Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:30, курсовая работа
Редуктор - механизм, понижающий угловую скорость в приводах от двигателя к рабочей машине. Состоит из зубчатой передачи, установленной в отдельном корпусе.
Редукторы широко применяют в различных отраслях машиностроения и потому они весьма разнообразны по своим кинематическим схемам и конструкторскому использованию.
Цилиндрические колеса данного редуктора являются прямозубыми. Ленточный конвейер установлен на заводе ОАО «БелЗАН» для погрузки и разгрузки деталей - транспортировки с одного цеха в другой.
Введение.
1 Назначение и область применения проектируемого редуктора………4
2 Кинематический расчёт привода и подбор электродвигателя……….5
3 Расчёт зубчатой передачи……………………………………………………7
4 Проектный расчёт валов редуктора………………………………………11
5 Конструирование зубчатых колёс……………………………………….…13
6 Конструирование корпуса редуктора………………………………….….16
7 Выбор и расчёт подшипников на долговечность………………………..17
8 Выбор и расчёт муфт………………………………………………………...21
9 Выбор и расчёт шпонок……………………………………………………….23
10 Уточнённый расчёт валов…………………………………………………..25
11 Выбор смазки редуктора…………………………………………………....27
12 Описание сборки редуктора…………………………………………………28
Литература
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
19
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
20
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
8 Выбор и расчёт муфт
8.1 Для соединения вала электродвигателя с ведущим валом редуктора необходимо подобрать муфту с упругими элементами для того, чтобы гасить вибрации и толчки идущие от электродвигателя.
Наиболее подходящие муфты упругие втулочно – пальцевые МУВП…
Для подбора муфты необходим момент расчётный Мр, диаметр вала электродвигателя dэл и диаметр выходного конца ведущего вала d1вых.
Из предыдущих расчётов имеем: dэл=32 мм, d1вых=24 мм.
8.2 Определяется момент расчётный
где Мр – расчётный момент для подбора муфты, Нм;
к=1,3 – коэффициент режима работы привода.
Мр=1,3×36,66=47,65 Нм
Выбирается муфта МУВП1
8.3 Пальцы проверяются на изгиб по сечению А – А, а резиновые втулки на смятие поверхности, соприкасающейся с пальцами.
Условие прочности пальца на изгиб:
(8.2)
где σи – наиб. напряжение изгиба в опасном сечении пальца, Н/мм2;
Мр – расчётный момент, Нмм;
- окружная сила, передаваемая одним пальцем, Н;
D0 – диаметр окружности, на которой расположены пальцы, мм;
Z – число пальцев;
lп – длина пальцев, мм;
- момент сопротивления изгибу, мм3;
dп – диаметр пальца, мм.
[σ]n=80÷90 Н/мм2 – допускаемое напряжение на изгиб для пальцев.
Условие прочности выполняется.
8.4 Проверяется условие прочности втулки на смятие:
(8.3)
где lb – длина втулки, мм;
[σ]см=1,8÷2,0 Н/мм2 – допускаемое напряжение на смятие для резины.
Таблица 1. Параметры муфты для расчёта.
D,мм |
Мр ,Нм |
D0 ,мм |
Пальцы |
Втулки | |||
dn |
ln |
Z |
dв |
lв | |||
120 |
47,65 |
84 |
14 |
33 |
4 |
27 |
28 |
Условие прочности выполняется
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
21
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
22
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
9 Выбор и расчёт шпонок
Шпонками называются соединительные элементы между валом и ступицей (колеса, шкива, маховика и т. д.). Шпонки в основном изготавливаются из сталей (Сталь 20, Сталь 35, Сталь 45) термообработка специальная не нужна. Шпонки и шпоночные пазы стандартизованы.
Выбираются шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок – по ГОСТ 23360 – 78.[3] Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжения смятия и условие прочности определяется по формуле
где Т – передаваемый момент;
d – диаметр вала;
(h-t1) – рабочая глубина паза в ступице;
(l-b) – рабочая длина шпонки со скруглёнными торцами;
[σсм]=100МПа – допускаемое напряжение смятия при стальной ступице.
Рисунок 9.1 Шпоночное соединение.
9.1 Ведущий вал.
d=25 мм; b×h=8×7 мм; t1=4 мм;
t2=3,3 мм; l=60 мм; Т=44×103Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
9.2 Ведомый вал.
d=30 мм; b×h=8×7 мм; t1=4 мм; t2=3,3 мм; l=60 мм; Т=137,14×103 Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
dk=40 мм; b×h=12×8 мм; t1=5 мм; t2=3,3 мм; l=25 мм; Т=137,14×103 Нмм.
Условие прочности на смятие выполняется.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
23
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
24
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
10 Уточнённый расчёт валов
10.1 Ведущий вал.
Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполняется заодно с валом), т. е. сталь 45, термообработка – улучшение.
При диаметре заготовки до 90мм (в нашем случае dа1=60 мм) среднее значение σb=780 МПа.[2]
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
σ-1=0,43×780=335 МПа
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений
τ-1=0,58×335=194 МПа
Сечение А – А
Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитывается на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности
(10.3)
где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла
(10.4)
При d=24 мм; b=8 мм; t1=4 мм
(10.5)
Принимается kτ=1,7; ετ=0,77; ψτ=0,1 [1]
Определяется изгибающий момент от консольной нагрузки
где l – длина полумуфты, мм.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Амплитуда нормальных напряжений
(10.8)
Момент сопротивлению изгибу
(10.9)
Результирующий коэффициент
(10.10)
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
25
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
получился близким к коэффициенту запаса Sτ= . Это расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не вносит существенных изменений. Фактическое расхождение будет ещё меньше, так как посадочная часть вала обычно бывает короче, чем длина полумуфты, что уменьшает значения изгибающего момента и нормальных напряжений.
По этим причинам проверять прочность в сечениях Б – Б и В – В нет необходимости.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
26
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
10.2 Ведомый вал
Материал вала – сталь 45 нормализованная; σb=570 МПа.
Пределы выносливости σ-1=245 МПа и τ-1=331 МПа.
Сечение А – А
Диаметр вала в этом сечении 35 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки: kσ=1,6 и kτ=1,5; масштабные факторы εσ=0,88; ετ=0,77; коэффициенты ψσ=0,2 и ψτ=0,1.[1]
Крутящий момент Т2=97,56×103 Нмм.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
М=717,35×50=35,86×103 Нмм
изгибающий момент в вертикальной плоскости
М=Ry3l2+
М=258,24×50+136/2 =12,96×103 Нмм
суммарный изгибающий момент в сечении А – А
Момент сопротивления кручению (d=35 мм; b=10 мм; t1=3,3 мм)
(10.13)
Момент сопротивления изгибу
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
среднее напряжение σт=0
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
27
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
Результирующий коэффициент
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
28
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны V определяется из расчета 0,25 дм 3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V= 0,25´4 = 1дм 3
По таблице 10.8[2] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях sН = 490 МПа и скорости n = 2,78 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28´106 м2/с.По таблице 10.10 [2] принимается масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75)
Камеры
подшипников заполняются
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
29
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
12 Описание сборки редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость
корпуса редуктора тщательно
очищают и покрывают
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100 0С;
в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.
После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
30
КП.ТМ.150803.36.17.01.ПЗ
13 Выводы о рациональности выбора некоторых элементов спроектированного редуктора