Выявление проблем квалификации ДТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проблем квалификации ДТП и разработка рекомендаций по их разрешению.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
-определение понятия и основных видов дорожно-транспортного происшествия.
-установление последствий ДТП и их анализ.
-раскрытие субъективных и объективных элементов состава ДТП.

Файлы: 1 файл

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ1курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать)

 
Оценивая нарушения правил эксплуатации автомототранспорта, необходимо иметь  в виду, что далеко не все виды нарушений этих правил, повлекшие  тяжкие последствия, охватываются ст. 264 УК РФ. Диспозиция данной статьи предусматривает  ответственность только за такие  нарушения правил эксплуатации транспорта, которые непосредственно связаны  с безопасностью его движения. Игнорирование названного положения  влечет ошибки в судебной практике при квалификации действий виновных, приводит к необоснаванно расширительному  или ограничительному толкованию ст. 264 УК РФ. 
Определенные колебания в судебной практике по рассматриваемому вопросу объясняются тем, что диспозиция ст. 264 УК РФ охватывает случаи нарушения не только правил дорожного движения, но и правил эксплуатации транспорта. Возникает вопрос: о нарушении каких именно правил эксплуатации транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ? 
Правила эксплуатации механических транспортных средств весьма разнообразны. В самой общей форме их можно было бы подразделить на две группы. Первую группу составляют правила эксплуатации, непосредственно связанные с безопасностью движения транспорта (требование эксплуатации только машин, имеющих исправные тормозную систему и рулевое управление, шины, отвечающие определенным стандартам; перевозка пассажиров в кузовах только таких грузовых машин, которые оборудованы специальными приспособлениями, и т. д.). Ко второй группе относятся правила эксплуатации, непосредственно не влияющие на безопасность движения. Например, в Правилах дорожного движения указано, что груз должен быть размещен и при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он не закрывал номерные знаки, не создавал шума и т. д. 
Вредные последствия. 
Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло определенные вредные последствия. 
Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий влечет административную ответственность, так как степень общественной опасности таких нарушений сравнительно невелика . 
Исходя из этих соображений, следует признать неприемлемыми предложения о необходимости установления уголовной ответетвенности за заведомое создание угрозы наступления вредных последствий при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспорта. На мой взгляд, привлечение к уголовной ответственности за подобные деяния нецелесообразно и лишь вызвало бы без достаточных оснований значительное увеличение уголовных дел данной категории, что совершенно необоснованно теоретически и не вызывается интересами безопасности движения на автотранспорте. Государственные органы достаточно успешно борются с такими нарушениями мерами административного воздействия.  
Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что практически очень трудно, а подчас и невозможно установить, могли ли реально наступить вредные последствия, и какие именно, в результате нарушения правил дорожного движения. Нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, в принципе, всегда таит в себе угрозу возникновения вредных последствий. Так, если водитель автомашины выехал на перекресток при красном сигнале светофора, то это нарушение правил движения, вообще, может повлечь самые разнообразные вредные последствия - от самых тяжких до незначительных. Однако в данной конкретной обстановке (на перекрестке не было пешеходов, не было машин) указанное нарушение не повлекло и не могло повлечь за собой наступление вредных последствий. К тому же в результате такого нарушения вредные последствия могли не наступить и в силу того, что водитель сам смог предотвратить их наступление. Водитель автомашины в данном случае должен отвечать в административном порядке. 
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наиболее правильным является установление уголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, которые повлекли наступление определенных вредных последствий. Уголовный кодекс РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которые дают основание привлекать виновного по этой статье к уголовной ответственности. Закон дифференцирует ответственность и наказание в зависимости от тяжести наступивших вредных последствий. Ст. 264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч. 1 ст. 264 УК ответственность наступает, если потерпевшему был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью. По ч. 2 ст. 264 УК виновный привлекается в том случае, если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть 3 ст. 264 УК устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 264, если они повлекли смерть двух или более лиц.

 

 

Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность  за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и  среди работников правоохранительных и правоприменительных органов  иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности  и нерешенности ряда специальных  вопросов, составляющих эту проблему.

Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и  эксплуатации транспортных средств, уголовная  ответственность в настоящее  время предусмотрена статьями 264 и 265 Уголовного Кодекса РФ, вступившего  в действие с 1.01.97 г.

Наибольшего внимания требует в  настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется  в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта  статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего необходимо понять, какие  правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и  эксплуатации".

Поскольку речь идет об основаниях уголовной  ответственности, под "правилами  дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что  водитель не совершил уголовно-наказуемого  правонарушения. В Правилах дорожного  движения (ПДД), которые утверждены постановлением Совета Министров РФ № 1090 от 23.10.93 г. и введены в действие с 1.07.94 г., определено, что настоящие  Правила устанавливают единый порядок  дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные  акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях  Правил и не противоречить им (п. 1.1 ПДЦ). Другими словами, названные  в ст.264 УК РФ "правила дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств", в соответствии с приведенной  нормой, утвержденной Советом Министров, должны основываться на требованиях  Правил и не противоречить им. Поэтому  важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации. Такая неисправность не названа в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД). Названный выше Перечень является приложением к этим Основным положениям.

Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют  в вину управление автомобилем с  техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при  рассмотрении конкретных дел.

Для наступления уголовной ответственности  недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения. Необходимо, чтобы  это нарушение повлекло за собой  наступление последствий, предусмотренных  уголовным законом. Следовательно, вторым обязательным условием уголовной  ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекло.

В настоящее время закон предусматривает  два вида последствий, каждому из которых соответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.

К первому виду последствий относятся  тяжкий вред здоровью человека либо крупный  ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает  степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда  здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного  движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам. Поэтому если при опрокидывании  автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить  не может. За легкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная  ответственность водителю не предусмотрена.

Максимальное наказание по ч 1 ст. 264 УК РФ - лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять  транспортным средством на срок до 3 лет или без такового. Максимальное наказание имеет в настоящем  изложении два принципиально  важных значения. Во-первых, в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п."а" УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы  назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима.

По ч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются  нарушения водителем правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного человека. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые  однако остались живы, квалификация действий водителя не меняется.

Нередки случаи, когда при авариях, особенно при столкновениях транспортных средств и наездах на неподвижное  массивное препятствие, погибает один человек, а остальные пассажиры  получают телесные повреждения различной  тяжести. Эти случаи квалифицируются  по ч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание  по этой норме уголовного права - лишение  свободы до 5 лет с лишением права  управлять транспортным средством  до 3 лет.

По ч. З ст.264 квалифицируются  действия водителя, нарушившего правила  дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда  такое нарушение повлекло смерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а также  число других пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующего значения. По этой норме уголовного права предусматривается наказание  в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права  управлять транспортным средством  на срок до 3 лет.

В случае назначения судом наказания  до 5 лет лишения свободы водители отбывают наказание в колонии-поселении, а свыше 5 лет - в исправительных колониях общего режима (ст.58 УК РФ).

Уголовно-правовая квалификация дорожно-транспортных преступлений напрямую зависит от определения  судебно-медицинской экспертизой  тяжести вреда здоровью человека, и потому на практике реже вызывает затруднения и споры. Установление нарушении Правил дорожного движения водителем, напротив, зачастую оказывается  настолько сложной задачей, что  участие в деле адвоката просто необходимо.

Дела о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) - из наиболее сложных для расследования  и защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

ДТП – это страшное явление, часто встречающееся на дорогах. Ежедневно в средствах  массовой информации сообщается об очередном  дорожно-транспортном происшествии, которое  случилось в определенном городе, и о числе жертв данной катастрофы.

ДТП различаются  как по характеру, так и по масштабам. Среди них выделяют 9 основных разновидностей: наезд на велосипедиста, наезд на пешехода, столкновение, наезд на животных, наезд на гужевую повозку, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее  транспортное средство, прочие. При  этом в аварии попадают и авто с пробегом, и новейшие машины. Часто стоимость ремонта пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля значительно превышает цену покупки нового. Это относится как к поддержанным машинам, так и новинкам, в том числе спорткарам и элитному авто.

Большая часть всех ДТП в России совершается в  результате нарушения правил дорожного  движения водителями легковых машин, примерно 15% - мотоциклистами, 10% - водителями грузовиков и около 3% - водителями автобусов. Это  во многом связано с недостаточной  квалификацией автолюбителей, плохими  дорожными условиями и т.п. Кроме  того, возникновению дорожно-транспортных происшествий способствуют многочисленные вредные привычки водителей: алкогольное  опьянение, курение, еда за рулем, разговоры  по мобильному телефону, беседы с пассажирами  и многое другое.

Жертвами ДТП  могут стать как лица, находящиеся  в автотранспорте, так и пешеходы. Поэтому каждому участнику уличного движения желательно соблюдать бдительность. Дорожно-транспортные происшествия различаются  на две основные категории: аварии и  катастрофы. К первой разновидности  ДТП относятся случаи, при которых  вред получает исключительно техника. А к катастрофам причисляют происшествия, особенностью которых становятся человеческие жертвы.

По данным мировой  статистики, в дорожно-транспортных происшествиях получают физический ущерб или даже погибают миллионы людей. Правительства многих государств уделяют немало внимания профилактическим мерам в этой области. Например, сотрудники государственной автоинспекции  России проводят многочисленные беседы с учениками отечественных школ. Цель данных разговоров - повышение  у ребят степени понимания  правил дорожного движения и специальных  навыков, способствующих безопасному  нахождению на улице.

Когда-нибудь государство  догадается издать специальный закон  о проведении подобных мероприятий  в каждой организации, чтобы взрослое население тоже получило соответствующие  навыки. Ведь в большинстве случаев  виновниками дорожно-транспортных происшествий становятся совершеннолетние граждане Российской Федерации. Нормативно-правовые акты, подобные вышеуказанному закону, необходимы каждому государству  во всем мире.

Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать, что без  повышения культуры водителей и  пешеходов, ДТП также будут оставаться  нередким явлением на дорогах.

Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает  на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и  водоемы, в больших количествах  потребляются кислород из атмосферы  и вибрации наносят большой ущерб  здоровью человека, животным и птицам. Несмотря на это автомобильный транспорт  был и остается важнейшим видом  транспорта, замены которому пока не найдено  и без которого пока что невозможно производство материальных ценностей. Поэтому одной из главных задач  в настоящее время является совершенствование  его работы и снижение его опасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Терра, 2007, с. 147-149.
  2. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник/Отв. ред. доктор юридических наук, профессор Здравомыслов Б.В. – М.: Юрист, 1996. – 560 с.
  3. Куперман А.И., Миронов Ю.В. Безопасность дорожного движения: Справочное пособие. – М.: Высшая школа, 1997. – 320
  4. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года Автомобилист и ГАИ. Права и обязанности. – М.: Объединенная редакция МВД Российской Федерации, 2002. – 128 с.
  5. Концепция дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 гг. (проект)//Российская газета. –1997. – 11 ноября.
  6. Криминология. Учебник для юридических вузов/Под ред. проф. Бурлакова
  7. Домашняя юридическая энциклопедия. Защити себя сам. – М.: Олимп; ООО 
    Издательство АСТ-ЛТД 2004, с. 264.
  8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Радченко В.И. – М.: 
    Вердикт, 2000, с. 479.
  9. Справочник следователя. Выпуск второй. (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). – М.: Юридическая литература, 
    1990, с. 463.
  10. Амбарцумян В. Причины Дорожно-транспортных происшествий//Автомобильный транспорт, 2006. - №1. – с. 22-23.

Информация о работе Выявление проблем квалификации ДТП