Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:02, реферат
Организационные принципы эксплуатации машин были приняты в 1914—1917 гг. с появлением первых автомобильных рот. В 1919 г. в РККА была разработана и внедрена профилактическая система технического обслуживания автомобилей. В 1923 г. было утверждено «Временное наставление механизированых войск РККА по службе автотранспорта», которым вводилась планово-предупредительная система обслуживания. Эта система с некоторыми изменениями действует и в настоящее время, позволяет поддерживать эксплуатационные характеристики машин в установленных пределах.
Транспортабельность машины характеризует
приспособленность МИВ к
Эргономические показатели определяют совокупность факторов, характеризующих возможность достижения оператором (водителем) максимальной эффективности выполнения своих функциональных обязанностей. Они связаны с амплитудой и частотой вибрации тела водителя, уровнем шума в кабине, усилием на рычагах и педалях и другими показателями.
10
Таблица 1.1
Показатели надежности инженерных машин
Показатель надежности
|
гепрок- 1 чики I >>а С ч |
:тоуклад-и 0 з 5 в- |
"Р !*=> 2 ™ н |ёо 5аз |
вающие нспорте- ч * я П н о. |
ншейные этлован-иашины « и «* 0. Я Н 5 Е |
каваторы о СП |
а со О, М |
эгс
|
Наработка на отказ, моточасы (км) |
150
|
(1200)
|
(1500)
|
(1200)
|
70
|
180
|
360
|
600—800.
|
Вероятность без- отказной работы |
0,9
|
0,85
|
0,85—0,9
|
0,85
|
0,9
|
0,9
|
0,95
|
0,96—0,98
|
Среднее время восстановления, ч |
1,5
|
2,0
|
2,0
|
2.0
|
2.0
|
2,0
|
1.5
|
2—3
|
Коэффициент технического ис- пользования |
0.8
|
0,75
|
0,8
|
0,8
|
0.8
|
0.8
|
0,8
|
0,96
|
Экономичность расхода эксплуатационных материалов характеризуется в основном топливной экономичностью и определяется следующими показателями:
удельным расходом топлива (в кг/кВт-ч);
экономической характеристикой двигателя, которая является зависимостью расхода топлива (в литрах на моточас, литрах на 100 км пути) от скорости движения и коэффициента сопротивления качению;
средним расходом топлива на единицу выполненной работы (объем разработанного грунта (в л/м3); длину проложенного пути (в л/км) и т. д.);
запасом хода по топливу, т. е. путем, проходимым машиной с полностью заправленными баками в определенных условиях эксплуатации.
Экономичность расхода топлива зависит от типа двигателя и состояния топливоподающей аппаратуры, а также от конструкции силовой передачи и ходовой части. Наиболее экономичными по удельному расходу топлива являются дизельные двигатели.
Высокая топливная экономичность может быть достигнута и оптимальным нагрузочным режимом, который определяется механиком-водителем. У опытных расчетов средний расход топлива на единицу выполненной работы на 15—20% меньше, чем у неопытных.
В общем случае эксплуатационную
характеристику машины можно представить
как суммарный коэффициент
И
где ПЭф —эффективная эксплуатационная производительность;
Пт — техническая производительность.
Эффективная производительность определяется как отношение объема выполненных работ (2 к суммарному времени /сум, затраченному на их выполнение:
—— ^ /1 О\ эф —
•
Техническая производительность определяется отношением объема выполненных работ к времени непосредственного их выполнения
Подставляя выражения (1.3) и (1.4) в (1.2), получим:
(1-4)
(1.5)
Здесь
сум
г, (1.6)
где/Р —время непосредственного выполнения задачи машиной;
^м — время, затрачиваемое на маневр машины; Д^усл —потери времени, характеризующие приспособленность
машины к данным условиям;
А4—потери времени в результате недостаточной надежности, включая время на устранение отказов, обслуживание и т. д.;
Д^тр— потери времени на погрузку, выгрузку машины и приведение ее в рабочее состояние;
А/эрг — потери времени в результате несоответствия органов управления и условий выполнения задач оптимальным параметрам.
1.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ
Использование инженерного вооружения в современной армии весьма многообразно. Автомобили в инженерных войсках используются для перевозки личного состава, а также являются средствами подвижности многих образцов инженерного вооружения.
Танковая база, гусеничные и колесные тягачи, трактора, прицепы широко используются для монтажа различных видов дорожной и землеройной техники, грузоподъемных и электротехнических средств, средств установки и преодоления заграждений.
Правильная эксплуатация военной техники в Советской Армии обеспечивается четкой организацией использования машин в мирное и военное время, организацией контроля за техническим'
12
состоянием машин, своевременным и качественным обслуживанием.
По своему техническому состоянию все машины делятся на пять категорий. К I категории относятся новые машины и машины с пробегом до 3000 км для колесных или 100 моточасов для гусеничных машин. Ко II категории относятся машины с пробегом более 3000 км (100 моточасов) и прошедшие средний или капитальный ремонт. III категорию составляют машины, требующие среднего ремонта, IV датегорию — машины, требующие капитального ремонта. К V категории относятся неисправные машины, восстановление которых нецелесообразно и которые требуют списания.
Вся инженерная техника
и бронетанковая техника
В боевую и строевую группы эксплуатации зачисляется, как правило, новая или прошедшая капитальный ремонт техника, имеющая запас хода до ремонта не менее установленного. Техника учебной группы эксплуатации используется только для обеспечения учебного процесса в учебных воинских частях и подразделениях и в военно-учебных заведениях.
Эксплуатация техники разрешается в пределах годовых норм расхода моторесурсов, установленных приказом Министра обороны для каждой группы эксплуатации. Для машин боевой и строевой групп эксплуатации, предназначенных для ведения боевых действий, годовые нормы расхода моторесурсов ограничены, поэтому большую часть года они находятся на хранении. Лишь периодически, обычно не чаще двух раз в год, они используются на учениях. Боевая и строевая группы эксплуатации комплектуются новыми и лучшими по своему техническому состоянию машинами, имеющими установленный запас хода до ремонта. Машины учебно-боевой и учебно-строевой группы эксплуатации составляют незначительную часть и предназначены для обеспечения боевых действий и обучения личного состава.
К транспортной группе относится автомобильная техника, предназначенная для хозяйственных нужд воинских частей.
Доукомплектование подразделений и частей инженерных войск осуществляется в плановом порядке за счет машин, получаемых с заводов, баз хранения, из других частей, а в мобилизационный период—из народного хозяйства.
Внутри части машины передаются из одного подразделения в другое на основании приказа командира части, а из части в часть — на основании приказа старшего начальника.
Передаваемые и получаемые машины должны быть исправны, укомплектованы агрегатами, узлами и деталями согласно требованиям нормативно-технической документации (НТД). Категорически запрещается подмена исправных деталей, приборов, узлов и
13
механизмов негодными. Вся индивидуальная документация передается вместе с машиной и заполняется на день передачи.
Машины, прибывшие в
воинскую часть на доукомплектование,
принимаются комиссией под
В приказе на ввод в строй указываются тип и марка машины, заводской номер шасси и двигателя, .подразделение, в которое передается, присвоенный военный номер, группа эксплуатации и фамилия механика-водителя, за которым машина закрепляется.
Номер приказа о вводе машины в строй заносится в формуляр (паспорт) машины. Механик-водитель расписывается в формуляре о принятии машины.
Машины вручаются механикам-
1.4. ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО
Система технического обслуживания и ремонта — это комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ технического обслуживания и ремонта.
Сущность планово-
Неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, устраняются непосредственно в части на месте выхода из строя, на пункте технического обслуживания и ремонта (ПТОР) или на сборном пункте поврежденных машин (СППМ). Плановые ремонты проводятся после отработки установленного межремонтного пробега.
Техническое обслуживание машин состоит в выполнении определенного перечня операций обслуживания и включает: заправку машин горючим и смазочными материалами, охлаждающей, тор-
14
мозной и амортизаторной жидкостями; чистку, мойку и уборку машин; проверку укомплектованности и крепления агрегатов, узлов и приборов, контроль их состояния и регулирование; устранение всех выявленных отказов и неисправностей.
При проведении технического обслуживания машин уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке (принудительно), а заправочные, регулировочные работы, устранение отказов и неисправностей— по потребности, если выявится необходимость их проведения.
Работы технического обслуживания проводятся экипажем, расчетом или механиком-водителем, а наиболее сложные диагностические и регулировочные работы — специалистами пункта технического обслуживания и ремонта части.
Организация обслуживания инженерной и другой техники заключается в планировании, проведении мероприятий контроля за последовательностью и качеством выполнения операций обслуживания с соблюдением мер безопасности и обеспечения необходимыми материалами, запасными частями и оборудованием для выполнения работ технического обслуживания в заданных условиях эксплуатации.
Техническое обслуживание образцов военной техники, состоящей из средств подвижности, установленного на них оборудования, вооружения, средств связи и т. д., проводится комплексно, т. е. включает в себя единые (по наименованию, периодичности, месту проведения и материально-техническому обеспечению) виды обслуживания и ремонта.
В соответствии с руководством по организации комплексного обслуживания военной техники в зависимости от объема работ техническое обслуживание машин, находящихся в эксплуатации, подразделяется на следующие виды (рис. 1.2): контрольный осмотр (КО), ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание № 1 (ТО-1), техническое обслуживание № 2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО) и регламентированное техническое обслуживание (РТО).
Для машин, находящихся на хранении, установлены следующие виды обслуживания:'для машин, находящихся на кратковременном хранении, — техническое обслуживание № 1 на хранении (ТО-1х), для машин, находящихся на длительном хранении,— техническое обслуживание № 1 на хранении (ТО-1х), техническое обслуживание № 2 на хранении (Т0-2х) и регламентированное техническое обслуживание (РТО).
Кроме основных видов обслуживания предусмотрены дополнительные работы по уходу за машинами в парково-хозяйственные дни, в часы ухода за техникой, отведенные распорядком дня.
Информация о работе Теоретические основы эксплуатации и ремонта машин