Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:02, реферат
Организационные принципы эксплуатации машин были приняты в 1914—1917 гг. с появлением первых автомобильных рот. В 1919 г. в РККА была разработана и внедрена профилактическая система технического обслуживания автомобилей. В 1923 г. было утверждено «Временное наставление механизированых войск РККА по службе автотранспорта», которым вводилась планово-предупредительная система обслуживания. Эта система с некоторыми изменениями действует и в настоящее время, позволяет поддерживать эксплуатационные характеристики машин в установленных пределах.
Контрольный осмотр предназначен
для проверки технического состояния
машин перед выполнением
15-
Рис. 1.2. Классификация видов технического обслуживания
Рис. 1.3. Цикл обслуживания:
а - колесных машин; б - гусеничных машин
Ежедневное техническое обслуживание проводится после выполнения задачи для подготовки машины к дальнейшему использованию.
Техническое обслуживание № 1 предназначено для проверки технического состояния основных агрегатов и систем машин, выявления и устранения неисправностей, обеспечения безотказной работы машины до очередного номерного технического обслуживания.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предназначено для обеспечения безотказной работы агрегатов узлов и систем машины в пределах установленных норм, снижения интенсивности износа деталей, выявления и предупреждения отказов и неисправностей путем проведения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных и других работ. ТО-2 завершает цикл технического обслуживания машин (рис. 1.3).
Циклом технического обслуживания называется наименьший повторяющийся период эксплуатации, в течение которого осуществляются в определенной последовательности все установленные виды обслуживания, предусмотренные нормативно-технической документацией.
Сезонное обслуживание (СО) проводится с целью обеспечения безотказной работы машины в предстоящем осенне-зимнем или весенне-летнем периоде эксплуатации.
Трудоемкость технического обслуживания инженерной техники
Наименование техники |
Трудозатраты, чел-ч | ||||
КО |
ЕТО |
ТО-1 |
ТО-2 |
Дополнительные работы СО | |
Инженерная машина на гусеничной базе (БАТ-М, БТМ, МДК) |
0,2—0,3 |
1,5—2,0 |
14—16 |
28—32 |
6-8 |
Инженерная машина на танковой базе |
0,2—0,3 |
1,5—2,0 |
7-8 |
15-16 |
6-8 |
Землеройные, грузоподъемные и мостостроительные средства на колесной базе |
0,2—0,3 |
2,0—4,0 |
16—22 |
30—50 |
8-10 |
Автомобили грузовые |
0,3 |
1,0 |
6,0 |
22,0 |
6,0 |
Примечание. Трудоемкость
ЕТО приведена без учета
16
2 Зак. 3213дсп
17
»•
Для машин боевой и строевой групп эксплуатации с ограниченной наработкой через определенный период проводится регламентированное обслуживание (РТО) с целью замены материалов и деталей ограниченного срока годности.
-Обслуживание рабочего оборудования производится одновременно с обслуживанием базовой машины.
Средняя трудоемкость технического обслуживания различных видов инженерных машин приведена в табл. 1.2.
Для машин, находящихся
на хранения, для поддержания их
в исправном состоянии и
2. ДИАГНОСТИКА
И ОБСЛУЖИВАНИЕ МАШИН
2.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ
Усложнение конструкции новых машин и повышение напряженности рабочих процессов предъявляют более жесткие требования к обеспечению их надежности. Поддержание высокого уровня надежности требует своевременного обнаружения и устранения возможных неисправностей, особенно скрытых. Для этих целей применяются методы контроля технического состояния машин без их разборки или диагностические методы.
Диагностические методы, которые в последние годы широко внедряются в технологический процесс обслуживания техники, позволяют снизить трудовые и материальные затраты на техническое обслуживание и ремонт машин на 25—30%.
Возможность определения технического состояния объекта по диагностическим признакам без его разборки составляет сущность технической диагностики.
Техническая диагностика — отрасль знаний, которая изучает техническое состояние объектов диагностирования, разрабатывает методы и средства его определения, а также принципы построения и организации использования приборов и систем диагностирования.
Техническая диагностика является составной частью планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта техники, принятой в Вооруженных Силах СССР, средством повышения эффективности использования инженерной техники, совершенствования системы технического обслуживания, внедрения научной организации труда при техническом обслуживании и ремонте машин.
Объектами диагностирования являются машина и ее составные части.
Диагностированием называется
процесс определения
18
19
зическую величину, которая
характеризует работоспособност
объекта.
Перед технической диагностикой стоят следующие основные
задачи:
обеспечение максимальной
эффективности использования
обеспечение полной выработки ресурса машины путем контроля элементов, определяющих выход машины в плановый ремонт, и прогнозирования запаса моторесурсов.
Техническая диагностика строится по принципу: от общего — к частному. В соответствии с этим различают два вида диагностики: общую; углубленную.
Общая диагностика — это определение технического состояния объекта без выявления конкретных неисправностей, т. е. по общему критерию: исправен или неисправен объект, возможна ли его дальнейшая эксплуатация без выполнения профилактических или ремонтных воздействий. Общая диагностика применяется, как правило, для машины в целом и для агрегатов, систем, механизмов, обеспечивающих безопасность движения (работы) машин (тормозных систем, приводов управления, приборов освещения, сигнализации и т. д.).
Частично общая диагностика проводится водителем даже при выполнении работ КО перед выходом из парка и в пути, командиром подразделения (техником роты) при проверке состояния машин, начальником КТП при проверке технического состояния машин перед выходом из парка. При этом, как правило, проводится общая диагностика элементов машины и машины в целом.
Углубленная диагностика — это поэлементное определение технического состояния агрегатов и узлов машины с выявлением места возникновения, характера и причин неисправностей и отказов. В результате этого вида диагностики составляется диагностическое заключение не только о месте и характере неисправности, но и об объеме ремонтных воздействий, необходимых для ликвидации отказа и восстановления работоспособности
объекта.
В зависимости от периодичности и трудоемкости диагностирования его подразделяют на Д4 и Д2. Диагностирование Д1 в основном охватывает составные части машины, обеспечивающие безопасность движения, и проводится при выполнении работ ТО-1. Трудоемкость Д1 составляет 0,5—0,6 чел.-ч.
При выполнении работ ТО-2 проводится диагностирование Да, которое охватывает составные части машины, обеспечивающие ее работоспособность, и проводится для определения остаточного ресурса машины до ремонта (списания). Трудоемкость Д2 составляет 3—4 чел.-ч.
Диагностирование перед текущим или средним ремонтом и после ремонта проводится для уточнения объема работ и контроля качества его выполнения.
Содержание работ при диагностировании автомобиля КрАЗ-255Б
|
Д, (общая |
Д2 | |
Диагностируемый элемент |
диагностика) |
Общая Углубленная диагностика диагностика | |
Тормоза |
+ |
+ |
+ |
Приборы освещения |
+ |
+ |
— |
Рулевое управление |
+ |
+ |
+ |
Приводы генератора, водяного насоса, компрессора, гидроусилителя рулевого управления |
+ |
+ |
|
Рулевое управление |
+ |
— |
+ |
Двигатель |
+ |
— |
+ |
Аккумуляторная батарея и генератор |
+ |
— |
+ |
Трансмиссия и ходовая часть |
— |
— |
+ |
Контрольно-измерительные приборы |
+ |
+ |
|
Примечание. Знак «+» означает, что работы выполняются, знак « — » означает, что работы не выполняются.
Пример содержания работ при диагностировании автомобиля КрАЗ-255Б приведен в табл. 2.1.
Диагностирование проводится, как правило, на посту диагностики ПТОР части, соединения начальником ПТОР или механиком-регулировщиком. Диагностирование в полевых условиях проводят с использованием подвижных средств диагностики на специальной площадке.
Прогнозирование — один из основных элементов диагностики. Цель прогнозирования заключается в предсказании сроков безотказной работы составных частей машины или машины в целом до очередного обслуживания или ремонта с допустимыми экономическими показателями и показателями надежности и безопасности движения.
Чаще всего при
д;р~д;3 и,
Диз — Дн
(2.1)
где А — коэффициент, равный 2 для двигателя и 1 для агрега-
тов трансмиссии;
Дпр —предельное значение диагностического параметра; Диз — измеренное значение диагностического параметра; Дн — номинальное (расчетное) значение диагностического па-
раметра;
Н—наработка с начала эксплуатации, моточасы (км).
Пример. Для автомобиля Урал-375 установлено, что окружной люфт ведущего вала главной передачи равен 36° после 52 000 км пробега. Предельный люфт равен 80°, номинальный — 5°. Определить запас хода заднего моста автомобиля Урал-375 при аналогичных условиях эксплуатации.
Решение.
Р„ = 1. 8° ~ 36 -52 000 = 73 320 км. оо — 5
2.2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ И ПАРАМЕТРЫ
Машина, агрегат изготавливаются с определенными допусками на размеры деталей. Все детали, собранные в сборочные единицы, образуют единую структуру (конструкцию). В ходе эксплуатации взаимосвязь, сопряжение отдельных деталей и узлов (структурных элементов) постепенно изменяются, так как меняются форма и размеры деталей вследствие разрушения или износа.
Параметры, непосредственно характеризующие работоспособность или исправность объекта диагностирования, называются структурными. К ним относятся размеры и форма деталей, зазоры, натяги, чистота сопрягаемых поверхностей, давление и др. Количественной мерой состояния параметра является его значение, которое может быть номинальным, допускаемым и предельным.
Номинальное (расчетное) значение структурного параметра служит началом отсчета отклонений, его имеют новые или капитально отремонтированные составные части после их обкатки (приработки).
Допускаемое значение структурного параметра — значение, при котором обеспечивается безотказная работа объекта до очередного планового ремонта при высоких технико-экономических показателях.
Большинство основных параметров
имеют два допускаемых
Предельное значение параметра — наибольшее или наименьшее значение параметра, которое может иметь работоспособный объект. Например, предельное значение окружного люфта вала главной передачи инженерных машин на базе КрАЗ-255Б составляет 80°. Предельные параметры устанавливаются на основании технической, технико-экономической или технологической оценки.
Диагностический параметр —параметр, который косвенно характеризует работоспособность или исправность объекта. К ним относятся мощность, давление, температура, уровень шума, вибрации, количество газов, прорвавшихся в картер, угар масла и т.д.
Информация о работе Теоретические основы эксплуатации и ремонта машин