Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа
Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колёса, валы, подшипники. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Ведущий вал:
Учитывая действие клиноременной передачи на ведущих валах, примем допускаемое напряжение [τк]=25МПа по формуле (8.16 гл.VIII [3])
мм. (55)
Так как вал редуктора соеденен муфтой с валом электродвигателя (рис.12.1[3]), то необходимо согласовать диаметры ротора dдв и вала dв1. Иногда принемают dдв = dв1. Некоторые муфты например УВП могут соединять валы разных диаметров в пределах одного наменального момента. У подобного электродвигателя (табл. П2 [3]) Диаметр вала dдв=32мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75. С расчетами по муфт под dв1=25мм (рис. 12.3 [3]).
Примем под подшипником: dп1=25 мм.
Ведомый вал (рис. 12.5 [3]). Учитывая влияние изгиба вала от натяжения цепи, принимаем [τк] = 20 МПа.
Диаметр выходного конца вала
мм. (56)
Принимаем ближайшее большое значение из стандартного ряда [гл. VIII пояснение к формуле (8.16)[3]]: dв2 =35мм. Диаметр вала под подшипниками принимаем dп2=40мм, под зубчатым колесом dk2 =45мм.
Диаметры остальных участников валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
4 Конструктивные размеры шестерни и колеса
Шестерню выполняем за одно целое с валом (рис. 10.6,а;[3]); её размеры определены выше:
d1=41,66мм;
dа1=45,66мм;
b1=55мм.
Колесо кованное (гл. X, рис. 10.2, a; и таблица 10.1[3]);
d 2=208,33мм; dа2=212,33мм; b2=50мм.
Диаметр ступицы: dст=1,6 . dk2=1,6·45=72мм; длина ступицы:
lст=(1,2÷1,5).dk2=(1,2÷1,5).45
Принимаем: lст = 60 мм.
Толщина обода:
δ0=(2,5÷4)mn=(2,5÷4).2=5÷8мм.
Принимаем: δ0 =8мм.
Толщина диска:
Принимаем: С = 18 мм.
5 Конструктивные размеры
Толщина стенок корпуса и крышки:
Принимаем δ=8мм;
Принимаем δ1=8мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
b=1,5 .δ=1,5 .8=12мм; b1 =1,5 .δ1 = 1,5 .8 =12мм; (62)
нижнего пояса корпуса
Принимаем р=20мм
Диаметр болтов: фундаментальных
d1=(0,03÷0,036) .
принимаем болты с резьбой М16;
крепящих крышку к корпусу у подшипников.
принимаем болты с резьбой М12;
соединяющих крышку с корпусом
d3=(0,5÷0,6) .d1=(0,5÷0,6)
.16=4÷9мм
принимаем болты с резьбой М10.
6 Расчет цепной передачи
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь (гл. VII, таблица 7.15[3]).
Вращающийся момент на ведущей звёздочке
Передаточное число было принято ранее
Число зубьев: ведущей звёздочки [стр. 148 [3]]
(68)
ведомой звёздочки
(69)
Принимаем
Тогда фактическое
(70)
Отклонение
Что допустимо
Расчётный коэффициент нагрузки [гл. VII, формула (7.38) и пояснения к ней[3]]
(72)
где где kd =1– динамический коэффициент при спокойной нагрузке (передача к ленточному конвейеру);
kα=1 учитывает влияние межосевого расстояния [kα=1при ц ≤(30÷60)t];
kн=1– учитывает влияние угла наклона линии центров (kн=1, если этот угол не превышает 600; в данном примере γ =0);
kр– учитывает способ регулирования натяжения цепи; kр=1,25 при периодическом регулировании натяжения цепи;
kсм=1,4 при периодической смазке;
kп учитывает продолжительность работы в сутки, при односменной работе kп=1.
Для определения шага цепи по формуле (7.38 гл. VII [3]) надо знать допускаемое давление [р] в шарнирах цепи. В таблице 7.18 [3] допускаемое давление [р] задано в зависимости от частоты вращения ведущей звездочки и шага t. Поэтому для расчета по формуле (7.38 [3]) величиной [р] следует задаваться ориентировочно. Ведущая звездочка имеет частоту вращения
об/мин. (73)
Среднее значение допускаемого давления при n≈300 об/мин, [p] = 20 МПа
Шаг однорядной цепи (m=1)
мм. (74)
Подбираем по таблице 7.15[3] цепь ПР-25,4-60,0 по ГОСТ 13568–75, имеющую t = 25,4 мм; разрушающую нагрузку Q ≈ 60 кН; массу q=2,6 кг/м; Аоп=179,7 мм2.
Скорость цепи
м/с. (75)
Окружная сила
Н. (76)
Давление в шарнире проверяем по формуле (7.39[3])
МПа. (77)
Уточняем по таблице 7.18[3] допускаемое давление
Условие p<[p] выполнено. В этой формуле 22 МПа – табличное значение допускаемого давления по таблице 7.18 [3] при n=300 об/мин и t=25,4мм.
Определяем число звеньев цепи по формуле (7.36 [3])
(79)
где
(81)
(82)
Тогда
Округляем до чётного числа Lt=149.
Уточняем межосевое расстояние цепной передачи по формуле (7.37 [3])
(84)
Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 1579.0,004=6мм.
Определяем диаметры
делительных окружностей
(86)
Определяем диаметры наружных окружностей
звёздочек.
(87)
где d1=15,88 – диаметр ролика цепи (таблица 7.15[3]);
(88)
Силы, действующие на цепь: окружная Ftц=845Н – определена выше;
от центробежных сил
где q=2,6.кг/м по таблице 7.15[3];
от провисания
(91)
где kf=6 при угле наклона передачи 0о (стр. 151 [3]).
Расчётная нагрузка на валы
(92)
Проверяем коэффициент запаса прочности цепи (формула 7.40 [3])
(93)
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса [s]≈9,4; следовательно, условие s>[s] выполнено.
Размеры ведущей звездочки: ступица звездочки:
ступица звёздочки:
Принимаем dст = 60 мм.
принимаем lст= 50 мм;
толщина диска звездочки:
где Bвн – расстояние между пластинками внутреннего звена (таблица 7.15[3]).
Аналогично определяют размеры ведомой звездочки.
7 Первый этап компоновки редуктора
Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес и звездочки относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.
Компоновочный чертеж выполняем в одной проекции разрез по осям валов при снятой крышке редуктора желательный масштаб 1:1, чертить тонкими линиями.
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим горизонтальную осевую линию;
затем две вертикальные линии – оси валов на расстоянии aw = 121 мм.
Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно целое в валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.
Очерчивает внутреннюю стенку корпуса:
а) принимает зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса
А1 =1,2δ при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы;
б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса A=δ;
в)принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенки корпуса A=δ; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать по шестерни.
Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники легкой серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников dп1= 30 мм и dп2= 40 мм.
По таблице П3 имеем:
Таблица 1
Условное обозначение подшипника |
d |
D |
В |
Грузоподъёмность, кН | |
Размеры, мм |
С |
Со | |||
204 |
20 |
47 |
14 |
12,7 |
6,2 |
208 |
40 |
80 |
18 |
32,0 |
17,8 |
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца (гл. IX [3]). Их ширина определяет размер у=8÷12.
Измерением находим расстояние на ведущем валу l1= 45 мм и на ведомом l2 = 47 мм. Примем окончательно l1=l2= 47 мм.
Глубина гнезда подшипника lГ≈ 1,5В ; для подшипника 208 В = 18 мм.
lГ =1,5 .17 = 27 мм; примем lГ = 27 мм.
Толщину фланца Δ крышки подшипника принимают примерно равной диаметру d0 отверстия; в этом фланце Δ=12 мм. Высоту головки болта принимаем мм. Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t. Таким образом:
Измерением устанавливаем расстояние l3 = 58 мм, определяющее положение звездочки относительно ближайшей опоры ведомого вала. Примем окончательно l3 = 58 мм.
8 Проверка долговечности подшипников
Ведущий вал.
На рис.8.1 показаны рисунок ведущего вала. Из предыдущих расчетов имеем Ft = 1344 Н, Fr = 509 Н и Fa = 392 Н. из первого этапа компоновки l1= 45 мм.
Реакции опор:
в плоскости xz
(98)
в плоскости yz
Ry1 = 1/2l1(Fr l1 + Fa d1/2) = 1/2*45(509*45+392*41,66/2) = 346 (99)