Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:47, курсовая работа
Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колёса, валы, подшипники. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Введение
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ремённые передачи.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращательного момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колёса, валы, подшипники. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Редуктор проектируют либо для привода определённой машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные, зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и так далее); типу зубчатых колёс (цилиндрические, конические, коническо - цилиндрические); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развёрнутая, соосная, с раздвоенной ступенью).
Горизонтальные и вертикальные редукторы могут иметь колёса с прямыми, косыми или шевронными зубьями. Корпуса чаще выполняют литыми чугунными, реже – сварными стальными. При серийном производстве целесообразно применять литые корпуса. Валы монтируют на подшипниках качения или скольжения. Последние обычно применяют в тяжёлых редукторах.
Максимальное передаточное число одноступенчатого цилиндрического редуктора по ГОСТ 2185 – 66 umax=12.5. Высота одноступенчатого редуктора с таким или близким к нему передаточным число больше, чем двухступенчатого с тем же значением u. Поэтому практически редукторы с передаточными числами, близкими к максимальным, применяют редко, ограничиваясь U≤6.
Выбор горизонтальной или вертикальной схемы для редукторов всех типов обусловлен удобством общей компоновки привода.
1 Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода
По таблице 1.1 [3] примем:
1) КПД пары цилиндрических зубчатых колёс =0,98;
2) КПД учитывающий потери пары подшипников качения = 0,99;
КПД открытой цепной передачи =0,92;
Общий КПД привода
Требуемая мощность электродвигателя
Найдём возможные частоты вращения вала электродвигателя:
nдв = h3 ∙ np ∙ nц
Передаточное число редуктора n3:
Задано:
Передаточное число данной передачи:
По таблице П1 [3] по требуемой мощности и возможной частоте вращения вала выбираем электродвигатель 3-х фазный; короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый 4А 112 М4 УЗ. Для него снижена частота вращения nc=1500 об/мин. Скольжения S=3.7%. Рдв=5.5 кВт.
Частота вращения вала:
nдв=nс.
(1-S)= 1500. (1-0.037)=1445 об/мин
Передаточное число привода:
(8)
По заданию передаточное число редуктора up=5, тогда
Частоты вращения и угловые скорости валов привода:
1) Вал электродвигателя и ведущий вал редуктора
n1=nдв=1445 об/мин (10)
рад/с (11)
2) ведомый вал редуктора
об/мин (12)
рад/с (13)
3) Вал барабана
об/мин (14)
рад/с (15)
Вращающиеся моменты на валах:
1) Вал электродвигателя и ведущий вал редуктора
2) Ведомый вал редуктора
Н.мм (17)
3) Вала барабана
Н.мм (18)
2 Расчет зубчатых колес редуктора
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (глава III, таблица 3.3 [3]): для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твёрдость НВ230; для колеса сталь 45, термическая обработка – улучшение, но твёрдость на 30 единиц ниже – НВ200.
Допускаемые контактные напряжения по формуле (3.9 [3])
, (19)
где σН limb – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
По таблице 3.2 глава III [3] для углеродистых сталей с твёрдостью поверхностей зубьев менее НВ350 и термической обработкой (улучшением)
(20)
KHL – коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базавого, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают
KHL=1; коэффициент безопасности [SH]=1,10.
Для косозубых колёс
расчётное допускаемое
(21)
для шестерни:
Тогда расчётное допускаемое контактное напряжение
МПа. (23)
Требуемое условие выполнено.
Коэффициент КНβ, несмотря на симметричное расположение колес относительно опор (рис. 12.2 [3]), принимаем выше рекомендуемого для этого случая, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по табл. 3.1[3], как в случае несимметричного расположения колес, значения КНβ =1,25.
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию:
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле (3.7 глава III [3])
, (25)
где для косозубых колёс Ка=43, а передаточное число нашего редуктора u=up=5.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185–66 w=125мм(стр. 36 [3]).
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
w=(0,01÷0,02).125=1,25÷2,5 мм; (26)
принимаем по ГОСТ 9563–60 мм (стр. 36 [3]).
Примем предварительно угол наклона зубьев β=10о и определим числа зубьев шестерни и колеса [формула 3.16 [3]]:
Принимаем z1=20, тогда:
Уточнённое значение угла наклона зубьев
(29)
β=16,26о
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
мм; (30)
Проверка:
диаметры вершин зубьев:
мм; (32)
ширина колеса:
ширина шестерни: мм. (34)
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(35)
Окружная скорость колёс и степень точности передачи
м/с. (36)
При такой скорости для
косозубых колёс следует
Коэффициент нагрузки:
(37)
Значения КНβ даны в таблице 3.5[3]; при ψbd=1,320, твёрдости НВ>350 и нессиметричном расположении колёс относительно опор с учётом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи КНβ 1,17.
По таблице 3.4 гл. III [3] при υ=3,14 м/с и 8-й степени точности КНα 1,09. По таблице 3.6 [3] для косозубых колёс при υ≤5м/с имеем КНυ=1,0. Таким образом:
Проверка контактных напряжений по формуле (3.6 [3]):
(39)
Силы, действующие в зацеплении [формулы (8.3) и (8.4) гл.VIII [3]]:
Окружная: Н; (40)
Радиальная: Н; (41)
Осевая: Н. (42)
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле (3.25[3]):
(43)
Здесь коэффициент нагрузки KF=KFβ.KFυ (стр.42 [3]). По таблице 3.7 [3] при ψbd=1,320, твердости НВ>350 и несимметричном расположением зубчатых колес относительно опор KFβ=1,38. По таблице 3.8 [3] KFυ =1,3. Таким образом, коэффициент KF = 1,38 .1,3=1,79; YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящих то эквивалентного числа зубьев zυ [гл III [3] пояснение к формуле (3.25):
у шестерни:
у колеса:
YF1=4,05 и YF2=3,60 (стр.42 [3]).
Допускаемое напряжение по формуле (3.24 [3])
(46)
По таблице 3.9[3] для стали 45 улучшенной при твердости HB≤350 НВ.
Для шестерни МПа; для колеса МПа. – коэффициент безопасности [пояснения к формуле (3.24)[3]], где [SF]'=1,75 (таблица 3.9[3]), [SF]''=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, [SF]=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни: МПа; (47)
для колеса: МПа. (48)
Находим отношения
для шестерни:
МПа;
для колеса: МПа. (50)
Дальнейший расчёт следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определим коэффициенты Yβ и КFα [гл.III [3], пояснения к формуле (3.25)]:
(51)
(52)
для средних значений коэффициента торцового перекрытия εα=1,5 и 8-й степени точности KFα=0,92.
Проверяем прочность зуба колеса по формуле (3.25[3]):
(53)
Условие прочности выполнено.
3 Предварительный расчет валов редуктора
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжением. Крутящий момент в поперечном сечениях:
ведущего вала ;