Теоретические основы эксплуатации и ремонта машин

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:02, реферат

Краткое описание

Организационные принципы эксплуатации машин были приняты в 1914—1917 гг. с появлением первых автомобильных рот. В 1919 г. в РККА была разработана и внедрена профилактическая система технического обслуживания автомобилей. В 1923 г. было утверждено «Временное наставление механизированых войск РККА по службе автотранспорта», которым вводилась планово-предупредительная система обслуживания. Эта система с некоторыми изменениями действует и в настоящее время, позволяет поддерживать эксплуатационные характеристики машин в установленных пределах.

Файлы: 1 файл

Эксплуатац хар машин.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Транспортабельность машины характеризует  приспособленность МИВ к перевозкам железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом и  определяется массой, габаритами, распределением массы по осям, временем погрузки и выгрузки и т. д.

Эргономические показатели определяют совокупность факторов, характеризующих  возможность достижения оператором (водителем) максимальной эффективности выполнения своих функциональных обязанностей. Они связаны с амплитудой и частотой вибрации тела водителя, уровнем шума в кабине, усилием на рычагах и педалях и другими показателями.

10

Таблица   1.1

Показатели надежности инженерных машин

Показатель надежности

 

 

гепрок- 1 чики I

>>а

С ч

:тоуклад-и

0 з

5 в-

!*=>

2 ™ н

|ёо

5аз

вающие нспорте-

ч * я

П н о.

ншейные этлован-иашины

« и «*

0.     Я

Н 5 Е

каваторы

о

СП

а

со О,

М

эгс

 

 

Наработка      на

отказ,     моточасы

(км)

150

 

 

(1200)

 

 

(1500)

 

 

(1200)

 

 

70

 

 

180

 

 

360

 

 

600—800.

 

 

Вероятность без-

отказной работы

0,9

 

0,85

 

0,85—0,9

 

0,85

 

0,9

 

0,9

 

0,95

 

0,96—0,98

 

Среднее     время

восстановления, ч

1,5

 

2,0

 

2,0

 

2.0

 

2.0

 

2,0

 

1.5

 

2—3

 

Коэффициент

технического      ис-

пользования

0.8

 

 

0,75

 

 

0,8

 

 

0,8

 

 

0.8

 

 

0.8

 

 

0,8

 

 

0,96

 

 


Экономичность расхода  эксплуатационных материалов характеризуется в основном топливной экономичностью и определяется следующими показателями:

удельным расходом топлива (в кг/кВт-ч);

экономической характеристикой двигателя, которая является зависимостью расхода топлива (в литрах на моточас, литрах на 100 км пути) от скорости движения и коэффициента сопротивления качению;

средним расходом топлива  на единицу выполненной работы (объем  разработанного грунта (в л/м3); длину проложенного пути (в л/км) и т. д.);

запасом хода по топливу, т. е. путем, проходимым машиной с  полностью заправленными баками в определенных условиях эксплуатации.

Экономичность расхода  топлива зависит от типа двигателя  и состояния топливоподающей аппаратуры, а также от конструкции силовой передачи и ходовой части. Наиболее экономичными по удельному расходу топлива являются дизельные двигатели.

Высокая топливная экономичность  может быть достигнута и оптимальным  нагрузочным режимом, который определяется механиком-водителем. У опытных расчетов средний расход топлива на единицу выполненной работы на 15—20% меньше, чем у неопытных.

В общем случае эксплуатационную характеристику машины можно представить  как суммарный коэффициент эффективности конструктивных возможностей машины. В ряде случаев он может •быть выражен отношением

И

где ПЭф —эффективная эксплуатационная производительность;

Пт — техническая производительность.

Эффективная производительность определяется как отношение объема выполненных работ (2 к суммарному времени /сум, затраченному на их выполнение:

——        ^ /1   О\ эф —                •                                                          (Ьо/

Техническая производительность определяется отношением объема выполненных работ к времени непосредственного их выполнения

Подставляя выражения  (1.3) и  (1.4)  в (1.2), получим:

(1-4)

(1.5)

Здесь

сум

г, (1.6)

где/Р —время непосредственного выполнения задачи машиной;

^м — время, затрачиваемое на маневр машины; Д^усл —потери времени, характеризующие    приспособленность

машины к данным условиям;

А4—потери времени  в результате недостаточной надежности, включая время на устранение отказов, обслуживание и т. д.;

Д^тр— потери времени  на погрузку, выгрузку машины и приведение ее в рабочее состояние;

А/эрг — потери времени  в результате несоответствия органов  управления и условий выполнения задач оптимальным параметрам.

1.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО  ВООРУЖЕНИЯ

Использование инженерного  вооружения в современной армии  весьма многообразно. Автомобили в инженерных войсках используются для перевозки личного состава, а также являются средствами подвижности многих образцов инженерного вооружения.

Танковая база, гусеничные и колесные тягачи, трактора, прицепы широко используются для монтажа различных видов дорожной и землеройной техники, грузоподъемных и электротехнических средств, средств установки и преодоления заграждений.

Правильная эксплуатация военной техники в Советской  Армии обеспечивается четкой организацией использования машин в мирное и военное время, организацией контроля за техническим'

12

состоянием  машин, своевременным  и качественным     обслуживанием.

По своему техническому состоянию все машины делятся  на пять категорий. К I категории относятся  новые машины и машины с пробегом до 3000 км для колесных или 100 моточасов для гусеничных машин. Ко II категории относятся машины с пробегом более 3000 км (100 моточасов) и прошедшие средний или капитальный ремонт. III категорию составляют машины, требующие среднего ремонта, IV датегорию — машины, требующие капитального ремонта. К V категории относятся неисправные машины, восстановление которых нецелесообразно и которые требуют списания.

Вся инженерная техника  и бронетанковая техника текущего довольствия в мирное время подразделяются на боевую, учебно-боевую, строевую, учебно-строевую, учебную группы эксплуатации, автомобильная техника — на боевую, учебно-боевую, строевую, учебную, транспортную.

В боевую и строевую группы эксплуатации зачисляется, как правило, новая или прошедшая капитальный ремонт техника, имеющая запас хода до ремонта не менее установленного. Техника учебной группы эксплуатации используется только для обеспечения учебного процесса в учебных воинских частях и подразделениях и в военно-учебных заведениях.

Эксплуатация техники  разрешается в пределах годовых  норм расхода моторесурсов, установленных  приказом Министра обороны для каждой группы эксплуатации. Для машин боевой и строевой групп эксплуатации, предназначенных для ведения боевых действий, годовые нормы расхода моторесурсов ограничены, поэтому большую часть года они находятся на хранении. Лишь периодически, обычно не чаще двух раз в год, они используются на учениях. Боевая и строевая группы эксплуатации комплектуются новыми и лучшими по своему техническому состоянию машинами, имеющими установленный запас хода до ремонта. Машины учебно-боевой и учебно-строевой группы эксплуатации составляют незначительную часть и предназначены для обеспечения боевых действий и обучения личного состава.

К транспортной группе относится  автомобильная техника, предназначенная для хозяйственных нужд воинских частей.

Доукомплектование подразделений  и частей инженерных войск осуществляется в плановом порядке за счет машин, получаемых с заводов, баз хранения, из других частей, а в мобилизационный период—из народного хозяйства.

Внутри части машины передаются из одного подразделения  в другое на основании приказа  командира части, а из части в  часть — на основании приказа  старшего начальника.

Передаваемые и получаемые машины должны быть исправны, укомплектованы агрегатами, узлами и деталями согласно требованиям нормативно-технической документации (НТД). Категорически запрещается подмена исправных деталей, приборов, узлов и

13

механизмов негодными. Вся индивидуальная документация передается вместе с машиной и заполняется на день передачи.

Машины, прибывшие в  воинскую часть на доукомплектование, принимаются комиссией под руководством заместителя командира части по вооружению. Прием машин оформляется актом, и они вводятся в строй приказом командира части. До ввода машин в строй эксплуатация их запрещается.

В приказе на ввод в  строй указываются тип и марка  машины, заводской номер шасси  и двигателя, .подразделение, в которое  передается, присвоенный военный номер, группа эксплуатации и фамилия механика-водителя, за которым машина закрепляется.

Номер приказа о вводе  машины в строй заносится в  формуляр (паспорт) машины. Механик-водитель расписывается в формуляре о принятии машины.

Машины вручаются механикам-водителям торжественно лично командиром части или командиром подразделения (не ниже командира роты) перед строем подразделения непосредственно в парке машин. С этого момента ответственность за машину возлагается на механика-водителя и его командира. Машина закрепляется за механиком-водителем, как правило, до конца службы. Разрешается в целях углубления навыков механиков-водителей через год менять механиков-водителей боевой (строевой) и учебно-боевой (учебно-строевой) групп эксплуатации. Смена механиков-водителей отдается приказом по части и отмечается в формуляре.

1.4. ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  И РЕМОНТА МАШИН ИНЖЕНЕРНОГО  ВООРУЖЕНИЯ

Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных  положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ технического обслуживания и ремонта.

Сущность планово-предупредительной  системы технического обслуживания, принятой в Вооруженных Силах СССР, заключается в обязательном выполнении работ по обслуживанию машин как в процессе их использования после установленной наработки (в км или моточасах), так и в процессе хранения через определенные промежутки времени.

Неисправности, возникающие  в процессе эксплуатации, устраняются непосредственно в части на месте выхода из строя, на пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) или на сборном пункте поврежденных машин (СППМ). Плановые ремонты проводятся после отработки установленного межремонтного пробега.

Техническое обслуживание машин состоит  в выполнении определенного перечня операций обслуживания и включает: заправку машин горючим и смазочными материалами, охлаждающей, тор-

14

мозной и амортизаторной жидкостями; чистку, мойку и уборку машин; проверку укомплектованности и  крепления агрегатов, узлов и приборов, контроль их состояния и регулирование; устранение всех выявленных отказов и неисправностей.

При проведении технического обслуживания машин уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические  и крепежные работы выполняются в обязательном порядке (принудительно), а заправочные, регулировочные работы, устранение отказов и неисправностей— по потребности, если выявится необходимость их проведения.

Работы технического обслуживания проводятся экипажем, расчетом или механиком-водителем, а наиболее сложные диагностические и регулировочные работы — специалистами пункта технического обслуживания и ремонта части.

Организация обслуживания инженерной и другой техники заключается в планировании, проведении мероприятий контроля за последовательностью и качеством выполнения операций обслуживания с соблюдением мер безопасности и обеспечения необходимыми материалами, запасными частями и оборудованием для выполнения работ технического обслуживания в заданных условиях эксплуатации.

Техническое обслуживание образцов военной техники, состоящей из средств подвижности, установленного на них оборудования, вооружения, средств связи и т. д., проводится комплексно, т. е. включает в себя единые (по наименованию, периодичности, месту проведения и материально-техническому обеспечению) виды обслуживания и ремонта.

В соответствии с руководством по организации комплексного обслуживания военной техники в зависимости  от объема работ техническое обслуживание машин, находящихся в эксплуатации, подразделяется на следующие виды (рис. 1.2): контрольный осмотр (КО), ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО) и регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Для машин, находящихся на хранении, установлены следующие виды обслуживания:'для машин, находящихся на кратковременном хранении, — техническое обслуживание № 1 на хранении (ТО-1х), для машин, находящихся на длительном хранении,— техническое обслуживание № 1 на хранении (ТО-1х), техническое обслуживание № 2 на хранении (Т0-2х) и регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Кроме основных видов  обслуживания предусмотрены дополнительные работы по уходу за машинами в парково-хозяйственные дни, в часы ухода за техникой, отведенные распорядком дня.

Информация о работе Теоретические основы эксплуатации и ремонта машин