Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа
В машиностроении находят широкое применение редукторы, механизмы, состоящие из зубчатых или червячных передач, выполненных в виде отдельного агрегата и служащих для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепную или ременную
передачу.
,
где и – амплитуда переменных составляющих циклов напряжений
и – постоянные составляющие
– коэффициенты, корректирующие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на сопротивление усталости [стр.300[2]]
Выбираем материал для вала: Сталь 40Х улучшенная
Для этой стали имеем: , ,
[стр.300 [2]]
Рассмотрим сечение вала в месте установки шестерни (Наиболее нагруженное место):
– эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе (табл.15.1 [2])
– масштабный фактор (рис. 15.5[2])
– фактор шероховатости поверхности (рис. 15.6[2])
–коэффициент концентрации напряжений при кручении
В сечении C прочность обеспечена
Расчет сечения В:
– эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе (табл.15.1 [2])
– масштабный фактор (рис. 15.5[2])
– фактор шероховатости поверхности (рис. 15.6[2])
–коэффициент концентрации напряжений при кручении
В сечении В прочность обеспечена
Рисунок 10 - Зубчатое колесо внешнего зацепления
Быстроходная ступень:
мм -принимаем 60мм
мм
принимаем 1 мм
, где мм
мм, принимаем С=8мм
γ >=7
R >=6
Тихоходная ступень:
мм -принимаем 102мм
мм
Округляем до 1.5 мм
, где мм
мм
γ >=7
R >=6
Необходимо определить диаметры окружностей вершин da1 и da2, диаметры окружностей впадин df1 и df2, коэффициент торцевого перекрытия ea, коэффициент осевого перекрытия eb, а также суммарный коэффициент перекрытия e для каждой из двух ступеней. Все колеса нарезаются реечным инструментом или долбяком с исходным контуром по ГОСТ 13755-68 с параметрами: угол профиля a = 20°, коэффициент головки (ножки) зуба ha*=hf*=1; коэффициент радиального зазора с* = 0,25.
Диаметры окружностей вершин вычисляют по формуле
da = d + m × (2×ha* + 2×x),
где m – модуль зубьев соответствующей передачи, mБ=2; mТ=3;
х – коэффициент смещения исходного контура, хБ=0; хТ=0.
Для быстроходной ступени:
da1Б = d1Б + mБ × (2×ha* + 2×xБ),
da1Б = 36.92 + 2 × (2 + 2×0) = 40.92 мм,
da2Б = d2Б + mБ × (2×ha* + 2×xБ),
da2Б = 203.08 + 2 × (2 + 2×0) = 207.08 мм.
Для тихоходной ступени:
da1Т = d1Т + mТ × (2×ha* + 2×xТ),
da1Т = 64.91+ 3 × (2 + 2×0) = 70.91 мм,
da2Т = d2Т + mТ × (2×ha* + 2×xТ),
da2Т = 275.09 + 3 × (2 + 2×0) = 281.09 мм.
Диаметры окружностей впадин вычисляют по формуле
df = d – m × (2×hf* + 2×c* – 2×x),
Для быстроходной ступени:
df1Б = d1Б – mБ × (2×hf* + 2×c* – 2×xБ),
df1Б = 36.92 – 2 × (2×1 + 2×0,25 – 2×0) = 31.92 мм,
df2Б = d2Б – mБ × (2×hf* + 2×c* – 2×xБ),
df2Б = 203.08 – 2 × (2×1 + 2×0,25 – 2×0) =198.08 мм
Для тихоходной ступени:
df1Т = d1Т – mТ × (2×hf* + 2×c* – 2×xТ),
df1Т = 64.91 – 3 × (2×1 + 2×0,25* – 2×0) =57.41 мм,
df2Т = d2Т – mТ × (2×hf* + 2×c* – 2×xТ),
df2Т = 275.09 – 3 × (2×1 + 2×0,25 – 2×0)=267.59 мм.
Для тихоходной ступени
Определяем диаметры делительной окружности:
Определяем диаметры начальной окружности:
Коэффициент торцевого перекрытия для быстроходной ступени вычисляются по формуле
,
где z1 – число зубьев шестерни, z1Б = 21,
z2 – число зубьев колеса, z2Б = 89.
,
.
Коэффициент осевого перекрытия вычисляются по формуле
,
где bw – ширина зубчатого венца, bwБ = 42.4 мм.
Для тихоходной ступени:
,
Суммарные коэффициенты перекрытия вычисляются по формуле
,
.
Для быстроходной ступени
Определяем диаметры делительной окружности:
Определяем диаметры начальной окружности:
Коэффициент торцевого перекрытия для быстроходной ступени вычисляются по формуле
,
где z1 – число зубьев шестерни, z1Б = 18,
z2 – число зубьев колеса, z2Б = 99.
,
.
Коэффициент осевого перекрытия вычисляются по формуле
,
где bw – ширина зубчатого венца, bwБ = 31 мм.
Для быстроходной ступени:
,
Суммарные коэффициенты перекрытия вычисляются по формуле
,
.
Для передачи вращающего момента в соединениях зубчатых колес с валами и на концах валов используем призматические шпонки ГОСТ 23360–78. Подбор шпонки заключается в выборе по стандартам ширины шпонки b и высоты h, а также в определении рабочей длины lр и длины шпонки lш. Для нашего редуктора необходимо четыре шпонки – по одной на каждом из концов и по одной под каждым из колес зубчатой передачи.
Рисунок 11-Напряжения в соединении призматической шпонкой
Принимаем [σсм] = 120 МПа ([σсм] = 80..150 МПа (для переходных посадок)), определим параметры шпонок:
;
мм;
;
мм;
Принимаем мм, следовательно, на конец быстроходного вала устанавливаем шпонку 8х7х16 ГОСТ 23360–78.
;
мм;
;
мм;
Выбираем длину шпонки мм., выбираем шпонку 16х10х32 ГОСТ 23360–78.
- Под быстроходным колесом (для диаметра 40) устанавливается шпонка сечением 12х8 мм, , b=12 и h=8
;
мм;
мм;
Выбираем длину шпонки мм., примем шпонку 10х8х36 ГОСТ 23360–78.
- Под тихоходным колесом (для диаметра 67) устанавливается шпонка сечением 20х12 мм
Рабочая длина шпонки:
;
мм;
мм;
Выбираем длину шпонки мм, примем шпонку сечением 20х12х63 ГОСТ 23360–78.
Размеры крышки определяются, прежде всего, размером внешнего кольца подшипника. В данном случае используются закладные крышки. Эти крышки не требуют специального крепления к корпусу резьбовыми деталями. Они удерживаются кольцевым выступом, для которого в корпусе протачивают канавку. Чтобы обеспечить сопряжение торцов выступа крышки и канавки корпуса по плоскости, на наружной цилиндрической поверхности крышки перед торцом выступа делают канавку.
Рисунок 12 – Конструкция крышки подшипника
Толщина стенки крышки подшипника принимается
На быстроходны и промежуточный подшипники:
Принимаем δ = 6 мм.
Толщину стенки крышки корпуса δ1 = (0,9…1) ∙ δ, где δ = 6 мм -
-толщина стенки корпуса. Толщину стенки крышки корпуса принимаем
δ1 = 6 мм.
S=(0,9…1) δ= 5,4…6 мм
Принимаем S = 6 мм
С≈ 0,5∙ S =0,5∙ 6= 3мм
Принимаем b= 6 мм
Принимаем l=17 мм.
На тихоходный подшипники:
Принимаем δ = 7 мм.
Толщину стенки крышки корпуса δ1 = (0,9…1) ∙ δ, где δ = 7 мм -
-толщина стенки корпуса. Толщину стенки крышки корпуса принимаем
δ1 = 7 мм.
S=(0,9…1) δ= 6,3…7 мм
Принимаем S = 7 мм
С≈ 0,5∙ S =0,5∙ 7= 3,5мм
Принимаем b= 7 мм
Принимаем l=9 мм.
Сначала конструируются крышки подшипников для тихоходного вала ,а по ним уже выравниваются крышки остальных подшипников.
На быстроходный
D=58 мм
d=35 мм
h=10 мм
на тихоходный
D=90мм
d=65мм
h=10 мм
Рисунок 13 – Конструкция манжеты (ГОСТ 8752-79)
Широко применяются при
смазывании подшипников жидким
маслом и при окружной
b = 0,4…0,6 мм, плотно охватывающая поверхность вала.
Манжеты, предназначенные
для работы в засоренной среде.
Манжету обычно устанавливают
открытой стороной внутрь
К рабочей кромке манжеты в этом случае обеспечен хороший доступ смазочного масла.
При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами износа. С течением времени оно стареет. Свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодически меняют. Для этой цели в корпусе предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой с цилиндрической резьбой (рис. 14). Размеры пробки:
d = М16*1.5 мм;
D1 = 21,9 мм;
D2 = 25 мм;
L = 24 мм;
l = 13 мм;
b = 3 мм.
Рисунок 14 - Пробка
Для наблюдения за уровнем масла
в корпусе устанавливают
Рисунок 15 – Жезловый маслоуказатель
При длительной работе
в связи с нагревом масла
и воздуха повышается давление
внутри корпуса, что приводит
к просачиванию масла через
уплотнения и стыки. Чтобы
Рисунок 16 - Отдушина
Размеры корпуса определяются числом и размерами размещенных в них деталях, относительным их расположением и величиной зазора между ними. Для удобства сборки корпус выполняют разъемным. Плоскость разъема проходит через оси валов.
Зазор между колесами и стенками редуктора:
а = 11 мм;
Толщина стенки корпуса редуктора
δ = 1,12* 4√Т = 1,3* 4√1159,6 = 7.58 ≥6 мм.
Принимаем δ = 8 мм.
Толщину стенки крышки корпуса δ1 = (0,9…1)* δ, где δ = 8 мм -
-толщина стенки корпуса.
dв=14мм
d0=dф=18мм
h1=0.5* δ=4мм
h0=2.5(dф+ δ)=2.5(18+8)=65мм
Рисунок 17 – Конструкция места крепления корпуса к плите
Для соединения крышки с корпусом используются болты с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ (рис.18)
Рисунок 18 - Болт с цилиндрической головкой и шестигранным углублением под ключ
Размеры элементов крышки и корпуса принимают:
d = 1,25* 3√Твых =1,25* 3√1159,6 = 13.13 мм; примем d = 14
К = 2,35*d = 2,7*12 = 32.9 мм;
С = 1,1*d = 1,1*12 = 15.4 мм;
Для точного фиксирования положения крышки редуктора относительно корпуса применяются штифты. Размеры штифтов (рис. 19):
dшт = (0,7…0,8)*d = (0,7…0,8)*14 = 10 мм,где