Безработица и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Оглавление

Введение 6
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения 8
1.1 Показатели безработицы, ее формы, специфика 8
1.2. Причины безработицы в России на современном этапе 12
1.3. Формы и методы социальной поддержки безработных 16
1.4 Социальная защита безработных 19
1.5  Политика государства в содействии занятости безработных 24
Глава 2. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы 33
2.1 Тенденции на рынке труда в Российской Федерации 33
2.2. Формы занятости населения Российской Федерации 37
2.3 Пути решения проблем безработицы 40
Заключение 44
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

Курсовая УТР.doc

— 588.50 Кб (Скачать)

Виды и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.[4]

Большую роль в организации  общественных работ играет государственная  служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор между органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости для участия в общественных работах.

Трудовой договор, регулирующий общественные работы, является срочным.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда производится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, сохраняется право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.[3]

   Эффективным средством социальной  защиты занятого населения в  условиях рыночной экономики  является страхование от безработицы.  В соответствии с действующим  законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Гражданам, получившим статус безработного, государство гарантирует:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.[10]

 

Глава 2. Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы

2.1 Тенденции на рынке труда в Российской Федерации

Обследование  населения по проблемам занятости  проводится на основе выборочного метода наблюдения путем опроса населения  по месту постоянного проживания. Охватывает все субъекты Российской Федерации, городскую и сельскую местность. В ходе обследования изучается экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет.

В 1992-1998гг. опросы населения проводились один раз в год, с февраля 1999г. по август 2009г. - один раз в квартал, с сентября 2009г. - ежемесячно. Отчетным периодом, по отношению к которому изучается экономическая активность населения, является вторая неделя месяца.

В 2010г. по вопросам экономической активности, занятости и безработицы ежемесячно опрашивалось около 69 тыс.человек в возрасте 15-72 лет (31,3 тыс. домашних хозяйств), или 0,06% населения данного возраста. Суммарный объем годовой выборки составил 831 тыс.человек (345 тыс. домашних хозяйств) или 0,75% численности населения обследуемого возраста. Действующий с 2010г. объем годовой выборки в 3 раза больше, чем был при проведении обследований с квартальной периодичностью.

Данные  обследования за 2010г. по показателям  занятости и безработицы имеют  высокую степень надежности. Стандартная  относительная ошибка выборки по показателям "численность безработных" и "уровень безработицы" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 3% до 8% (в целом по России - 0,5%). Стандартная относительная ошибка выборки по показателям "численность занятого населения" и "уровень занятости населения" по субъектам Российской Федерации находится в пределах от 0,5% до 2,0% (в целом по России - 0,07%).

По  данным обследования населения по проблемам  занятости, в I квартале 2011г. численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7%.

В численности экономически активного населения 69,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн. человек, или на 2,1%, численность безработных сократилась на 0,9 млн.человек, или на 14,3% (Рис. 2.1)

Рис. 2.1 Численность экономически активного населения

Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря  реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось  сдержать нарастание кризисных явлений  на рынке труда и снижение занятости  населения в феврале 2009г. (когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса).

В I квартале 2011г. численность безработных по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн.человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%).

В среднем  за 2010г. численность занятого населения  превысила среднегодовые данные 2009г. на 0,5 млн.человек (на 0,7%). Численность  безработных в этот период сократилась на 0,7 млн.человек, или на 11,4%.

Вместе  с тем, к уровню 2008г. численность  занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%) (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Экономически активное население, занятые и безработные

 

Экономи- 
чески 
активное 
население, 
тыс.человек

В том числе

Уровень 
экономи- 
ческой активнос- 
ти, %

Уровень 
занятости, 
%

Уровень 
безрабо- 
тицы, 
%

занятые

безра- 
ботные

2008г. 

февраль

74799

69491

5308

66,8

62,1

7,1

в среднем  за год 

75757

70965

4791

67,7

63,4

6,3

2009г.

февраль

74816

67760

7056

66,9

60,6

9,4

май

75878

69395

6483

67,8

62,0

8,5

III квартал

76367

70481

5886

68,5

63,3

7,7

IV квартал

75570

69503

6067

67,8

62,4

8,0

в среднем  за год 

75658

69285

6373

67,8

62,1

8,4

2010г.

I квартал

74560

67998

6562

66,9

61,0

8,8

II квартал

75667

70034

5633

67,9

62,9

7,4

III квартал

76279

71066

5212

68,5

63,8

6,8

IV квартал

75288

70115

5172

67,6

62,9

6,9

в среднем  за год 

75448

69803

5645

67,7

62,7

7,5

Продолжение таблицы 2.1

2010г.  в % к:

           

2008г.

99,6

98,4

117,8

х

х

х

2009г.

99,7

100,7

88,6

х

х

х

2011г.

I квартал 

75044

69427

5617

67,7

62,6

7,5

I квартал  2011г.  
в % к:

           

февралю 2008г.

100,3

99,9

105,8

х

х

х

февралю 2009г.

100,3

102,5

79,6

х

х

х

I кварталу 2010г.

100,6

102,1

85,6

х

х

х


 

Уровень занятости населения (отношение  численности занятых к общей  численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2011г. составил 62,6% и  был, соответственно, на 1,6 и 2,0 процентного  пункта выше, чем в I квартале 2010г. и  феврале 2009г., и на 0,5 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 года (рис. 2.2)

Рис.2.2 Уровень занятости населения  в возрасте 15-72 лет

В среднем  за 2010г. уровень занятости населения  составил 62,7% и был выше, чем в  среднем за 2009г. (на 0,6 процентного пункта), и ниже, чем в среднем за 2008г. (на 0,7 процентного пункта).

В I квартале 2011г. уровень безработицы (отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения) составил 7,5% и был ниже, чем в I квартале 2010г. (на 1,3 процентного пункта) и феврале 2009г. (на 1,9 процентного пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,4 процентного пункта) (рис.2.3).

Рис.2.3 Уровень безработицы, по методологии  МОТ

В среднем  за 2010г. уровень безработицы составил 7,5% и был ниже, чем в среднем за 2009г. (на 0,9 процентного пункта), и выше, чем в среднем за 2008г. (на 1,2 процентного пункта).[15]

2.2. Формы занятости  населения Российской Федерации

Необходимо  отметить, что конец 2009г. был тревожным  не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения. По итогам обследования на вторую неделю января 2010г. численность занятого населения была на 1,5 млн.человек ниже, чем по итогам обследования на вторую неделю декабря 2009 года. Абсолютный размер сокращения в течение декабря численности занятых в 2 раза превысил увеличение в этот период количества безработных. В итоге в январе 2010г. занятость оказалась на уровне февраля 2009 года.

Анализ  динамики численности и структуры  занятого населения по формам занятости показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения, которое фактически произошло в декабре 2009г., приходилось на неформальный сектор экономики.

Сокращение  в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн.человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 85% всего занятого населения.

В целом  за период с 2008г. по 2010г. численность  занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась на 2,4 млн.человек, или на 19,2%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица, по данным обследований населения, увеличилась на 1,3 млн.человек, или 2,2% (рис.2.4).

Рис.2.4 Динамика изменения форм занятости населения

Вместе  с тем, по отчетам юридических  лиц не наблюдается рост численности  работников списочного состава. За период с 2008г. по 2010г. по отчетам организаций (включая малые предприятия) среднесписочная  численность работников сократилась на 3 млн.человек, или на 6% (1,9 млн.человек в 2009г. и 1,1 млн.человек - в 2010г.).

Безработица среди мужчин и женщин. До кризиса  в 2008г. показатели уровня безработицы  среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного  пункта уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1 процентный пункт.

В январе 2011г. уровень безработицы среди  мужчин составил 8,4% и был на 1,3 процентного  пункта выше уровня безработицы среди  женщин) (7,1%) (рис.2.5)

Рис.2.5 Уровень безработицы среди мужчин и женщин

До начала кризиса  в I полугодии 2008г. разрыв между долей  мужчин и женщин в общей численности  безработных составлял 6 процентных пунктов (соответственно, 53% и 47%), в феврале 2009г. увеличился до 10 процентных пунктов (соответственно, 55% и 45%). Это явилось следствием более быстрых темпов роста безработицы среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с февралем 2008г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

В среднем за 2009г. уровень  доля мужчин и женщин в общей численности  безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. и в январе 2011г. - 55% и 45%.

В 2010г. средний возраст  занятого населения составил 39,9 года (в 2008г. - 39,6 года), безработных - 35,1 года (в 2008г. - 34,7 года).

Занятые женщины в  среднем на 1 год старше занятых  мужчин: средний возраст занятых  женщин составил в 2010г. 40,4 года, занятых  мужчин - 39,4 года. В 2008г. средний возраст занятых женщин и мужчин отличался на 1,1 года и составлял, соответственно, 40,2 года и 39,1 года.

Различия среднего возраста безработных женщин и безработных  мужчин не столь значительны - только 0,2 года. В 2010г. средний возраст безработных  женщин составил 35,2 года, безработных мужчин - 35 лет. В 2008г. средний возраст безработных женщин и мужчин был одинаков и составлял 34,7 года.

Молодежь в возрасте до 25 лет составляет в численности  занятого населения 10,7%, в численности  безработных - 27,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - соответственно, 24,8% и 17,2% (рис.2.6).[15]

Рис.2.6 Структура занятых  и безработных по возрасту

2.3 Пути решения  проблем безработицы

Способы решения проблем  занятости и безработицы характеризуются  преобладанием форм государственного воздействия на рынок труда. Эти формы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся создание и стимулирование создания новых рабочих мест, содействие развитию предпринимательства среди безработных, переподготовка и переквалификация незанятого населения, развитие общественных работ, самозанятости. Пассивные формы – это выплата пособий, страховок, предоставление информации о вакансиях и т.д.

Информация о работе Безработица и ее виды