Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:50, дипломная работа
Цель исследования: выявление проблем квалификации ДТП и разработка рекомендаций по их разрешению.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
-определение понятия и основных видов дорожно-транспортного происшествия.
-установление последствий ДТП и их анализ.
-раскрытие субъективных и объективных элементов состава ДТП.
Динамика статистики дорожно-транспортных
происшествий, в конечном счете, зависит
от участников движения, и в первую
очередь от водителей транспортных
средств. Поэтому вопросы отбора,
профессиональной подготовки и воспитания
водительских кадров являются главным
звеном в профилактике и предупреждении
дорожно-транспортных происшествий. Международная
статистика показывает, что 70 - 80% дорожно-транспортных
происшествий происходит по вине водителей.
Они происходят либо из-за физической,
психической и психологической
неспособности водителей к
Пригодность к вождению механическим
транспортным средством определяется
медицинской комиссией. Однако, как отмечается
в целом ряде специальных исследований,
такая комиссия не может полностью выявить
способности проверяемого: качество его
внимания и оперативного мышления, эмоциональную
устойчивость, время психомоторной реакции.
Ведь почти половина всех наездов на препятствия
и пешеходов происходит из-за упущенной
десятой доли секунды (так называемая
«трагедия нескольких метров»). В связи
с этим чрезвычайно важны специальные
медицинские исследования, которые определяли
бы уровень психомоторной реакции водителя
транспортного средства. Знание водителем
его потенциальных возможностей к управлению
транспортом и обеспечению безопасности
движения во многих случаях поможет ему
избрать наиболее оптимальный образ действий
за рулем, заставит его быть более внимательным,
повысит его бдительность, а иногда даже
может заставить человека отказаться
от самостоятельного управления транспортным
средством. Зарубежный опыт проведения
специальных обследований на предмет
определения психофизиологической пригодности
человека к управлению транспортным средством
показывает, что отбор лиц на работу в
качестве водителей с применением указанных
методов дает весьма положительные результаты.
В условиях непрерывно повышающейся интенсивности
дорожного движения к управлению
транспортом должны допускаться
лишь те лица, которые по возрасту и
по медицинским показателям
Требования, предъявляемые к водителям
с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны.
Следовательно, несоблюдение их является
нарушением Правил дорожного движения
и при соответствующих обстоятельствах
влечет различные виды ответственности,
в том числе уголовную. В судебной практике
неоднократно возникали вопросы, связанные
с определением состояния здоровья водителя
в момент возникновения дорожно-транспортного
происшествия.
Индивидуализация ответственности предполагает,
также учет состояния здоровья и других
личных качеств лица, совершившего дорожно-транспортное
происшествие. Это вытекает из общих принципов
уголовного права. Некоторые особенности
личности водителя могут иметь решающее
значение не только при назначении наказания,
но и при установлении оснований уголовной
ответственности, т. е. при выяснении признаков
состава преступления. Управление автомашинами,
мотоциклами и другими механическими
транспортными средствами имеет свою
специфику. Человек, обладающий определенными
дефектами здоровья, не в состоянии обеспечить
необходимую безопасность при вождении
транспортного средства. Именно из этого
исходят Правила дорожного движения, запрещая
водителю «управлять транспортным средством
в болезненном или утомленном состоянии,
если это может поставить под угрозу безопасность
движения». На данное положение Правил
дорожного движения нередко ссылаются
представители, как государственного
обвинения, так и защиты при рассмотрении
судами дел об автотранспортных преступлениях.
И это не случайно. Действительно, наличие
у водителя в момент возникновения дорожного
происшествия болезненного или утомленного
состояния может существенно повлиять
на пределы его ответственности.
Согласно статье 20 УК РФ уголовной ответственности
подлежит лицо, достигшее к моменту совершения
преступления шестнадцатилетнего возраста.
В части второй этой статьи указаны преступления,
за которые уголовная ответственность
наступает с четырнадцатилетнего возраста.
264 статьи в этой части нет, следовательно,
субъект по данному преступлению общий
– лицо, достигшее шестнадцатилетнего
возраста.
Статья 264 УК основным отличительным признаком
субъекта данного преступления считает
управление перечисленными в ст. 264 УК
видами транспортных средств. Лицо должно
считаться управляющим транспортом независимо
от того, работает ли оно в государственной
или общественной организации или управляет
собственной автомашиной, в рабочее или
нерабочее время, на законном основании
или самовольно.
Главное внимание закон обращает на характер
фактической деятельности лица в момент
совершения им преступления. Лицо должно
считаться управляющим транспортным средством,
когда оно само ведет машину, или когда
осуществляет управление параллельно
с лицом, которого оно обучает вождению
транспортным средством, или дает ученику-водителю
указания по поводу управления транспортным
средством, сидя рядом с этим учеником
в машине во время ее движения. По действующему
законодательству для квалификации преступления
не имеет значение, были ли у виновного
водительское удостоверение в момент
управления транспортом или он был лишен
их, либо вовсе не имел.
2.2 Объективные элементы состава ДТП
а) Объективная сторона
При привлечении лица к уголовной ответственности
по cт. 264 УК РФ необходимо установить следующие
признаки состава, характеризующие объективную
сторону этих преступных деяний: нарушение
правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств; наступление тяжкого
или средней тяжести вреда здоровью человека;
причинную связь между деянием и наступившими
вредными последствиями.
Дорожное движение –совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе перемещения
людей и грузов с помощью транспортных
средств или без таковых в пределах дорог.
Основными принципами обеспечения его
безопасности являются:
- приоритет жизни и здоровья граждан,
участвующих в дорожном движении, над
экономическими результатами хозяйственной
деятельности;
- приоритет ответственности государства
за обеспечение безопасности дорожного
движения над ответственностью граждан,
участвующих в дорожном движении;
- соблюдение интересов граждан, общества
и государства при обеспечении безопасности
дорожного движения;
- программно-целевой подход к деятельности
по обеспечению безопасности дорожного
движения (Закон о безопасности дорожного
движения).
Общественно опасное действие.
Для состава преступления, предусмотренного
ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно
опасные действия (бездействие) лица выражались
в нарушении правил дорожного движения
или правил эксплуатации.
При привлечении виновных к уголовной
ответственности по ст. 264 УК в первую очередь
должен быть установлен сам факт нарушения
указанных правил.
Правила дорожного движения, утвержденные
Правительством РФ , являются единым документом,
устанавливающим порядок дорожного движения
на всей территории России. Правила дорожного
движения учитывают, что регулирование
эксплуатации транспорта, отдельные особенности
движения и перевозок грузов могут быть
установлены и другими нормативными актами.
Однако по отношению к ним Правила дорожного
движения являются исходным и определяющим
документом.
В п. 1.1 Правил прямо указано, что другие
нормативные акты, касающиеся дорожного
движения, должны основываться на требованиях
Правил и не противоречить им. Указанные
нормативные акты имеют важное значение
при установлении признаков состава автотранспортного
преступления, и, разумеется, в первую
очередь признаков его объективной стороны.
В этих нормативных актах определяется
характер должного поведения лиц, эксплуатирующих
тот или иной вид транспорта. Делается
это путем прямого указания - каким должно
быть поведение граждан, либо каким оно
не должно быть. Иными словами, правила
либо предписывают, либо запрещают определенного
рода поведение. Каждый участник движения
транспорта обязан строго соблюдать требования
указанных нормативных актов, координировать
свое поведение в соответствии с теми
правилами, которые установлены для конкретной
ситуации.
Таким образом, Правила устанавливают
определенный порядок дорожного движения,
то есть определяют сферу правового регулирования.
Эта сфера охватывает общественные отношения,
связанные только с дорожным движением,
и не распространяется на другие виды
движения. Под дорожным движением понимается
сложная социально-техническая система,
включающая пешеходов, водителей, пассажиров
и различные транспортные средства, движение
которых подчиняется определенным правилам.
При определении объективной стороны
автотранспортного преступления необходимо
сопоставить, в какой степени противоречило
поведение участников дорожного происшествия
нормам должного поведения для данной
категории лиц в рассматриваемой ситуации.
Для решения этого вопроса необходимо
обратиться, прежде всего, к соответствующим
нормативным актам. Вместе с тем возникает
вопрос, в каком соотношении находится
диспозиция ст. 264 УК РФ с Правилами дорожного
движения. Иными словами, имеет ли в виду
ст. 264 УК нарушение только тех конкретных
норм поведения, которые прямо закреплены
в Правилах дорожного движения и других,
изданных на их основе инструкциях, или
же возможно привлечение к уголовной ответственности
и в случаях нарушения других общепринятых
норм предосторожности, хотя бы прямо
и не записанных в каком-либо нормативном
акте?
Ответ на данный вопрос :ответственность
по рассматриваемому преступлению наступает
независимо от места, где было допущено
нарушение правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств
– на дороге, улице, железнодорожном переезде,
во дворе, на полевых дорогах, при движении
на территории предприятия.
Сделаю вывод: oбъективная сторона — конкретные действия, нарушающие установленные правила и
Также для привлечения к уголовной
ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо
также установить, что вредные
последствия находятся в
Установление причинной связи в каждом
уголовном деле имеет двоякое правовое
значение. В преступлениях с так называемыми
материальными составами причинная связь
устанавливается между конкретным общественно
опасным действием (бездействием) лица
и наступившими вредными последствиями,
указанными в диспозициях соответствующих
статей уголовного закона. Именно применительно
к этим случаям в науке уголовного права
часто говорят о причинной связи как элементе
состава преступления. В материальных
составах преступлений отсутствие причинной
связи исключает возможность говорить
об оконченном преступлении, а во многих
случаях свидетельствует вообще об отсутствии
состава преступления.
В тех преступлениях, которые в законе
сформулированы как формальные составы,
вопрос о причинной связи не возникает
при установлении состава оконченного
преступления. Для привлечения к уголовной
ответственности лица в таких случаях
достаточно с объективной стороны установить
факт совершения определенного общественно
опасного действия (бездействия). Однако
сказанное отнюдь не означает, что по данной
категории уголовных дел вопрос о причинной
связи вообще не имеет никакого правового
значения. Необходимость установления
причинной связи в этих случаях возникает
тогда, когда в результате действия (бездействия)
лица наступили реальные вредные последствия,
которые, не будучи указаны в законе в
качестве признака состава преступлений,
тем не менее могут существенно влиять
на определение виновному меры наказания.
В уголовном деле доказывание причинной
связи необходимо или для установления
состава преступления и индивидуализации
наказания, или только для индивидуализации
наказания. Установление причинной связи
- это правовой вопрос, входящий в исключительную
компетенцию судебно-следственных органов.
б) Объект преступления
Преступных действия, предусмотренные
в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что
рассматриваемая норма направлена на
охрану безопасности движения или эксплуатации
автомобилей, трамваев и других механических
транспортных средств.
Именно в этом состоит специфика автотранспортных
преступлений. Нарушение же правил безопасности
технического обслуживания транспорта,
нарушение правил безопасности труда
во время ремонта, заправки горючим указанных
видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных
работ не может быть квалифицировано по
ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях
отсутствует посягательство на безопасность
движения. Так, если лицо нарушило правила
производства определенных работ, правила
техники безопасности или иные правила
охраны труда, хотя эти нарушения и были
допущены во время движения машины, то
действия виновного подлежат квалификации
по ст.143 УК РФ, а в соответствующих случаях
– по статьям о преступлениях против жизни
и здоровья граждан, уничтожении или повреждении
имущества.
Отсюда следует, что непосредственным
объектом преступлений, предусмотренных
ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного
движения и эксплуатации транспортных
средств. Согласно Закону РФ «О безопасности
дорожного движения»: безопасность дорожного
движения – состояние данного процесса,
отражающее степень защищенности его
участников от дорожно-транспортных происшествий
и их последствий. Вместе с тем при совершении
рассматриваемых преступлений вред причиняется
и другим правоохраняемым объектам: личности
граждан, личному имуществу. Однако эти
интересы выступают лишь в качестве дополнительного
непосредственного объекта, который не
определяет и не может определять правовую
природу данного преступления.
Говоря об объекте рассматриваемого преступления,
необходимо обсудить также вопрос, о каких
видах транспорта идет речь в ст. 264 УК
РФ и как решается эта проблема в судебной
практике и теории уголовного права России.
Предметом преступления, согласно ст.
264, является автомобиль, трамвай или другое
механическое транспортное средство.
Понятие «другое механическое транспортное
средство» частично раскрывается в примечании
к данной статье, где говорится о троллейбусах,
тракторах, и иных самоходных машинах,
мотоциклах и иных механических транспортных
средствах. Содержание термина «механическое
транспортное средство» шире содержания
термина «самоходная машина»; последний
полностью входит в содержание первого.
Под механическим транспортным средством
понимается любое транспортное средство,
кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Термин распространяется также на любые
тракторы и самоходные машины (Правила
дорожного движения РФ).
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении
от 6 октября 1970 г. «О судебной практике
по делам об автотранспортных преступлениях
» разъяснил судам, что «под иной самоходной
машиной, указанной в примечании к ст.
264 УК РФ, следует понимать любые дорожные,
строительные, сельскохозяйственные и
другие специальные машины (экскаватор,
грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик
и т. п.) »
Правила дорожного движения к механическому
транспортному средству относят и мотоциклы,
т. е. двухколесные механические транспортные
средства с боковым прицепом или без него.
К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные
механические транспортные средства,
имеющие массу в снаряженном состоянии
не более 400 кг.
Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются
преступные нарушения правил безопасности
движения и эксплуатации тракторов и иных
самоходных машин (тракторы всех категорий
и любого назначения, грейдеры, бульдозеры,
скреперы, комбайны, сельскохозяйственные
уборочные механизмы и другие самодвижущиеся
машины ). Закон исходит, во-первых, из того,
что водители всех средств механического
транспорта обязаны соблюдать установленные
правила технической эксплуатации и безопасности
движения и, во-вторых, из того, что нарушение
этих правил во время движения по дорогам
страны водителем любого вида механического
транспорта создает такого же рода опасную
дорожную обстановку, как и при совершении
указанных действий водителем автомашины.
Приняв подобное решение, законодатель
тем самым дал исчерпывающий и ясный ответ
на этот спорный вопрос.
Причины ДТП подразделяются на субъективные и объективные.
Объективными причинами считают: недостатки в планировании улиц и автодорог, освещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том числе: дорожных знаков, тормозных, маневренных и других частей автотранспортных средств.
Исследователи подтверждают
тот факт, «…что ошибки в управлении
автомобилем и нарушении правил
дорожного движения являются главной
причиной большинства ДТП. Но они
часто связаны с недостатком
дорог и неблагоприятными погодными
условиями, которые в 50-80% случаев
являются одной из активных и косвенных
причин, а в 15-20% случаев – главной
причиной
ДТП. Во всех этих случаях дорожные и метеорологические
факторы оказывают механическое воздействие
на систему «автомобиль-водитель» или
на психофизиологическое воздействие
на водителя и на его восприятие условий
движения»
Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:
- превышение установленной скорости движения;
- несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств;
- нарушение правил
обгона в зоне ограниченной, особенно
на подъемах, спусках, в том
числе на нерегулируемых
- въезд на полосу встречного движения;
- управление автотранспортным
средством в нетрезвом
- несоблюдение очередности проезда;
- нарушение правил перестроения, поворота или разворота;
- другие нестандартные
причины: резкое торможение, неподача
световых указателей маневра,
игнорирование запрещающих
В учебной литературе подчеркивается: «…расследуя дела данной категории необходимо учитывать, что дорожно-транспортные происшествия нередко происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, другой – правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие ДТП».
ДТП может быть обусловлено и только одними объективными факторами: внезапным выходом из строя рулевого управления, неожиданно выбежал на дорогу пешеход в нетрезвом состоянии и так далее.
Задачей следователя является: дать правильную юридическую квалификацию самому факту ДТП, с учетом совокупности причин и условий, факторов, способствовавших наступлению вредных последствий, последовательности их возникновения, техническому состоянию транспортного средства, действиям водителя (водителей), потерпевшего и т.п.
2.3 Отличие ДТП от смежных
составов преступления (ст. 264 УК
РФ)
При характеристике нарушений правил
дорожного движения следует иметь
в виду, что далеко не всякое нарушение
указанных правил, повлекшее определенные
законом последствия, может быть
квалифицировано по ст. 264 УК РФ. Должны
быть нарушены именно такие правила эксплуатации,
которые повлияли на безопасность движения.
В связи с этим возникает вопрос об отграничении
преступления, предусмотренного ст. 264
УК РФ, от других смежных преступлений:
нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК),
нарушения правил безопасности при ведении
горных, строительных работ (ст. 216 УК),
нарушения правил безопасности на взрывоопасных
объектах (ст. 217 УК), преступлений против
личности и т. п.
По ст. 264 УК РФ не могут караться нарушения
правил технической эксплуатации и иных
правил предосторожности при производстве
ремонта автомобилей, тракторов, городских
электротранспортных средств, при заправке
горючим, производстве погрузочно-разгрузочных,
уборочных работ и т. п. В названных случаях
посягательство направлено не на безопасность
движения транспорта, а на иной объект:
жизнь, здоровье человека, нормальные
безопасные условия труда и т. д. Следовательно,
здесь отсутствует один из важнейших элементов
состава транспортного преступления -
его непосредственный объект.
Материалы судебной практики свидетельствуют
о том, что ошибочное определение характера
нарушения, допущенного виновным, неизбежно
влечет неправильную правовую квалификацию
содеянного. Иногда суды применяют ст.
264 УК РФ к тем случаям, когда надо было
применить другие статьи УК: о преступлениях
против личности, о нарушении правил охраны
труда, о должностных преступлениях.
Аналогичного рода ошибки имели место
и по целому ряду других дел. В связи с
этим Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении
от 22 октября 1969 г. указал, что не следует
считать транспортным преступлением действия
водителей автомототранспортных средств,
если они причинили вредные последствия
не в результате нарушения правил дорожного
движения и эксплуатации, а при погрузке
или выгрузке грузов, ремонте транспортных
средств, производстве строительных, дорожных,
сельскохозяйственных и других нетранспортных
работ .
Однако и после этого достаточно четкого
указания Пленума Верховного Суда РСФСР
в судебной практике все еще возникают
вопросы, связанные с оценкой характера
производственной деятельности, выполняемой
водителем механического транспортного
средства. Причем имеют место ошибки, ведущие
либо к сужению понятия автотранспортного
преступления, либо к необоснованно широкому
его пониманию.
Пример:
Т. на грузовой автомашине перевозил
бетон на плотину водохранилища.
Остановив машину, с тем чтобы
отметить товарно-транспортную накладную
у приемщицы бетона, Т. не включил
ручной тормоз, т. е. не принял мер, исключающих
возможность движения машины в его
отсутствие. В результате этого машина
начала самопроизвольно двигаться
с насыпи плотины, развила скорость
и сбила рабочего С., от чего последний
скончался. Судебная коллегия по уголовным
делам Верховного Суда РСФСР рассмотрела
дело Т. по протесту заместителя Прокурора
РСФСР, в котором ставился вопрос
об отмене приговора и о необходимости
переквалификации действий Т. со ст. 264
на ст. 109 УК РФ (неосторожное убийство).
Прокурор обосновывал свою точку
зрения тем, что Т. выполнял на автомашине
производственные функции по разгрузке
доставленного им бетона и в связи
с этим не мог нарушить правила
дорожного движения. Коллегия, не согласившись
с приведенным доводом, оставила
приговор без изменения и признала,
что Т. нарушил пункт Правил движения,
в котором было сказано: "Оставлять
транспортное средство можно, только приняв
меры, исключающие возможность его
движения в отсутствие водителя".
Для такого решения вопроса у
Коллегии были все основания. Действительно,
Т. допустил упущения в процессе управления
транспортным средством, а не во время
выполнения каких-либо иных производственных
процессов. В протесте утверждалось,
что водитель допустил нарушение
правил предосторожности "во время
разгрузки бетона", что не соответствовало
материалам дела. Фактически Т. к выгрузке
бетона еще не приступал, и допущенное
им нарушение следовало рассматривать
как нарушение правил дорожного движения.
Дело Т. свидетельствует о попытке необоснаванно
ограничить пределы применения ст. 264 УК
РФ, что объясняется неправильным пониманием
сущности нарушения правил дорожного
движения.