Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, дипломная работа
В начале ХХ века управление машиной требовало от водителя хорошей физической формы. Ведь для того чтобы повернуть тяжелые колеса для разворота на пятачке, приходилось здорово налегать на баранку. Такое положение дел, разумеется, мало кому нравилось: не все автовладельцы здоровьем, к тому же в мир авто стремились и дамы, которым напрягаться и вовсе не положено. Особо страдали водители грузовозных автомобилей. Конструкторы стали думать. Естественным выходом было увеличение в рулевом передаточного числа, но тут появлялся серьезный минус – руль приходилось крутить, как ручку граммофона. Простой арифметикой задача не решалась – требовалось вводить новую систему.
1)Содержание ………………………………………………….2
2)Введение ………………………………………………………………3
3) Охрана труда и техника безопасности …………………….6
3.1 Общее требование безопасности
3.2 Требование безопасности перед началом работ
3.3 Требование безопасности во время работ
3.4 Требование безопасности в аварийных ситуациях
3.5 Требование безопасности по окончании работы
4) Устройство агрегата ……………………………………….17
4.1 Устройство насоса гидроусилителя руля
4.2 Техническое обслуживание систем
4.3 Принцип действия
4.4 принцип работы насоса гидроусилителя руля
5) Технология ремонта ……………………………………….24
5.1 Обзор неисправностей ремонтов насоса гидроусилителя руля
5.1.1 Маркировка насоса гидроусилителя
5.1.2 Неисправности и ремонт гидроусилителя
5.1.3 Применяемость насоса гидроусилителя руля
5.2 Ремонт насоса
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС-СИСТЕМ
КАФЕДРА СЕРВИСА И ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студент гр. ОБ-08-01
Преподаватель
Владивосток 2010
1)Содержание ………………………………………………….2
2)Введение …………………………………………………
3) Охрана труда и
техника безопасности …………………….
3.1 Общее требование безопасности
3.2 Требование безопасности перед началом работ
3.3 Требование безопасности во время работ
3.4 Требование безопасности в аварийных ситуациях
3.5 Требование безопасности по окончании работы
4) Устройство агрегата ……………………………………….17
4.1 Устройство насоса гидроусилителя руля
4.2 Техническое обслуживание систем
4.3 Принцип действия
4.4 принцип работы насоса гидроусилителя руля
5) Технология ремонта ……………………………………….24
5.1 Обзор неисправностей
ремонтов насоса
5.1.1 Маркировка насоса гидроусилите
5.1.2 Неисправности и ремонт гидроусилителя
5.1.3 Применяемость насоса гидроусилителя руля
5.2 Ремонт насоса
В начале ХХ века управление машиной требовало от водителя хорошей физической формы. Ведь для того чтобы повернуть тяжелые колеса для разворота на пятачке, приходилось здорово налегать на баранку. Такое положение дел, разумеется, мало кому нравилось: не все автовладельцы здоровьем, к тому же в мир авто стремились и дамы, которым напрягаться и вовсе не положено. Особо страдали водители грузовозных автомобилей. Конструкторы стали думать. Естественным выходом было увеличение в рулевом передаточного числа, но тут появлялся серьезный минус – руль приходилось крутить, как ручку граммофона. Простой арифметикой задача не решалась – требовалось вводить новую систему.И ее придумал в 1925 году американец Фрэнсис Дейвис, запатентовав специальное устройство под названием “гидравлический усилитель рулевого управления“. Правда, конструкция выглядела несколько “сыроватой“ и мгновенного успеха не обрела. Однако принцип и путь совершенствования наметились: с конца 30-х – начала 40-х годов в Америке, а затем и в Европе конструкторы начинают ставить ГУР на некоторые свои модели автомобилей. К чему это привело сегодня, знают все – этим устройством оснащается весь грузовой автотранспорт и немалая доля легкового. Так что посмотрим на ГУР поближе.Под давлениемГУР представляет собой герметичный картер, внутри которого находится управляющий клапан и поршень-рейка. Этот поршень соединен винтовой передачей с рулевым валом и своей зубчатой рейкой с шестерней на валу, передающем усилие на рулевую рейку или сошку. С картером ГУР через патрубки соединен насос с расширительным бачком. В традиционных простых системах привод насоса осуществляется через ремень от двигателя. В более современных насос ГУР приводится отдельным электромотором – такие усилители называют электрогидравлическими усилителями (ЭГУР). Работает система так. Пока руль находится в положении “прямо“, управляющий клапан также пребывает в среднем положении, и рабочая жидкость перекачивается через него. При повороте же руля в ту или иную сторону клапан перемещается, и жидкость начинает давить на поршень, создавая усилие на валу. В обычных ГУР это усилие постоянно и не зависит от скорости движения автомобиля. Отсюда удобный на парковочных маневрах руль с ГУР оказывается “жидким“ и нечетким на скорости. Поэтому современные системы ЭГУР, кроме электромотора, имеют управляющий электронный блок, который, исходя из данных скорости автомобиля, рассчитывает нужную величину создаваемого усилия.Не туго?Основная “потребительская жалоба“ на рулевое с ГУР – “ руль стал вращаться с большим трудом“. Причин тому может быть несколько. Чаще всего – это подтекание рабочей жидкости, которое возникает, как правило, по валу насоса, задней крышке насоса, сальникам и уплотнителям рулевой рейки или рулевого механизма. Также это может вызываться и слабым натяжением или износом приводного ремня насоса. Если машина уже имеет значительный пробег, то причиной “утяжеления“ руля может быть и механический износ насоса – признаком этого является характерный шум, появляющийся при вращении рулевого колеса. От износа страдает и прочая механика, отчего появляются такие типичные проблемы, как, прежде всего, специфическое скрипение ГУР, люфты и стуки, неодинаковое усилие при вращении руля в разные стороны, заедание (закусывание) руля при вращении, стуки и повышенные люфты в рулевой рейке или механизме. Однако тут стоит отметить, что вибрации, угловые колебания руля, как правило, не говорят о неисправностях ГУР, и их причину стоит искать первым делом в подвеске и углах “развала-схождения“, а также в дефектах колесных дисков и резины.У электрогидравлических усилителей могут случаться и проблемы с электроникой. Основные признаки ее неисправности – “несогласованность“ усилия со скоростью, когда руль оказывается слишком “легким“ при движении на больших скоростях либо, наоборот, не становится “легче“ на парковке.В целом, оценивая ГУР по стойкости, можно назвать его вполне надежным и живучим агрегатом. В старых машинах это устройство, конечно, может сильно потрепать владельцу нервы своими постоянными скрипами и тугим ходом, но все же внезапные и полные отказы ГУР – большая редкость. Если же это произошло, то причину первым делом надо искать в обрыве ремня (особенно в случае, если до того агрегат работал вполне исправно). Кстати, и ехать с отказавшим ГУР тоже можно, правда, только в аварийном режиме, поскольку усилие на руле оказывается весьма значительным – оно намного больше, чем на такой же машине без ГУР.На станциюДля первичной диагностики неисправностей ГУР на оснащенных сервисах используют специальный стенд – люфт-детектор. Он позволяет выяснить, что причиной шума, скрипа, тугого хода, люфта и т.п., на которые жалуется владелец, является ГУР. Ведь если при подтекании жидкости все сразу понятно, то с посторонними шумами и люфтами сложнее. Они могут относиться к другим частям рулевого, и проблема тогда будет заключаться в износе рулевых втулок, плохой затяжке рулевых тяг, люфте наконечников рулевых тяг, люфте реактивной тяги, а также износе ШРУС. Дополнительно для ЭГУР подвергают тестированию и электронику – подключив компьютерный стенд через специальный разъем, считывают коды ошибок.После того как установлено, что причина неисправности в ГУР, производится его снятие и полная разборка для точного выявления и последующего устранения неисправностей. Здесь основными видами работ при ремонте оказываются замена сальника, уплотнителей, подшипника, турбины и лопаток насоса, управляющего клапана, а также восстановление валов. Средняя стоимость работ по ремонту гидроусилителя на “недилерских“ станциях составляет, в зависимости от сложности и объема, от 1 000 до 3 000 рублей, не считая деталей, которые могут понадобиться.Впрочем, отметим, что не каждая неисправность ГУР – показание ремонта. Например, при небольших подтеканиях и несильных скрипах, когда это не очень заметно отражается на работе ГУР, можно не спешить и попробовать что-нибудь из средств автохимии – таких как жидкость для устранения скрипа гидроусилителя, герметик гидроусилителя и пр. Их сегодня достаточно в продаже по цене 200-300 рублей за флакон.И если трущиеся детали, сальники и уплотнения ГУР еще не сильно изношены, то это может помочь, по крайней мере, позволит отсрочить визит на сервис.Текст: Михаил ЩелоковСтатья опубликована в журнале “Колеса“ №94 за Август 2005 / №94
|
4) УСТРОЙСТВО АГРЕГАТА
4.1 Устройство насоса ГУР. Неисправности, ремонт.
В систему гидроусилителя руля автомобиля входит насос пластинчатый со встроенными клапанами расхода и максимального давления, предназначеный для нагнетания под давлением рабочей жидкости в систему гидроусилителя руля.
Москва 8.915.383-03-36 Горшков Михаил
1. Перепускной
клапан.
2. Комплект рабочий.
3. Корпус.
4. Крышка насоса.
5. Диск.
6. Вал.
7. Шкив.
8. Заглушка.
9. Пружина клапана.
10. Кольцо упорное.
11. Кольцо уплотнительное 065-075-25.
12. Подшипник 1180304 К2С23.
13. Манжета 1,2-16х30-4.
14. Кольцо уплотнительное 056-065-25.
Как правило, рулевой
механизм с гидроусилителем обладает
высокой надежностью и не требует
сложного обслуживания при эксплуатации
автомобиля. Даже в случае отказа насоса
усилителя, движение на автомобиле можно
продолжать, хотя для поворачивания рулевого
колеса в этом случае потребуется прикладывать
значительно больше усилий, чем даже на
автомобиле без гидроусилителя.
Причиной полного отказа гидроусилителя
чаще всего является обрыв приводного
ремня насоса.
Регулярно проверяйте состояние
ремня - он может быть изношен или слабо
натянут. Одним из признаков слабого
натяжения ремня является появление отдачи
(обратного толчка) на рулевом колесе.
Обычно это заметнее всего при трогании
автомобиля с места, когда колеса повернуты
до отказа.
Поддерживайте на должном
уровне количество жидкости в бачке усилителя.
При необходимости доливайте жидкость
только указанной в руководстве по обслуживанию
марки. Учтите, что гидрожидкость, предназначенную
для автоматических коробок передач, можно
использовать не для всех гидроусилителей
рулевого управления. В продаже имеется
много разных марок жидкостей. Неподходящая
жидкость может испортить все сальники
в системе.
Так как жидкость используется не только
как рабочее тело гидросистемы, но и как
смазочный материал, очень важно, чтобы
ее уровень не опускался ниже нормы, иначе
насос может выйти из строя. Следите также за чистотой
жидкости. Грязная или просроченная
жидкость быстро разрушит насос и уплотнения
гидросистемы, расположенные на реечном
механизме, что потребует потом дорогостоящего
ремонта. Замена жидкости требуется
редко (проверьте в руководстве по
эксплуатации автомобиля, входит ли эта
операция в число периодических работ
по техобслуживанию. Обычно она не предусматривается).
Если же вы хотите слить жидкость, необходимо
открыть крышку расширительного бачка,
отсоединить один из трубопроводов системы
и несколько раз повернуть рулевое колесо
из стороны в сторону для выдавливания
жидкости из гидросистемы. Специальное
отверстие для слива жидкости обычно отсутствует.
Заправка новой жидкости производится
через расширительный бачок. Как правило,
при этом в гидросистеме образуются воздушные
пробки, нарушающие ее работоспособность.
Их следует удалить. Проще всего сделать
это следующим образом. Запустите двигатель,
откройте крышку расширительного бачка
и прокачайте систему, поворачивая руль
несколько раз из одного крайнего положения
в другое. По мере прокачивания гидросистемы
уровень жидкости в бачке будет понижаться.
Повторяйте процедуру до тех пор, пока
он не стабилизируется. После этого долейте
жидкость до требуемого уровня и закройте
крышку, предварительно проверив, не засорено
ли в ней вентиляционное отверстие (если
оно имеется).
Гидроусилитель
рулевого управления состоит из трех
основных элементов:
- насос с резервуаром для
специального масла и блоком нагнетательных
и перепускных клапанов
- распределитель давления с вращающимся
золотником
- силовой цилиндр, который размещается
внутри картера рулевого механизма
Насос, распределитель давления и силовой
цилиндр соединены между собой трубками
- масляными магистралями.
Насос приводится в действие
вращением коленвала посредством ременной
передачи и создает давление в системе.
Распределитель связан
с валом рулевого управления и, в зависимости
от положения руля, подает масло в соответствующую
часть магистрали.
Силовой цилиндр преобразует
давление масла во вспомогательное усилие,
воздействующее на рулевой механизм, что
и помогает водителю.
Одним из существенных
недостатков простых систем гидроусилителей
было то, что в них существовала прямая
зависимость величины усилия от оборотов
двигателя. На малых оборотах давление
могло быть недостаточным, и усилитель,
по сути, не выполнял своей главной задачи.
На больших же оборотах давление в гидравлике
возрастало, связь "дорога-руль -водитель"
разрывалась, и водитель просто переставал
чувствовать дорогу.
Современные системы - это гидроусилители с переменным
усилием, в которых давление обратно
пропорционально количеству оборотов
двигателя. Чем выше обороты двигателя
- тем ниже эффективность ГУР. Это достигается
за счет особой конструкции гидронасоса.
Дорогие модели, с электронными системами,
в том числе и электронными спидометрами,
комплектуются системами интегрального типа.
Принцип устройства тот же, но в системе
имеется электрогидравлический модулятор
давления, который связан с блоком управления
двигателем. Эффективность усиления меняется
гибко, в зависимости от скорости.
Встречается, хотя и редко, вид гидроусилителей,
эффективность которых изменяется в зависимости
от сцепления шин с дорогой.
Главный недостаток всех традиционных
гидроусилителей - они отбирают часть мощности
у двигателя.
Потребляемая гидроусилителем
мощность может достигать 5-7 л.с., а это немало, к примеру, для
городских малолитражек.
Для снижения энергопотребления в конце
90-х стали применять электрогидроусилители:
в них гидронасос приводится в действие
собственным электромотором, который
связан с блоком управления двигателем
и работает в соответствии с заложенной
в него программой.
Сегодня наиболее "прогрессивной"
системой считается электроусилитель:
в нем нет гидравлики, а рулевые механизмы
приводятся в действие электросервомоторами,
которыми управляет главный процессор
автомобиля.
Помимо надежности, компактности и малого
веса такая конструкция позволяет гибко
реализовывать взаимосвязь между углом поворота
рулевого колеса, скоростью автомобиля
и величиной усиления. Более того, на больших скоростях возможно
дополнительно загружать рулевое колесо,
а также прямо в движении изменять "прозрачность"
рулевого управления, то есть силу колебаний,
передающихся на руль от неровностей дороги.
4.4 ПРИНЦИП РАБОТЫ НАСОСА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ
РУЛЯ.
Насос гидроусилителя работает
постоянно при работающем двигателе. Крышка
насоса имеет два резьбовых отверстия
для присоединения к насосу нагнетательного
и всасывающего шлангов. В центральном
цилиндрическом отверстии крышки расположены
встроенные клапаны: клапан расхода и
предохранительный клапан. Клапан расхода
ограничивает количество рабочей жидкости
подаваемой в нагнетательную магистраль
за единицу времени при увеличении числа
оборотов вращения вала шкива диску. Предохранительный
клапан ограничивает повышение давления
в гидросистеме рулевого усилителя свыше
нормы. Работает насос следующим образом.
Рабочая жидкость через сверления в распределительном
диске, образующие каналы всасывания,
поступает к полостям всасывания. Пластинки
при вращении ротора, прижимаясь к криволинейной
поверхности статора центробежными силами
и давлением жидкости, переносят жидкость
из полостей всасывания в полости нагнетания
, выполненные в виде выемок в распределительном
диске, откуда она через сквозные отверстия
в распределительном диске поступает
в полость высокого давления, находящуюся
между распределительным диском и крышкой
насоса. Далее рабочая жидкость через
калиброванное отверстие: (Волга 3,3 мм
7.3 литра в минуту; УАЗ, Соболь 4,1 мм 9 литров
в минуту.) из полости высокого давления
поступает в нагнетательную магистраль.
Разность между этими давлениями зависит
от расхода жидкости, проходящей через
калиброванное отверстие сила сжатой
пружины.
"При малых
оборотах шкива насоса и