Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 16:21, курсовая работа
В машиностроении находят широкое применение редукторы, механизмы, состоящие из зубчатых или червячных передач, выполненных в виде отдельного агрегата и служащих для передачи мощности от двигателя к рабочей машине. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепную или ременную
передачу.
Определим окружную скорость на тихоходной ступени:
Определим
окружную скорость на
Практикой эксплуатации и специальными исследованиями установлено, что нагрузка, допускаемая при контактной прочности зубьев, определяется в основном твердостью материала. Высокую твердость в сочетании с другими характеристиками, а следовательно, малые габариты и массу передачи можно получить при изготовлении зубчатых передач из сталей, подвергнутых термообработке.
Для шестерни тихоходной ступени выберем марку стали 40Х с твердостью 44 НRCср с термообработкой – объемная закалка. Для колеса выберем марку стали 40Х с твердостью 330 НВср35 НRCср с термообработкой – нормализация улучшения.
Для тихоходной ступени
назначим твердость для
7.1 Определение допускаемых контактных напряжений
[σ]H1 – допускаемое контактное напряжение для шестерни, [σ]H2 – для колеса
Вычисляем их по формуле:
,
где σHlim – предел контактной выносливости, который вычисляется по формуле:
по таблице 2.2 [1]
по таблице 2.2 [1]
SH – коэффициент безопасности;
ZN – коэффициент долговечности;
где
Окончательно имеем:
Для тихоходной ступени
7.2 Определение действительных контактных напряжений
Коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям
– коэффициент торцового
– коэффициент, учитывающий большее нагружение первой пары зубьев
(Табл. 8.7. [2])
мм.
мм.
– Коэффициент расчетной нагрузки [рис.8.15[2]]
Проверка по контактным напряжениям:
Т.к. расчетное напряжение меньше допустимого на %, то параметры передачи принимаем за окончательные.
7.3 Определение расчетного напряжения изгиба
где – коэффициент формы зуба, находится по рис 8.20 [2]
Коэффициент, учитывающий повышение изгибной прочности, рассчитывается по формуле:
Окружная сила, Н
ширина венца, мм
модуль зацепления, мм
Коэффициент нагрузки по изгибным напряжениям
Коэффициент повышения
прочности для косозубой
Рассчитаем эквивалентное число зубьев
Рассчитаем коэффициент нагрузки по изгибным напряжениям дляшестерни и колеса
Коэффициент ширина шестерни или колеса
Коэффициент концентрации нагрузки
Коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями
для шестерни, рис. 8.15 [2]
для колеса
, таб 8.3. [2]
7.4 Определение допускаемых изгибных напряжений.
Допускаемое изгибное напряжение определим по формуле:
[σF] = σFlim*KFC*KFL/SF,
где σFlim – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, МПа;
KFC – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (при односторонней нагрузке KFC=1;
KFL – коэффициент долговечности;
SF – коэффициент безопасности; стр. 15 [1]
Рассчитаем пределы
σFlim1 = 650 МПа; Табл. 2.3[1]
σFlim2 = 1,75*HB = 1,75*330 = 577 МПа;
Принимаем значение коэффициентов безопасности для шестерни и колеса SF = 1,7
Коэффициент долговечности определим по формуле
KFL = 6√NFG/NFE ,
где NFG = 4*106 - базовое число циклов;
NFE – эквивалентное число циклов;
Эквивалентное число циклов определим по формуле:
NFE1 = КFE1*NH1 =0,04*329.88*106= 13.1952*106 ;
NFE2 = КFE2*NH2 =0,06*77.805*106= 4.6683*106 ;
Получим:
KFL1 = 6√4*106 /13.1952*106 = 0.819<1
KFL2 = 6√ 4*106 /4.6683*106 = 0.97;
Допускаемые изгибные напряжения равны:
[σF]1 = 650*1*1/1,7 = 382,35 МПа;
[σF]2 = 630*1*1/1,7 = 356.69 МПа.
Следовательно, условие прочности по изгибным напряжениям выполняется, т.к. :
σF1 = 358.5 МПа < [σF]1 = 382.35 МПа;
σF2 = 299.58 МПа < [σF]2 = 356.69 МПа.
8.1 Определение диаметров валов
Диаметры валов назначаются исходя из передаваемого ими момента, а также фасок и радиусов скруглений.
а)
б)
в)
Рисунок 5 – Эскизы валов, где а)-быстроходный, б)-промежуточный, в)-тихоходный
-Для быстроходного вала определяются три диаметра – минимальный диаметр вала на входе d; диаметр цапфы вала для установки подшипника dП и диаметр буртика для упора кольца подшипника dБП.
,
Выбираем d=28
где t – высота буртика, t = 3.5 мм.
.
После согласования этого размера с рядом диаметров внутреннего кольца подшипников, назначаем dП = 35мм.
,
где r – координата фаски подшипника, r = 2 мм.
.
После согласования этого диаметра с рядом нормальных линейных размеров назначаем dБП = 42 мм
-Для промежуточного вала
,
.
Согласовав этот диаметр с рядом нормальных линейных размеров, устанавливаем dК = 40 мм.
,
где f – размер фаски колеса, f = 1.2мм.
.
После согласования принимаем dБК = 45 мм.
,
.
После согласования этого размера с рядом диаметров внутреннего кольца подшипников, назначаем dП = 35мм.
,
.
После согласования этого диаметра с рядом нормальных линейных размеров назначаем dБП = 45
-Расчет диаметров тихоходного
вала аналогичен расчету
,
.
Устанавливаем d = 53 мм.
,
.
После согласования этого размера с рядом диаметров внутреннего кольца подшипников, назначаем dП = 65 мм.
,
.
Устанавливаем dК = 67мм.
.
Из ряда нормальных линейных размеров выбираем dБК = 75мм.
Для быстроходного вала:
d = 28 мм
Для тихоходного вала:
d = 53 мм
Рисунок 6 – Концевые участки валов
8.3 Подбор подшипников
Чаще всего для опор валов цилиндрических прямозубых и косозубых колес редукторов применяют чаще всего шариковые радиальные подшипники.
№ вала |
d |
D |
B |
r |
Cr |
C0r |
Dw |
I |
35 |
72 |
17 |
2 |
25.5 |
13.7 |
11.112 |
II |
35 |
72 |
17 |
2 |
25.5 |
13.7 |
11.112 |
III |
65 |
120 |
23 |
2.5 |
56.05 |
34.0 |
16.669 |
Рисунок 8 – Подшипник качения
Расшифруем основные параметры подшипника:
d – внутренний диаметр подшипника;
D – внешний диаметр подшипника;
B – ширина подшипника;
r – радиус фаски;
С0 – допустимая статическая радиальная нагрузка;
С – допустимая мгновенная радиальная нагрузка;
Предварительно подшипники выбираются по значению диаметра цапфы вала dп, а также по предварительному значению динамической нагрузки,
приведенному в распечатке программы REDUCE.
9.1 Определение усилий, действующих на вал.
Рассмотрим промежуточный вал
На колесо быстроходной ступени действует окружная сила Ftб, осевая Fa и радиальная Frб силы. При переносе их на вал возникает вращающий момент Tврб и изгибающий Mи.
На шестерню тихоходной ступени действуют окружная сила Ftш, радиальная Frш, при переносе их на вал возникает вращающий момент Tврш.
9.2 Определение реакций и построение эпюр изгибающих моментов.
Определение AB,AC,AD:
Вертикальная плоскость:
Горизонтальная плоскость:
Суммарная сила реакций опор:
Построим эпюры:
Вертикальная плоскость:
Горизонтальная плоскость:
9.3 Определение моментов в опасных сечениях и проверка подшипника.
Определяем наибольшую нагруженную опору.
Опора А:
По табл. 16.5 [2] FA/C0=0,057, V=1.
X=0,45, Y=1,46 (Соответственно коэффициенты радиальной и осевой сил)
Здесь Kб=1,3 – Коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки, Kт=1 – Температурный коэффициент
Опора D:
X=0,45 Y=1,46
Наиболее нагружена опора D
Определяем динамическую грузоподъемность
здесь p=3 для шариковых подшипников
a1 – коэффициент надежности, примем равным «1»
a2 – коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации (табл. 16.3 [2]) a2=0,8
L – ресурс млн. оборотов
Cr=25,5кН
Значит, C (потребная) < Cr (паспортная)
Таким образом выбранный подшипник выдержит нагрузку в течение заданного времени.
Наиболее опасными сечениями вала по запасу усталостной прочности является сечение C и B ,
поэтому запас по усталостной прочности определяется в этих сечениях C и B .
Запас сопротивления усталости при совместном действии напряжений кручения и изгиба определяется
Определяем коэффициент запаса по изгибу и кручению