Ремонт насоса гидроусилителя руля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:03, дипломная работа

Краткое описание

В начале ХХ века управление машиной требовало от водителя хорошей физической формы. Ведь для того чтобы повернуть тяжелые колеса для разворота на пятачке, приходилось здорово налегать на баранку. Такое положение дел, разумеется, мало кому нравилось: не все автовладельцы здоровьем, к тому же в мир авто стремились и дамы, которым напрягаться и вовсе не положено. Особо страдали водители грузовозных автомобилей. Конструкторы стали думать. Естественным выходом было увеличение в рулевом передаточного числа, но тут появлялся серьезный минус – руль приходилось крутить, как ручку граммофона. Простой арифметикой задача не решалась – требовалось вводить новую систему.

Оглавление

1)Содержание ………………………………………………….2

2)Введение ………………………………………………………………3

3) Охрана труда и техника безопасности …………………….6
3.1 Общее требование безопасности
3.2 Требование безопасности перед началом работ
3.3 Требование безопасности во время работ
3.4 Требование безопасности в аварийных ситуациях
3.5 Требование безопасности по окончании работы

4) Устройство агрегата ……………………………………….17
4.1 Устройство насоса гидроусилителя руля
4.2 Техническое обслуживание систем
4.3 Принцип действия
4.4 принцип работы насоса гидроусилителя руля

5) Технология ремонта ……………………………………….24
5.1 Обзор неисправностей ремонтов насоса гидроусилителя руля
5.1.1 Маркировка насоса гидроусилителя
5.1.2 Неисправности и ремонт гидроусилителя
5.1.3 Применяемость насоса гидроусилителя руля
5.2 Ремонт насоса

Файлы: 1 файл

Ремонт гидроусилителя руля диплом.doc

— 361.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ  И БИЗНЕС-СИСТЕМ

КАФЕДРА СЕРВИСА И ТЕХНИЧЕСКОЙ  ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА                                                                          По теме «Ремонт насоса гидроусилителя руля»

 

 

Студент гр. ОБ-08-01                                                 ___________________Волохова А.

 

 

 

Преподаватель                                                          ___________________Гулич Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2010

                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

1)Содержание ………………………………………………….2

 

2)Введение ………………………………………………………………3

 

3) Охрана труда и  техника безопасности …………………….6

3.1 Общее требование  безопасности

3.2 Требование безопасности  перед началом работ

3.3 Требование безопасности  во время работ

3.4 Требование безопасности  в аварийных ситуациях

3.5 Требование безопасности  по окончании работы

 

4) Устройство агрегата  ……………………………………….17

4.1 Устройство насоса гидроусилителя руля

4.2 Техническое обслуживание  систем

4.3 Принцип действия

4.4 принцип работы насоса  гидроусилителя руля

 

5) Технология ремонта  ……………………………………….24

5.1 Обзор неисправностей  ремонтов насоса гидроусилителя  руля

5.1.1 Маркировка насоса гидроусилителя

5.1.2 Неисправности и  ремонт гидроусилителя

5.1.3 Применяемость насоса  гидроусилителя руля

5.2 Ремонт насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

В начале ХХ века управление машиной требовало от водителя хорошей физической формы. Ведь для того чтобы повернуть тяжелые колеса для разворота на пятачке, приходилось здорово налегать на баранку. Такое положение дел, разумеется, мало кому нравилось: не все автовладельцы здоровьем, к тому же в мир авто стремились и дамы, которым напрягаться и вовсе не положено. Особо страдали водители грузовозных автомобилей. Конструкторы стали думать. Естественным выходом было увеличение в рулевом передаточного числа, но тут появлялся серьезный минус – руль приходилось крутить, как ручку граммофона. Простой арифметикой задача не решалась – требовалось вводить новую систему.И ее придумал в 1925 году американец Фрэнсис Дейвис, запатентовав специальное устройство под названием “гидравлический усилитель рулевого управления“. Правда, конструкция выглядела несколько “сыроватой“ и мгновенного успеха не обрела. Однако принцип и путь совершенствования наметились: с конца 30-х – начала 40-х годов в Америке, а затем и в Европе конструкторы начинают ставить ГУР на некоторые свои модели автомобилей. К чему это привело сегодня, знают все – этим устройством оснащается весь грузовой автотранспорт и немалая доля легкового. Так что посмотрим на ГУР поближе.Под давлениемГУР представляет собой герметичный картер, внутри которого находится управляющий клапан и поршень-рейка. Этот поршень соединен винтовой передачей с рулевым валом и своей зубчатой рейкой с шестерней на валу, передающем усилие на рулевую рейку или сошку. С картером ГУР через патрубки соединен насос с расширительным бачком. В традиционных простых системах привод насоса осуществляется через ремень от двигателя. В более современных насос ГУР приводится отдельным электромотором – такие усилители называют электрогидравлическими усилителями (ЭГУР). Работает система так. Пока руль находится в положении “прямо“, управляющий клапан также пребывает в среднем положении, и рабочая жидкость перекачивается через него. При повороте же руля в ту или иную сторону клапан перемещается, и жидкость начинает давить на поршень, создавая усилие на валу. В обычных ГУР это усилие постоянно и не зависит от скорости движения автомобиля. Отсюда удобный на парковочных маневрах руль с ГУР оказывается “жидким“ и нечетким на скорости. Поэтому современные системы ЭГУР, кроме электромотора, имеют управляющий электронный блок, который, исходя из данных скорости автомобиля, рассчитывает нужную величину создаваемого усилия.Не туго?Основная “потребительская жалоба“ на рулевое с ГУР – “ руль стал вращаться с большим трудом“. Причин тому может быть несколько. Чаще всего – это подтекание рабочей жидкости, которое возникает, как правило, по валу насоса, задней крышке насоса, сальникам и уплотнителям рулевой рейки или рулевого механизма. Также это может вызываться и слабым натяжением или износом приводного ремня насоса. Если машина уже имеет значительный пробег, то причиной “утяжеления“ руля может быть и механический износ насоса – признаком этого является характерный шум, появляющийся при вращении рулевого колеса. От износа страдает и прочая механика, отчего появляются такие типичные проблемы, как, прежде всего, специфическое скрипение ГУР, люфты и стуки, неодинаковое усилие при вращении руля в разные стороны, заедание (закусывание) руля при вращении, стуки и повышенные люфты в рулевой рейке или механизме. Однако тут стоит отметить, что вибрации, угловые колебания руля, как правило, не говорят о неисправностях ГУР, и их причину стоит искать первым делом в подвеске и углах “развала-схождения“, а также в дефектах колесных дисков и резины.У электрогидравлических усилителей могут случаться и проблемы с электроникой. Основные признаки ее неисправности – “несогласованность“ усилия со скоростью, когда руль оказывается слишком “легким“ при движении на больших скоростях либо, наоборот, не становится “легче“ на парковке.В целом, оценивая ГУР по стойкости, можно назвать его вполне надежным и живучим агрегатом. В старых машинах это устройство, конечно, может сильно потрепать владельцу нервы своими постоянными скрипами и тугим ходом, но все же внезапные и полные отказы ГУР – большая редкость. Если же это произошло, то причину первым делом надо искать в обрыве ремня (особенно в случае, если до того агрегат работал вполне исправно). Кстати, и ехать с отказавшим ГУР тоже можно, правда, только в аварийном режиме, поскольку усилие на руле оказывается весьма значительным – оно намного больше, чем на такой же машине без ГУР.На станциюДля первичной диагностики неисправностей ГУР на оснащенных сервисах используют специальный стенд – люфт-детектор. Он позволяет выяснить, что причиной шума, скрипа, тугого хода, люфта и т.п., на которые жалуется владелец, является ГУР. Ведь если при подтекании жидкости все сразу понятно, то с посторонними шумами и люфтами сложнее. Они могут относиться к другим частям рулевого, и проблема тогда будет заключаться в износе рулевых втулок, плохой затяжке рулевых тяг, люфте наконечников рулевых тяг, люфте реактивной тяги, а также износе ШРУС. Дополнительно для ЭГУР подвергают тестированию и электронику – подключив компьютерный стенд через специальный разъем, считывают коды ошибок.После того как установлено, что причина неисправности в ГУР, производится его снятие и полная разборка для точного выявления и последующего устранения неисправностей. Здесь основными видами работ при ремонте оказываются замена сальника, уплотнителей, подшипника, турбины и лопаток насоса, управляющего клапана, а также восстановление валов. Средняя стоимость работ по ремонту гидроусилителя на “недилерских“ станциях составляет, в зависимости от сложности и объема, от 1 000 до 3 000 рублей, не считая деталей, которые могут понадобиться.Впрочем, отметим, что не каждая неисправность ГУР – показание ремонта. Например, при небольших подтеканиях и несильных скрипах, когда это не очень заметно отражается на работе ГУР, можно не спешить и попробовать что-нибудь из средств автохимии – таких как жидкость для устранения скрипа гидроусилителя, герметик гидроусилителя и пр. Их сегодня достаточно в продаже по цене 200-300 рублей за флакон.И если трущиеся детали, сальники и уплотнения ГУР еще не сильно изношены, то это может помочь, по крайней мере, позволит отсрочить визит на сервис.Текст: Михаил ЩелоковСтатья опубликована в журнале “Колеса“ №94 за Август 2005 / №94

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)   ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

 

3.1   Общие требования безопасности

3.1.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

3.1.2 Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

3.1.3 Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

3.1.4 Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами  внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

- Гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления - применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию.

Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

- Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов.

- Бензин, особенно этилированный - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

- Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата - недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

3.1.6 Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

3.1.7 В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

3.1.8 При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

костюм вискозно-лавсановый;

фартук резиновый;

сапоги резиновые;

перчатки резиновые.

- При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

костюм вискозно-лавсановый; рукавицы комбинированные.

При работе с этилированным  бензином дополнительно:

фартук прорезиненный;

перчатки резиновые.

- На наружных работах зимой дополнительно:

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

3.1.9 Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается  только в специально отведенных местах.

3.1.10 Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

3.1.11 О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

3.1.12 Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных  для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

3.1.13 За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

 

               3.2 Требования безопасности перед началом работ

 

3.2.1 Перед началом работы слесарь должен:

3.2.2 Одеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.

3.2.3. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.2.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:

гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;

раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных  частях;

слесарные молотки и  кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;

рукоятки молотков и  кувалд должны иметь гладкую поверхность;

ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

напильники, стамески и  прочие инструменты не должны иметь  заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;

электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих  частей и надежное заземление.

3.2.5. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.2.6. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

 

               3.3 Требования безопасности во время работы

 

3.3.1 Во время работы слесарь должен:

- Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

- Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

- После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.

На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать - работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

- После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать - под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.

- Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.

- Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву - специально установленными для этой цели лестницами.

- Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

- Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

- Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

- Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

Осмотр автомобиля снизу  производить только при неработающем двигателе.

- Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя - отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.

Проворачивать карданный  вал только с помощью специального приспособления.

- Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках - козелках.

- Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

- Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

- При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).

- Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

- Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг)* пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.

-. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

- Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягиванием гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

- Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

- При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

-. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

-. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

- Перед ремонтом автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т.п. грузов, а также резервуары для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

- Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной  стороны.

К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная  веревка, свободный конец которой  должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

- Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

- Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

- Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

- Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

- Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

- Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

- Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

- Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

- Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.

- Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах - ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

- Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

- При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

- Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

-. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

- Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

- При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.

- Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.

- При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.

- При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

- Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

- При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

- Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

- Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.

- Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.

- При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

обезвредить детали керосином;

немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;

перелить этилированный  бензин с помощью специального приспособления.

- Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.3.2. Слесарю запрещается:

выполнять работы под  автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме  стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

поднимать агрегаты при  косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;

работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального  прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

использовать случайные  подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

работать с поврежденными  или неправильно установленными упорами;

выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;

переносить электрический  инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

сдувать пыль и стружку  сжатым воздухом, направлять струю  воздуха на стоящих рядом людей  или на себя;

хранить на рабочем месте  промасленные обтирочные материалы  и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

применять этилированный  бензин для мытья деталей, рук  и т.д.;

засасывать бензин ртом через шланг;

мыть агрегаты, узлы и  детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;

загромождать проходы  между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и  смазочных материалов;

выносить специальную  одежду, загрязненную этилированным  бензином, с предприятия, а также  входить в ней в столовую и служебные помещения;

применять приставные лестницы;

выпускать сжатый газ  в атмосферу или сливать сжиженный  газ на землю;

при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;

использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

использовать гайки  и болты со смятыми гранями;

держать мелкие детали руками при их сверлении;

устанавливать прокладки  между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;

применять сухую хлорную  известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;

вывешенные на подъемных  механизмах агрегаты толкать или  тянуть руками;

работать при получении  сигнала о перемещении конвейера.

 

               3.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

3.4.1 О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в  здравпункт, сообщить о случившемся  работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

3.4.2 В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

 

            3.5 Требования безопасности по окончании работы

 

По окончании работы слесарь обязан:

3.5.1 Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.

3.5.2 Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.

3.5.3 Если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.

3.5.4 Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

3.5.5 Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

3.5.6 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.





 

                              4)   УСТРОЙСТВО АГРЕГАТА

                      4.1 Устройство насоса ГУР. Неисправности, ремонт.

В систему гидроусилителя руля автомобиля входит насос пластинчатый со встроенными клапанами расхода и максимального давления, предназначеный для нагнетания под давлением рабочей жидкости в систему гидроусилителя руля.

Москва 8.915.383-03-36 Горшков Михаил

1. Перепускной  клапан. 
2. Комплект рабочий. 
3. Корпус. 
4. Крышка насоса. 
5. Диск. 
6. Вал. 
7. Шкив. 
8. Заглушка. 
9. Пружина клапана. 
10. Кольцо упорное. 
11. Кольцо уплотнительное 065-075-25. 
12. Подшипник 1180304 К2С23. 
13. Манжета 1,2-16х30-4. 
14. Кольцо уплотнительное 056-065-25.

                          4.2 Техническое обслуживание системы

 
Как правило, рулевой  механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует  сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля. Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. 
Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса.  
 
Регулярно проверяйте состояние ремня - он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа. 
 
Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что гидрожидкость, предназначенную для автоматических коробок передач, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. 
Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко (проверьте в руководстве по эксплуатации автомобиля, входит ли эта операция в число периодических работ по техобслуживанию. Обычно она не предусматривается). Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы. Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое. По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется). 

                                         4.3 Принцип действия

 
Гидроусилитель  рулевого управления состоит из трех основных элементов:  
- насос с резервуаром для специального масла и блоком нагнетательных и перепускных клапанов 
- распределитель давления с вращающимся золотником 
- силовой цилиндр, который размещается внутри картера рулевого механизма 
 
Насос, распределитель давления и силовой цилиндр соединены между собой трубками - масляными магистралями.  
 
Насос приводится в действие вращением коленвала посредством ременной передачи и создает давление в системе.  
 
Распределитель связан с валом рулевого управления и, в зависимости от положения руля, подает масло в соответствующую часть магистрали.  
 
Силовой цилиндр преобразует давление масла во вспомогательное усилие, воздействующее на рулевой механизм, что и помогает водителю.  
 
Одним из существенных недостатков простых систем гидроусилителей было то, что в них существовала прямая зависимость величины усилия от оборотов двигателя. На малых оборотах давление могло быть недостаточным, и усилитель, по сути, не выполнял своей главной задачи. На больших же оборотах давление в гидравлике возрастало, связь "дорога-руль -водитель" разрывалась, и водитель просто переставал чувствовать дорогу.  
 
Современные системы - это гидроусилители с переменным усилием, в которых давление обратно пропорционально количеству оборотов двигателя. Чем выше обороты двигателя - тем ниже эффективность ГУР. Это достигается за счет особой конструкции гидронасоса.  
 
Дорогие модели, с электронными системами, в том числе и электронными спидометрами, комплектуются системами интегрального типа. Принцип устройства тот же, но в системе имеется электрогидравлический модулятор давления, который связан с блоком управления двигателем. Эффективность усиления меняется гибко, в зависимости от скорости.  
 
Встречается, хотя и редко, вид гидроусилителей, эффективность которых изменяется в зависимости от сцепления шин с дорогой.  
 
Главный недостаток всех традиционных гидроусилителей - они отбирают часть мощности у двигателя.  
 
Потребляемая гидроусилителем мощность может достигать 5-7 л.с., а это немало, к примеру, для городских малолитражек. 
 
Для снижения энергопотребления в конце 90-х стали применять электрогидроусилители: в них гидронасос приводится в действие собственным электромотором, который связан с блоком управления двигателем и работает в соответствии с заложенной в него программой.  
 
Сегодня наиболее "прогрессивной" системой считается электроусилитель: в нем нет гидравлики, а рулевые механизмы приводятся в действие электросервомоторами, которыми управляет главный процессор автомобиля.  
 
Помимо надежности, компактности и малого веса такая конструкция позволяет гибко реализовывать взаимосвязь между углом поворота рулевого колеса, скоростью автомобиля и величиной усиления. Более того, на больших скоростях возможно дополнительно загружать рулевое колесо, а также прямо в движении изменять "прозрачность" рулевого управления, то есть силу колебаний, передающихся на руль от неровностей дороги. 
 

             4.4 ПРИНЦИП РАБОТЫ НАСОСА ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ. 
Насос гидроусилителя работает постоянно при работающем двигателе. Крышка насоса имеет два резьбовых отверстия для присоединения к насосу нагнетательного и всасывающего шлангов. В центральном цилиндрическом отверстии крышки расположены встроенные клапаны: клапан расхода и предохранительный клапан. Клапан расхода ограничивает количество рабочей жидкости подаваемой в нагнетательную магистраль за единицу времени при увеличении числа оборотов вращения вала шкива диску. Предохранительный клапан ограничивает повышение давления в гидросистеме рулевого усилителя свыше нормы. Работает насос следующим образом. Рабочая жидкость через сверления в распределительном диске, образующие каналы всасывания, поступает к полостям всасывания. Пластинки при вращении ротора, прижимаясь к криволинейной поверхности статора центробежными силами и давлением жидкости, переносят жидкость из полостей всасывания в полости нагнетания , выполненные в виде выемок в распределительном диске, откуда она через сквозные отверстия в распределительном диске поступает в полость высокого давления, находящуюся между распределительным диском и крышкой насоса. Далее рабочая жидкость через калиброванное отверстие: (Волга 3,3 мм 7.3 литра в минуту; УАЗ, Соболь 4,1 мм 9 литров в минуту.) из полости высокого давления поступает в нагнетательную магистраль. Разность между этими давлениями зависит от расхода жидкости, проходящей через калиброванное отверстие сила сжатой пружины.

"При малых  оборотах шкива насоса и соответственно, при малых расходах жидкости  через калиброванные отверстия  сила пружины, действующая на  золотник больше силы, действующей на золотник в противоположную сторону и обусловленной разностью давлений, действующих в полости высокого давления и нагнетательной магистрали, поэтому золотник прижат к распределительному диску. В этом положении золотника его узкий уплотнительный буртик отделяет полость высокого давления от канала всасывания. Каналы всасывания от нагнетательной магистрали отделены широким уплотнительным буртиком золотника. При увеличении числа оборотов шкива, как только расход жидкости через калиброванное отверстие превысит заданный, усилие, действующее на золотник вызванное разностью давлений в полости высокого давления и в нагнетательной магистрали, превысит силу сжатия пружины и сдвинет золотник в сторону болт -заглушки так, что узкий уплотнительный буртик золотника окажется в зоне канала всасывания . В результате такого смещения золотника жидкость из полости высокого давления будет поступать через каналы всасывания в полости всасывания, а расход жидкости в нагнетательную магистраль через калиброванное отверстие значительно снизится. После снижения расхода разность между давлениями в полости высокого давления и нагнетательной магистрали уменьшится и пружина сдвинет золотник к распределительному диску. Периодически перемещаясь в ту или иную сторону, золотник поддерживает в заданных пределах подачу жидкости в нагнетательную магистраль при разных оборотах шкива. Как только давление в нагнетательной магистрали начинает превышать максимально допустимое значение, шарик предохранительного клапана сжимает пружину, открывая отверстие в седле, и через сквозные радиальные отверстия в золотнике клапана расхода нагнетательная магистраль соединится с каналами всасывания, и тем самым ограничится дальнейший рост давления в гидросистеме".

Информация о работе Ремонт насоса гидроусилителя руля