Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, дипломная работа
Цель исследования: выявление проблем квалификации ДТП и разработка рекомендаций по их разрешению.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
-определение понятия и основных видов дорожно-транспортного происшествия.
-установление последствий ДТП и их анализ.
-раскрытие субъективных и объективных элементов состава ДТП.
Введение
В последние
годы в нашей стране четко обозначилась
тенденция роста различных
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда).
Достаточно сказать, что потери от ДТП в несколько раз превышают ущерб, от железнодорожных катастроф, пожаров и несчастных случаев.
По статистическим
данным за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2008
года в Российской Федерации произошло
199 041 дорожно-транспортное происшествие,
в результате которых погибли 27 317
человек, а 246 424 человека получили ранения.
12 631 ДТП произошло по вине водителей, находившихся
за рулем в состоянии опьянения, в результате
этих ДТП 2 186 человек погибли, а 18 384 человека
получили ранения.
За указанный период произошло 20 348 ДТП
с участием детей, в которых 954 ребенка
погибли, а 21 099 детей получили ранения.
Большинство таких аварий происходит
по виде взрослых, управляющих автомобилем
в нетрезвом виде, и почти во всех происшествиях
дети не были пристегнуты ремнями безопасности.
(По данным официального сайта ГИБДД.)
Ежегодно
на российских дорогах в ДТП гибнут
более 30 тысяч россиян. В Курганской
области статистика также неутешительна.
Только в прошлом году, по данным
областного Управления Государственной
Автоинспекции, в Курганской области
произошло 1378 аварий, в которых погибли
247 жителей области, а 1677 получили ранения.
Сотрудники Госавтоинспекции зарегистрировали
218 ДТП, произошедших по вине нетрезвых
водителей. Ужасающая цифра – 4465,
именно столько зауральских водителей
было задержано за управление транспортным
средством в нетрезвом
Управление ГИБДД УВД Курганской области сообщает, что в течение последних пяти лет на территории нашего региона сохраняется тенденция роста числа дорожно-транспортных происшествий.
Сказанным выше, собственно, и определяется актуальность темы изучения.
Объектом курсового исследования данной темы является деятельность правоохранительных органов при квалификации ДТП в уголовном судопроизводстве. Проблемы квалификации ДТП и пути их разрешения выступают в данной работе предметом исследования.
Цель исследования: выявление проблем квалификации ДТП и разработка рекомендаций по их разрешению.
Для
достижения поставленной в курсовой работе
цели нами решались следующие задачи:
-определение
понятия и основных видов дорожно-транспортного
происшествия.
-установление
последствий ДТП и их анализ.
-раскрытие
субъективных и объективных
-определение отличия ДТП от смежных составов преступления.
Методами исследования являются: формально-логический анализ, методы аналитического и сравнительно-правового анализа, изучение нормативно-правовой базы, системно-стуктурный и сравнительно–правовой анализ, обобщение и описание.
Эмпирической базой для данной работы послужили материалы следственной деятельности .
Курсовое исследование написано при использовании литературы по специализированным исследованиям, криминологической теории, раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
Однако,
говоря об актуальности темы, необходимо
привести в качестве дополнительной
аргументации следующие положения,
тесно связанные с содержанием
и задачами исследования:
Только ясное
представление механизма дорожно-транспортного
происшествия, выявление его причин и
всех сопутствующих факторов позволят
сделать правильное заключение о виновности
участников происшествия, наметить рациональные
пути предупреждения дорожно-транспортного
происшествия, воздействуя в первую очередь
на их причины и во вторую - на сопутствующие
факторы.
В статистике
преступности органы внутренних дел учитывают
нарушение правил безопасности движения,
повлекшие смерть потерпевшего, по линии
ОКП, а все остальные – по линии других
служб.
Понятием ДТП охватываются различные по своему характеру происшествия на транспорте, влекущие не только уголовную, но и дисциплинарную, административную и иную ответственность, а также происшедшие без вины участников дорожного движения.
Дорожное движение, включающее в
себя пространственное перемещение
людей и грузов, в целом является
не стихийным процессом, а результатом
сознательной и управляемой деятельности.
Дорожное движение не следует рассматривать
только как деятельность разрозненных
индивидуумов, поскольку это прежде
всего процесс функционирования
единой дорожно-транспортной системы,
единой системы обеспечения
Дорожно-транспортное
происшествие - событие, возникающее
в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при
котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, сооружения,
грузы, либо причинен иной материальный
ущерб.
В 1886 году был
изобретен первый в мире автомобиль, и
уже через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) - наезд на пешехода,
а в 1899 году в результате ДТП - погиб человек.
С этого времени число ДТП постоянно увеличивается.
Статистика показывает,
что число их резко возрастает в летне-осенний
период, когда на дорогах резко увеличивается
число автомобилей, принадлежащих гражданам.
Перечень видов
ДТП и их определения:
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством,
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
По
тяжести последствий ДТП делятся:
1. Со смертельным исходом участника (участников)
дорожного движения.
2. С телесными повреждениями участника
(участников) дорожного движения. Легкие
телесные повреждения - причинение вреда
здоровью, вызвавшее кратковременное
расстройство здоровья или незначительную
стойкую утрату трудоспособности. Средней
тяжести вред здоровью человека - причинение
вреда, не опасного для жизни человека,
вызвавшее длительное расстройство здоровья,
либо значительную стойкую утрату общей
трудоспособности менее чем на одну треть.
Тяжкий вред здоровью человека - причинение
вреда, опасного для жизни человека, либо
повлекшее за собой потерю зрения, речи,
слуха или какого-либо органа или утрату
органом его функций, либо выразившееся
в неизгладимом обезображении лица, а
также причинение иного вреда здоровью,
вызвавшее расстройство здоровья, соединенное
со значительной стойкой утратой общей
трудоспособности не менее чем на одну
треть, либо повлекшее иные тяжелые последствия.
3. С нанесением материального ущерба. Материальный
ущерб - причинение вреда транспортным
средствам, грузам или иному имуществу,
не признаваемого крупным. Крупный материальный
ущерб - уничтожение или существенное
повреждение транспортного средства,
груза или иного имущества.
Участники
дорожного движения обязаны знать и соблюдать
относящиеся к ним требования Правил дорожного
движения. Лица, нарушившие Правила, несут
ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
Преступление может быть совершено
как действием, так и бездействием.
Нарушение правил дорожного движения
может выражаться в превышении скорости,
неподчинение сигналам светофора и жестам
регулировщика, несоблюдением очередности
проезда перекрестков, неправильном обгоне,
игнорирование дорожных знаков и так далее.
К видам нарушения правил эксплуатации
относятся: эксплуатация технически неисправных
транспортных средств, нарушение правил
перевозки пассажиров и грузов и так далее.
Нарушение
Правил технической эксплуатации транспорта,
техники безопасности при различных видах
работ – ремонтных, разгрузочно-погрузочных
– не посягают на общественную безопасность,
поэтому не могут квалифицироваться по
ст. 264 УК
РФ. Лица, допустившее подобные нарушения,
подлежит ответственности за преступления
против жизни и здоровья граждан, уничтожение
или повреждение имущества.
Примерная статистика
ДТП при нарушениях Правил дорожного движения
Нарушение правил обгона, объезда |
38% |
Превышение установленной |
20% |
Нетрезвый водитель |
12% |
Нарушения правил маневрирования |
8% |
Проезд перекрестков |
6% |
Проезд железнодорожных |
5% |
Нарушение правил перевозки пассажиров |
4% |
Несоблюдение дистанции |
3% |
Неподчинение сигналам светофора |
2% |
Переутомление, сон водителя за рулем |
2% |
Дорожно-транспортное
происшествие протекает очень быстро.
Так в процессе безопасного движения
возникает аварийная ситуация, когда
на полосе движения оказывается какое
либо препятствие. Препятствием может
быть транспортное средство, пешеход,
животное, скользкий участок дороги,
выбоины, неровности на дороге и т.п.
В этом случае водитель обязан предпринять
все меры, используя все технические
средства для предотвращения ДТП. Если
эти меры не приняты, или приняты
с запозданием, происходит ДТП.
Типы возможных
столкновений с участием транспортных
средств:
Наиболее
опасны лобовые и боковые
Дорожно-транспортные
происшествия никогда не проходят бесследно,
а тяжесть последствий соответствует
серьезности самих ДТП.