Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Будущие специалисты в области эксплуатации машин, руководители и владельцы транспортных предприятий и предприятий сервиса должны иметь практические навыки по учету топлива и смазочных материалов (ГСМ) и нормированию их расхода, составлению химмотологической карты, подбору основных и дублирующих эксплуатационных материалов, разработке путей снижения расхода топлив и смазочных материалов.
ВВЕДЕНИЕ
Непрерывное совершенствование конструкции автомобиля, улучшение его эксплуатационных характеристик тесно связано с повышением требований к качеству топлива, масел и пластичных смазок.
Правильный выбор моторного масла обеспечивает надёжную работу двигателя, увеличивает его ресурсный пробег, повышает экономичность двигателя, снижает шумность работы и т. д. Очень важен и выбор пластичных смазок, поскольку при сборке и эксплуатации автомобиля каждый смазываемый узел имеет свой режим и специфику работы.
Будущие специалисты в области эксплуатации машин, руководители и владельцы транспортных предприятий и предприятий сервиса должны иметь практические навыки по учету топлива и смазочных материалов (ГСМ) и нормированию их расхода, составлению химмотологической карты, подбору основных и дублирующих эксплуатационных материалов, разработке путей снижения расхода топлив и смазочных материалов.
ПР №1. РАСЧЕТ НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА
Для каждой марки, модели и модификации эксплуатируемых автомобилей устанавливаются нормы расхода топлива, которые соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Причем, нормы включают только расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, а расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок в состав норм не включаются и устанавливаются отдельно.
Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.
Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства.
Для учета дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов используются поправочные коэффициенты, регламентированные в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС, или руководителями местных администраций).
Таблица 1 – Исходные данные для расчета
№ варианта |
Легковой |
Автобус |
Грузовой |
Самосвал |
Специализированный |
15 |
ВАЗ-2108 (8)* |
РАФ-2203 (15)*** |
ЗИЛ-431610 (32 снг)* |
КрАЗ-6510 (48Д)* |
Топливо-маслозаправщик Мод. 4611; база ЗИЛ 495710 (33,5/3) |
2.1 Легковой автомобиль
Известно, что легковой автомобиль, находящийся в частном пользовании ВАЗ-2108 в среднем в день проезжает около 50км на высоте от 300 до 800м, в городе Оренбург с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ВАЗ-2108 составляет НS=8,0л/100км;
- среднегодовой пробег
- надбавка за работу:
1) в зимнее время года D=15%;
3) в городе с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек D=11%;
- уменьшения за работу:
1) на дорогах общего пользования ІІ категории на высоте над уровнем моря 300-800м. D=-15%
Нормируемый расход топлива:
Тогда:
в летний период года
QH=0,01·8,0·9125·(1+0,01·(11%-
в зимний период года
QH=0,01·8·9125·(1+0,01·(15+11-
Таким образом, общий нормируемый расход топлива за год составляет 1511,1л.
2.2 Автобус
Известно что пробег городского маршрутного такси РАФ-2203 в день составляет около 195 км. . Маршрутное такси работает в Оренбургской области с населением с населением от 250000 до 1 миллиона человек в районе нежнегорья с высотой над уровнем моря 300-800м. Работа предпологает частые остановки по причинам посадки и высадке пассажиров в среднем простои составляют за один рабочий день 2ч.. Среднегодовой пробег составляет S =71175км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода
топлива для городского
- надбавка за работу:
1) в зимнее время года D=15%;
2) в городе с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек D=11%;
3) при частых остановках у светофоров, перекрестков и переездов D=10%;
4) в зимнее время года при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров устанавливается нормативный расход топлива из расчета 1час простоя соответствует 10км пробега автомобиля, т.е. 3650км.
5) автомобиль эксплуатируется более 8 лет D=10%.
- уменьшение за работу:
1) на дорогах общего пользования ІІ категории на высоте над уровнем моря 300-800м. D=-15%
Нормируемый расход топлива:
Тогда:
в летний период года
QH=0,01·15·35587,5·(1+0,01·(
в зимний период года
QH=0,01·15·(35587,5+3650)·(1+
Таким образом, общий нормируемый расход топлива за год составляет 13902,4л.
2.3 Грузовой бортовой автомобиль
Бортовой автомобиль ЗИЛ-431610 занимается перевозкой кормов для крупнорогатого скота в летнее время года, а в зимнее время не эксплуатируется. Во время заготовки кормов автомобиль проходит в день около 60км в пригороде Оренбурга в районе низкигорья. Движение преимущественно осуществляется по полям с частичной загрузкой 2т. проезжает примерно 30км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для бортового автомобиля ЗИЛ-431610 составляет НS=41л/100км;
- среднегодовой пробег составляет S=10950км;
- норма расхода топлива на транспортную работу HW=2,64л/100т·км;
- объем транспортной работы W=10950т·км
- надбавка за работу:
1) с пониженной скоростью автомобиля D=12%;
2) движение по дорогам с покрытием ІV категорий c частичной загрузкой D=30%;
3) движение по дорогам с покрытием ІV категорий в снаряженном состоянии, без груза D=8%
Нормируемый расход топлива:
QH= 0.01·(HS·S + HW·W) × (1+ 0.01·D),
Тогда:
в летний период года с частичной загрузкой
QH=0,01·(41·5475+2,64·109,5)·(
в летний период без загрузки
QH=0,01·(41·5475)·(1+0,01·(12+
Таким образом, общий нормируемый расход топлива за период эксплуатации в год составляет 5885,3 л. сжиженного газа.
2.4 Автомобиль-самосвал
Самосвал КрАЗ-6510 находится на балансе карьера по добыче камня, главной задачей автомобиля является, перевозка добытого камня. В день автомобиль проезжает около 64км, при этом совершая примерно 8 ездок с грузом. Самосвал эксплуатируется в пригородной зоне города Оренбург с высотой над уровнем моря до800м. в связи с выполняемыми работами ему приходится тратить значительное время на загрузку и разгрузку.
Исходные данные:
- базовая норма расхода
топлива для автомобиля-
- среднегодовой пробег
- норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала HZ=0,1л;
- количество ездок с грузом Z=2920;
- надбавка за работу:
1) в зимнее время года D=15%;
2) требующую частых остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой грузов D=10%;
3) в карьере D=10% при работе без груза;
4) в карьере D=30% при работе сгрузом;
5) на пониженных скоростях 20-30км/ч D=10%;
- уменьшения за работу:
1) в низкогорье D=15%.
Нормируемый расход топлива:
Тогда:
в летний период года без груза
QН=0,01·48·5840·(1+0,01·(10%+
в летний период года с грузом
QН=0,01·48·5840·(10%+30%+10%-
в зимний период года без груза
QН=0,01·48·5840·(1+0,01·(15+
в зимний период года с грузом
QН=0,01·48·5840·(1+0,01·(15+
Таким образом, общий нормируемый расход топлива за год составляет 15148,7л.
2.5 Специальный автомобиль
Топливо-маслозаправщик модели 4611 на базе автомобиля ЗИЛ-495710 занимается поставками топлива на АЗС города Оренбург располагающегося в районе низкогорья на высоте до 800м. В один рабочий день проходит примерно 160км.. В связи со спецификой работы автомобиль каждый день по 2ч проводит в ожидании при погрузке и разгрузке. Маршрут перевозок проходит через центр города с населением от 250000 до 1 миллиона человек. В результате перевозки приходиться часто останавливаться на светофорах и перекрестках.
Исходные данные:
- базовая индивидуальная норма расхода топлива для спецавтомобиля модели 4611 составляет НSС=33,5/100км;
- среднегодовой пробег составляет S=57600км;
- норма расхода топлива на работу спецоборудования, установленного на автомобиле, составляет НТ=3л/час;
- время работы оборудования Т=720 часов;
- надбавка за работу:
1) в зимнее время года D=15%;
2) в городе с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек D=14%;
3) при частых остановках у светофоров, перекрестков и переездов D=10%;
4) при простоях под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности запрещается выключать двигатель D=10%;
5) перевозка опасного груза D=20%;
уменьшения за работу:
1) в низкогорье D=-15%
Нормируемый расход топлива:
Тогда:
в летний период года
QН=(0,01·33,5·28800+3·360)·(1+
в зимний период года
QН=(0,01·33,5·28800+3·360)·(1+
Таким образом, общий нормируемый расход топлива за год составляет 30789,4л.
3 РАСЧЕТ НОРМАТИВНОГО РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Нормы расхода смазочных
материалов на автомобильном транспорте
предназначены для оперативного
учета, расчета удельных норм расхода
масел и смазок при обосновании
потребности в них для
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета 100литров от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 литров расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов
при капитальном ремонте
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Таблица 2 – Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел в
литрах (смазок в кг) на 100л общего расхода топлива авто-
мобилем, не более
Марка, модель автомобиля |
Моторные масла |
Трансмиссионные и гидравлические масла |
Специальные масла и жидкости |
Пластичные смазки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Автомобили зарубежного |
0,6 |
0,1 |
0,03 |
0,1 |
РАФ-2203 всех модификаций |
1,8 |
0,15 |
0,05 |
0,1 |
Продолжение таблицы 2 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ЗИЛ-130, -131, -133, -138А, -138АБ, -138АГ, -4314, 4315, -4316, -4319 всех модификаций |
2,2 |
0,3 |
0,1 |
0,2 |
КрАЗ-6510 |
2,9 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |