
75044 |
69427 |
5617 |
67,7 |
62,6 |
7,5 |
I квартал
2011г. |
||||||
февралю 2008г. |
100,3 |
99,9 |
105,8 |
х |
х |
х |
февралю 2009г. |
100,3 |
102,5 |
79,6 |
х |
х |
х |
I кварталу 2010г. |
100,6 |
102,1 |
85,6 |
х |
х |
х |
Уровень
занятости населения (отношение
численности занятых к общей
численности населения в
Рис.2.2 Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет
В среднем за 2010г. уровень занятости населения составил 62,7% и был выше, чем в среднем за 2009г. (на 0,6 процентного пункта), и ниже, чем в среднем за 2008г. (на 0,7 процентного пункта).
В I квартале
2011г. уровень безработицы (отношение
численности безработных к
Рис.2.3 Уровень безработицы, по методологии МОТ
В среднем за 2010г. уровень безработицы составил 7,5% и был ниже, чем в среднем за 2009г. (на 0,9 процентного пункта), и выше, чем в среднем за 2008г. (на 1,2 процентного пункта).[15]
Необходимо отметить, что конец 2009г. был тревожным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения. По итогам обследования на вторую неделю января 2010г. численность занятого населения была на 1,5 млн.человек ниже, чем по итогам обследования на вторую неделю декабря 2009 года. Абсолютный размер сокращения в течение декабря численности занятых в 2 раза превысил увеличение в этот период количества безработных. В итоге в январе 2010г. занятость оказалась на уровне февраля 2009 года.
Анализ динамики численности и структуры занятого населения по формам занятости показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения, которое фактически произошло в декабре 2009г., приходилось на неформальный сектор экономики.
Сокращение в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн.человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 85% всего занятого населения.
В целом за период с 2008г. по 2010г. численность занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась на 2,4 млн.человек, или на 19,2%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица, по данным обследований населения, увеличилась на 1,3 млн.человек, или 2,2% (рис.2.4).
Рис.2.4 Динамика изменения форм занятости населения
Вместе с тем, по отчетам юридических лиц не наблюдается рост численности работников списочного состава. За период с 2008г. по 2010г. по отчетам организаций (включая малые предприятия) среднесписочная численность работников сократилась на 3 млн.человек, или на 6% (1,9 млн.человек в 2009г. и 1,1 млн.человек - в 2010г.).
Безработица среди мужчин и женщин. До кризиса в 2008г. показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного пункта уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1 процентный пункт.
В январе 2011г. уровень безработицы среди мужчин составил 8,4% и был на 1,3 процентного пункта выше уровня безработицы среди женщин) (7,1%) (рис.2.5)
Рис.2.5 Уровень безработицы среди мужчин и женщин
До начала кризиса в I полугодии 2008г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6 процентных пунктов (соответственно, 53% и 47%), в феврале 2009г. увеличился до 10 процентных пунктов (соответственно, 55% и 45%). Это явилось следствием более быстрых темпов роста безработицы среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с февралем 2008г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).
В среднем за 2009г. уровень доля мужчин и женщин в общей численности безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. и в январе 2011г. - 55% и 45%.
В 2010г. средний возраст занятого населения составил 39,9 года (в 2008г. - 39,6 года), безработных - 35,1 года (в 2008г. - 34,7 года).
Занятые женщины в среднем на 1 год старше занятых мужчин: средний возраст занятых женщин составил в 2010г. 40,4 года, занятых мужчин - 39,4 года. В 2008г. средний возраст занятых женщин и мужчин отличался на 1,1 года и составлял, соответственно, 40,2 года и 39,1 года.
Различия среднего возраста безработных женщин и безработных мужчин не столь значительны - только 0,2 года. В 2010г. средний возраст безработных женщин составил 35,2 года, безработных мужчин - 35 лет. В 2008г. средний возраст безработных женщин и мужчин был одинаков и составлял 34,7 года.
Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности занятого населения 10,7%, в численности безработных - 27,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - соответственно, 24,8% и 17,2% (рис.2.6).[15]
Рис.2.6 Структура занятых и безработных по возрасту
Способы решения проблем
занятости и безработицы