Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля. А так же закрепление знаний по лабораторным работам по курсу "Автомобили".
Делая оценку тягово-скоростных свойств автомобиля, определяется конструктивные параметры, которые могут обеспечить заданные значения скоростей и ускорений в заданных дорожных условиях движения, а также нахождение предельных дорожных условий, т.е. выполню проектировочный тяговый расчёт.
Курсовая работа
Теория автомобиля «ГАЗ 31029»
Введение
Целью курсовой работы является определение основных параметров двигателя, трансмиссии и компоновки автомобиля. А так же закрепление знаний по лабораторным работам по курсу "Автомобили".
Делая оценку тягово-скоростных свойств автомобиля, определяется конструктивные параметры, которые могут обеспечить заданные значения скоростей и ускорений в заданных дорожных условиях движения, а также нахождение предельных дорожных условий, т.е. выполню проектировочный тяговый расчёт.
Для проектирования нового автомобиля, за основу, т.е. за прототип, я взял легковой автомобиль-седан ГАЗ 31029. Автомобили ГАЗ 31029 и его модификации пользовались огромной популярностью у потребителя отечественного автомобиля для семьи и работы.
Таблица 1 - Краткая техническая характеристика автомобиля ГАЗ-31029
Параметр |
Размерность |
Значение |
Масса снаряженного автомобиля |
кг |
1400 |
Габаритные размеры: длина ширина высота (без нагрузки) |
мм |
4885 1800 1476 |
Число мест для сидения (включая водителя) и масса перевозимого груза, не более |
кг |
5 и 50 |
Колёсная база |
мм |
2800 |
Колея колес: передних задних |
мм |
1496 1444 |
Наименьший дорожный просвет |
мм |
156 |
Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса, не более |
м |
5,8 |
Эксплуатационные данные | ||
Максимальная скорость с номинальной нагрузкой |
км/ч |
147 |
Контрольный расход топлива (летом, для исправного автомобиля, после пробега 5000 км, с частичной загрузкой – 2 человека): при 90 км/ч при 120 км/ч |
л/100 км |
9,3 12,9 |
Выбег автомобиля со скорости 50 км/ч (не менее) |
м |
500 |
Двигатель: модель ЗМЗ-402, 4-х цилиндровый, рядный, карбюраторный, верхнеклапанный, рабочий объем 2,44 л, степень сжатия 8,2, максимальная мощность 100 л.с. (73,5 кВт) при 4500 об/мин, максимальный крутящий момент 182 Н´м при 2300 об/мин;
Система смазки комбинированная
(смазка осуществляется под давлением
и разбрызгиванием с
Система питания с принудительной подачей топлива бензонасосом диафрагменного типа. Карбюратор К-151 – двухкамерный, с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой. Применяемое топливо – бензины марок АИ-93 и АИ-95 по ГОСТ 2084-77.
Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом.
Система вентиляции картера – закрытая принудительная, действующая за счёт разряжения во впускной трубе.
Сцепление: сухое, однодисковое с гидравлическим приводом включения.
Коробка передач: механическая, четырёхступенчатая, снабжена синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Тип управления – механический.
Передаточные числа передач:
первой – 3,5
второй – 2,26
третьей – 1,45
четвертой - 1,00
задний ход – 3,54
Карданная передача: открытая,
двухвальная с промежуточной
опорой. Каждый вал имеет по два
карданных шарнира с
Задний мост: с разъёмным или неразъёмным картером, главная передача заднего моста коническая, гипоидная. Передаточное число главной передачи равно 3,9.
Подвеска:
передняя – независимая пружинная на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости;
задняя – зависимая на продольных полуэллиптических рессорах.
Подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Колеса и шины: штампованные дисковые, обод 5½J´14. Шины пневматические радиальные бескамерные, обозначение 205/70 R14.
Рулевое управление: без
усилителя. Рабочая пара – глобоидальный
червяк с трёхгребневым роликом.
Передаточное число рулевого механизма
– 19,1. Рулевая колонка с
Тормоза:
Рабочая система:
передние и задние тормозные механизмы барабанного типа, с гидравлическим двухконтурным приводом, с главным цилиндром тандемного типа, датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости и регулятором давления в системе задних тормозов.
Стояночная система действует на колодки задних тормозов рабочей системы, привод механический тросовый.
Таблица 1.2. - Заправочные емкости, л
Топливный бак |
55 |
Система смазки двигателя |
6 |
Система охлаждения двигателя |
12 |
Картер коробки передач: |
0,95 |
Картер заднего моста: с разъёмным картером с не разъёмным картером |
1,2 1,65 |
Амортизаторы: передний задний |
0,14 0,21 |
Картер рулевого механизма |
0,4 |
Гидравлический привод тормозов |
0,6 |
Гидравлический привод выключения сцепления |
0,18 |
Бачок омывателя ветрового стекла |
2 |
Таблица 1.3. - Регулировочные и контрольные данные
Параметр |
Размерность |
Значение |
Тепловой зазор между клапанами и коромыслами при 20°С: для выпускных клапанов 1-го и 4-го цилиндров для остальных клапанов |
мм |
0,35-0,40 0,40-0,45 |
Зазор между электродами свечей зажигания |
мм |
0,80-0,95 |
Давление масла на прогретом двигателе при частоте вращения коленвала двигателя на холостом ходу (550-650 об/мин) |
кПа (кгс/см2) |
80 (0,8) |
Прогиб ремней привода вентилятора и генератора при нажатии с усилием 40 Н (4 кгс) |
мм |
8-10 |
Регулируемое напряжение в сети |
В |
13,4-14,7 |
Нормальная температура охлаждающей жидкости |
°С |
80-90 |
Плотность охлаждающей жидкости при 20°С |
г/см2 |
1,075-1,085 |
Люфт рулевого колеса, не более |
° пов. рул. колеса |
10 |
Свободный ход педали сцепления |
мм |
12-28 |
Полный ход педали сцепления |
мм |
145-160 |
Ход вилки выключения сцепления, не менее |
мм |
14 |
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок передних и задних тормозов |
мм |
1,0 |
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе |
мм |
3-5 |
Максимальный уклон, на котором автомобиль с полной нагрузкой удерживается стояночным тормозом |
% |
16 |
Давление воздуха в шинах: передних задних |
кПа |
200-210 210-220 |
2. Расчетные параметры
2.1 Определение полной массы автомобиля
Полный вес автомобиля Ga определяют по следующим формулам:
- для легковых автомобилей:
где n - число пассажиров, включая водителя; Gб - вес багажа 50 кг (490 Н);
G0 – масса снаряженного автомобиля с заправкой и снаряжением, но без пассажиров и водителя; G0=1400 кг (13734 Н);
n – число мест для сидения пассажиров; n =5;
GБ – масса багажа; mб =10 кг – на одного человека в легковых автомобилях.
В число мест n для сидения пассажиров в легковых автомобилях включается место водителя.
2.2 Выбор шин
По величине нагрузки подбирают размер шин и определяют статический радиус колеса. Для подбора шин надо определить нагрузку, приходящуюся на одно самое нагруженное колесо автомобиля. У легковых автомобилей вес распределяется между передними и задними осями примерно поровну. Шины автомобиля выбираются по данным приложения Б (Методическое пособие).
Для выбранной шины в таблицах приложений Б (для легковых автомобилей) даны значения статического радиуса. Статический радиус условно можно считать равным динамическому радиусу колеса и использовать эти значения в расчетах.
Так как проектируемый автомобиль является легковым и предназначен для эксплуатации по дорогам общего пользования, то принимаем колёсную формулу 4×2.
Распределение полной массы автомобиля по осям.
ma1 = 0,48 – нагрузка на переднюю ось;
ma1 = 0,48 × 1825 = 876 кг
ma1 - полная масса автомобиля, приходящаяся на переднюю ось;
ma2 = 0,52 – нагрузка на заднюю ось;
ma2 = 0,52 × 1825 = 949 кг
ma2 - полная масса автомобиля, приходящаяся на заднюю ось.
Максимально допустимая нагрузка на одну шину:
Выбор шин осуществляется по максимальной скорости и нагрузке на колесо. Максимальная скорость автомобиля равна 145 километров в час, тогда индекс категории скорости Р, индекс нагрузки на шину – 93, максимальный вес 650 кг. Диаметр обода колеса выберем как у прототипа – 14 дюймов. Шины будем подбирать с рисунком протектора повышенной проходимости; радиальную, поскольку у такой шины выше стойкость к износу, она долговечнее и обладает меньшим коэффициентом сопротивления качению, что позволяет экономить топливо, также она обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля, и лучшую устойчивость автомобиля за счет большего по площади пятна контакта; также шины должны быть бескамерными, потому что при проколе такие шины дольше сохраняют давление и, следовательно, обеспечивают большую безопасность.
Условие подбора:
Для автомобиля ГАЗ-31029 максимальная нагрузка на колесо будет равна 4654Н.
Выбираем шины 205/70 R14 с максимальной нагрузкой 6300 Н, 205 и 70 - ширина профиля в миллиметрах и в дюймах соответственно, посадочный диаметр обода 14 дюймов. =6100 Н; Категория скорости – Р;
Статический радиус 0,350,м
2.3 Фактор обтекаемости.
Аэродинамические свойства автомобиля зависят от фактора обтекаемости:
где - плотность воздуха: , Численные значения cX выбираем по таблице 5 – Значения аэродинамических параметров автомобиля из методического пособия стр. 14;
cX – коэффициент сопротивления воздуха, , для легкового автомобиля с закрытым верхом 0,20…0,35;
Fа - площадь лобовой поверхности автомобиля, , - 1,6…2,8;
Фактор обтекаемости автомобиля, - 0,3…1,0
W = 0,35 × 1,225 ×2,8 = 0,6 Нс2/м2
2.4 Коэффициент сопротивления дороги .
Принимаем с учетом условий движения автомобиля:
Максимальный коэффициент сопротивления дороги - максимальный коэффициент суммарного сопротивления дороги ymax определяется максимальным углом подъема , который автомобиль должен преодолеть на первой передаче.
Где по прототипу выбирают
-максимальный момент двигателя;
-передаточное число трансмиссии;
Передаточное число
где Uкп - передаточное число коробки перемены передач.
U0 - передаточное число главной передачи, для ГАЗ-31029 U0 = 3,9;
- КПД трансмиссии;
- динамический радиус колеса;
максимальная скорость.
Выбор двигателя и построение его внешней скоростной характеристики