Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 10:54, дипломная работа
Автомобильный транспорт является наиболее массовым и удобным видом транспорта, обладающим большой маневренностью, хорошей проходимостью и приспособленностью для работы в различных климатических и географических условиях. Он является эффективным средством для перевозок грузов и пассажиров в основном на относительно небольшие расстояния. Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, совхоза, колхоза, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта. Легковой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма.
Значение автомобильного транспорта в хозяйственной деятельности страны.
Автомобильный транспорт
является наиболее массовым и удобным
видом транспорта, обладающим большой
маневренностью, хорошей проходимостью
и приспособленностью для работы
в различных климатических и
географических условиях. Он является
эффективным средством для
История развития автомобилестроения в России.
На звание изобретателя автомобиля было около 400 претендентов. Желание освободиться от физических усилий при перемещении чего-либо или облегчить их, владело вековыми мечтами людей. Автомобиль создан в результате кропотливых и целеустремленных поисков нескольких поколений талантливых людей.
В 1791 году русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку с двумя ведущими колесами. В ней он применил ряд механизмов, которые используют в современных автомобилях: коробку передач, рулевое управление и тормоза. Механического двигателя в то время еще не было, поэтому самокатка или самобеглая коляска приводилась в движение мускульной силой человека.
В 1879 году русским инженером О.С. Костовичем был построен двигатель внутреннего сгорания (ДВС), работавший на бензине.
В 1896 году первый Российский автомобиль с ДВС был построен флотским лейтенантом Е.А. Яковлевым и инженером П.А. Фрезе. В этом же году его продемонстрировали на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Это событие считают годом рождения отечественного автомобиля.
Отечественное автомобилестроение. Наша страна стала выпускать автомобили в период, когда в развитых странах мира уже существовали сотни тысяч автомобилей. С 1908 по 1915 годы на Русско-Балтийском вагонном заводе в городе Риге было выпущено более 500 легковых автомобилей из импортных деталей.
В 1924 году на Московском автомобильном заводе, созданном на базе автомобильных мастерских, был выпущен первый полуторатонный грузовой автомобиль АМО-Ф15. В 1925 году Ярославский автозавод, начал серийно выпускать уже трехтонные грузовики.
На Горьковском автозаводе в 1933 году был начат выпуск автомобилей
ЗИС-5. На Московском заводе малолитражных автомобилей в 1940 году был подготовлен к производству легковой автомобиль КИМ-10. За короткий срок наша промышленность довела выпуск автомобилей до 200 тыс. в год.
В развитии отечественной автомобильной промышленности можно выделить четыре основных этапа. Первый этап (1924–1941 гг.) характеризовался переходом от мелкосерийного к массовому серийному производству автомобилей. В это время заводы выпускали небольшое число моделей автомобилей, необходимых для народного хозяйства. На втором этапе (1946–1960 гг.) создано много новых моделей автомобилей. В 1946 году Горьковский автозавод перешел на производство грузовых автомобилей ГАЗ-51, а в 1948 году Московский автозавод стал выпускать грузовики ЗИС-150. На Московском заводе малолитражных автомобилей в это время начат массовый выпуск легковых автомобилей «Москвич-400». На дорогах страны появились более скоростные легковые автомобили М-20 «Победа» и ЗИС-110. В конце 50-х годов стали выпускать более производительные и экономичные грузовые автомобили ГАЗ-51 А, ЗИЛ-164А, «Урал-355М» и более совершенные легковые автомобили «Москвич-407», «Волга М-21» и «Чайка».
Третий этап (1961–1975 гг.) характеризуется увеличением выпуска автомобилей. В 60-е годы Московский автозавод ЗИЛ приступил к производству автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. На этом этапе были технически перевооружены многие действующие автомобильные заводы и построены новые.
С 1976 года по настоящее время
продолжается четвертый этап автомобилестроения.
Он ознаменовался выпуском автомобилей
КамАЗ-5320 на Камском автозаводе по производству
большегрузных автомобилей. В автомобильной
промышленности созданы производственные
объединения ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, и
др. Начат выпуск грузовых автомобилей
новых моделей с дизелями, расход
топлива которых снижен на треть.
Выпускают газобаллонные
Роль специалиста-авторемонтника в эффективном использовании автомобильного транспорта.
Автомобильная промышленность систематически работает над улучшением технологии производства и совершенствованием конструкции подвижного состава, обеспечением его безотказности, долговечности и ремонтопригодности.
Задачи службы технической
эксплуатации АТП заключаются в
постоянном поддержании высокой
технической готовности подвижного
состава, обеспечении его
Для выполнения поставленных задач необходимо широко использовать средства технической диагностики, максимально механизировать производственные участки и цеха технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, оснащать их подъемно-транспортными механизмами и контрольно-регулировочными приборами, совершенствовать технологию ТО и ТР и управление производством, создавать требуемые производственно-бытовые и санитарно-гигиенические условия труда ремонтных рабочих. Проведение вышеперечисленных и других технических и организационных мероприятий способствует повышению производительности труда при проведении ТО и выполнении ремонта подвижного состава, обеспечивает сокращение трудовых и материальных затрат.
Простои автомобильного подвижного состава из-за технических неисправностей вызывают большие потери в народном хозяйстве. Следует также отметить, что из-за несвоевременного и некачественного обслуживания автомобильного транспорта повышается уровень загрязнения воздушной среды отработавшими газами автомобилей.
Содержание подвижного состава
в исправном состоянии в
Квалификация слесаря
по ремонту автомобилей
1. Устройство и работа тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130
1.1 Тормозные системы автомобилей. Общие сведения
Тормозная система представляет собой совокупность устройств для торможения автомобиля. Хорошие тормозные качества машины имеют большое значение для безопасности движения и достижения высоких эксплуатационных показателей.
К тормозным системам предъявляются следующие требования: быстрое срабатывание; правильное распределение тормозного усилия по колесам; обеспечение пропорциональности между усилием на педали и тормозной силой на колесах; плавность торможения и устойчивость машины при торможении; высокая стабильность регулировки тормозного механизма и хороший отвод тепла.
Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, предназначенную для регулирования скорости машины и ее остановки с необходимой эффективностью; стояночную, служащую для удержания машины неподвижной относительно опорной поверхности; вспомогательную для длительного поддержания скорости движения постоянной или для ее регулирования; запасную, используемую для остановки машины с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы.
Применяют два способа торможения: торможение с отъединенным двигателем и торможение двигателем. В первом случае основным источником дополнительных сопротивлений движению машины является ее тормозная система.
Работа сил трения в
тормозном механизме при
При торможении двигателем последний остается соединенным с трансмиссией и приводится во вращение от колес. Такое торможение может применяться раздельно или совместно с тормозной системой. Торможение двигателем используется с целью сохранения скорости движения или небольшого замедления, для кратковременных торможений при езде в городских условиях и притормаживания машины, движущейся под уклон.
Интенсивность торможения двигателем зависит от включенной передачи, включения или выключения зажигания, а также степени открытия дроссельной заслонки карбюратора (рис. 1.1).
Рис. 1.2 Структурная схема пневматических тормозных приводов автомобильного поезда:
а – однопроводная; б – двухпроводная: / – педаль; 2 – тормозной кран прицепа; 3, 11 – воздухопроводы. 4 – регулятор давления воздуха; 5 – воздушный баллон; 6, /0 – тормозные камеры; 7 – тормоз; S – компрессор; 9 – тормозной кран.
Кривые 2, 3 и 6, 7 показывают, что интенсивность торможения при выключенном зажигании больше, чем при торможении с прикрытой дроссельной заслонкой карбюратора. При переходе с высшей передачи на низшую интенсивность торможения увеличивается (кривые 2,4). При торможении двигателем с включенной низшей передачей и выключенным зажиганием достигается наибольшая интенсивность торможения: автомобиль, имевший начальную скорость около 8,3 м/с останавливается через 20 с (кривая 7). Если автомобиль будет двигаться под уклон с отключенным от колес двигателем, то его скорость через 30 с возрастает с 11,1 до 15,5 м/с (кривая /).
Тормозная система состоит из тормозного механизма и тормозного привода.
Тормозной механизм (тормоз) служит для непосредственного создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля (трактора). Наиболее распространены фрикционные тормоза, осуществляющие торможение за счет сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть дисковыми, барабанными и шкивными. В дисковом тормозе силы трения создаются на боковых поверхностях вращающегося диска, в барабанном – на внутренней поверхности вращающегося цилиндра, а в шкивном – на наружной поверхности вращающегося цилиндра.
Наиболее полно предъявляемым к тормозам требованиям отвечают барабанные и дисковые тормоза – они применяются на большинстве автомобилей и колесных тракторов.
По месту установки различают тормоза колесные и трансмиссионные (центральные). Первые воздействуют непосредственно на ступицу колеса, вторые – на один из валов трансмиссии.
Тормозной привод служит для передачи энергии к тормозным механизмам и управления ими в процессе торможения.
По принципу действия различают
механические, пневматические, гидропневматические
и электрические тормозные
Гидравлический тормозной
привод по принципу действия подобен
гидравлическому приводу
В пневматическом тормозном приводе усилие передается сжатым воздухом (0,6–0,8 МПа). Для создания дополнительного усилия торможения используются вакуумные, гидравлические, пневматические и гидровакуумные усилители тормозного привода.
Тормозная система с пневматическим приводом состоит из следующих основных узлов: компрессора 8 (рис. 1.2), регулятора давления воздуха 4, воздушного баллона 5, крана управления (тормозного крана) 9 и тормозных камер 6 и 10.
Между компрессором и воздушным
баллоном устанавливается вла-
Первая схема называется однопроводной, вторая – двухпроводной.
В однопроводной схеме педаль / (рис. 1.2, а) тормоза механическим приводом соединена с тормозным краном 9 тягача и тормозным краном 2 прицепа. Сжатый воздух подводится к кранам 2 и 9 от компрессора 8. Тормозной кран 2 прицепа воздухопроводом 3 сообщается с пневматическим оборудованием прицепа, состоящим из регулятора давления воздуха 4, воздушного баллона 5 и исполнительных механизмов – тормозных камер 6, 10.