Расчет нормативного расхода топлива

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Будущие специалисты в области эксплуатации машин, руководители и владельцы транспортных предприятий и предприятий сервиса должны иметь практические навыки по учету топлива и смазочных материалов (ГСМ) и нормированию их расхода, составлению химмотологической карты, подбору основных и дублирующих эксплуатационных материалов, разработке путей снижения расхода топлив и смазочных материалов.

Файлы: 1 файл

Курсовой ЭМиЭТЭР.doc

— 116.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Непрерывное совершенствование  конструкции автомобиля, улучшение его эксплуатационных характеристик тесно связано с повышением требований к качеству топлива, масел и пластичных смазок.

Правильный выбор моторного  масла обеспечивает надёжную работу двигателя, увеличивает его ресурсный пробег, повышает экономичность двигателя, снижает шумность работы и т. д. Очень важен и выбор пластичных смазок, поскольку при сборке и эксплуатации автомобиля каждый смазываемый узел имеет свой режим и специфику работы.

Будущие специалисты  в области эксплуатации машин, руководители и владельцы транспортных предприятий  и предприятий сервиса должны иметь практические навыки по учету  топлива и смазочных материалов (ГСМ) и нормированию их расхода, составлению  химмотологической карты, подбору основных и дублирующих эксплуатационных материалов, разработке путей снижения расхода топлив и смазочных материалов.

 

 

ПР №1. РАСЧЕТ НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА

 

Для каждой марки, модели и модификации эксплуатируемых  автомобилей устанавливаются нормы расхода топлива, которые соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Причем, нормы включают только расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, а расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок в состав норм не включаются и устанавливаются отдельно.

Базовая норма расхода  топлива зависит от конструкции  автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства.

Для учета дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов используются поправочные коэффициенты, регламентированные в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС, или руководителями местных администраций).

Таблица 1 – Исходные данные для расчета

варианта

Легковой

Автобус

Грузовой

Самосвал

Специализированный

15

ВАЗ-2108 (8)*

РАФ-2203 (15)***

ЗИЛ-431610 (32 снг)*

КрАЗ-6510 (48Д)*

Топливо-маслозаправщик  Мод. 4611; база ЗИЛ 495710 (33,5/3)


2.1 Легковой автомобиль

Известно, что легковой автомобиль, находящийся в частном пользовании ВАЗ-2108 в среднем в день проезжает около 50км на высоте от 300 до 800м, в городе Оренбург с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек.

Исходные данные:

- базовая норма расхода  топлива для легкового автомобиля ВАЗ-2108 составляет НS=8,0л/100км;

- среднегодовой пробег составляет  S=18250км;

- надбавка за работу:

1) в зимнее время  года D=15%;

3) в городе с населением  от 250тыс. до 1,0млн. человек D=11%;

- уменьшения за работу:

1) на дорогах общего  пользования ІІ категории на высоте над уровнем моря 300-800м. D=-15%

Нормируемый расход топлива:

                                            QH= 0,01·HS·S·(1 + 0,01·D)                                   (1)

Тогда:

в летний период года

QH=0,01·8,0·9125·(1+0,01·(11%-15%)=700,8л;

в зимний период года

QH=0,01·8·9125·(1+0,01·(15+11-15)=810.3л.

Таким образом, общий  нормируемый расход топлива за год составляет 1511,1л.

2.2 Автобус

 

Известно что пробег городского маршрутного такси РАФ-2203 в день составляет около 195 км. . Маршрутное такси работает в Оренбургской области с населением  с населением от 250000  до 1 миллиона человек в районе нежнегорья с высотой над уровнем моря 300-800м. Работа предпологает частые остановки по причинам посадки и высадке пассажиров в среднем простои составляют за один рабочий день 2ч.. Среднегодовой пробег составляет S =71175км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода  топлива для городского автобуса РАФ-2203 составляет НS=15л/100км;

- надбавка за работу:

1) в зимнее время  года D=15%;

2) в городе с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек D=11%;

3) при частых остановках у светофоров, перекрестков и переездов D=10%;

4) в зимнее время года при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров устанавливается нормативный расход топлива из расчета 1час простоя соответствует 10км пробега автомобиля, т.е. 3650км.

5) автомобиль эксплуатируется более 8 лет D=10%.

- уменьшение за работу:

1) на дорогах общего  пользования ІІ категории на  высоте над уровнем моря 300-800м. D=-15%

Нормируемый расход топлива:

                                            QH= 0,01·HS·S·(1 + 0,01·D)                                    (2)

Тогда:

в летний период года

QH=0,01·15·35587,5·(1+0,01·(11%+10%+10%-15%))=6192,2л;

в зимний период года

QH=0,01·15·(35587,5+3650)·(1+0,01·(15+11+10+10-15))=7710,2л.

Таким образом, общий  нормируемый расход топлива за год составляет 13902,4л.

2.3 Грузовой бортовой автомобиль

  Бортовой автомобиль ЗИЛ-431610 занимается перевозкой кормов для крупнорогатого скота в летнее время года, а в зимнее время не эксплуатируется. Во время заготовки кормов автомобиль проходит в день около 60км в пригороде Оренбурга в районе низкигорья. Движение преимущественно осуществляется по полям с частичной загрузкой 2т. проезжает примерно 30км.

Исходные данные:

- базовая норма расхода топлива для бортового автомобиля ЗИЛ-431610 составляет НS=41л/100км;

- среднегодовой пробег  составляет S=10950км;

- норма расхода топлива  на транспортную работу HW=2,64л/100т·км;

- объем транспортной  работы W=10950т·км

- надбавка за работу:

1) с пониженной скоростью автомобиля D=12%;

2) движение по дорогам с покрытием ІV категорий c частичной загрузкой D=30%;

3) движение по дорогам  с покрытием ІV категорий в снаряженном состоянии, без груза D=8%

Нормируемый расход топлива:

                                 QH= 0.01·(HS·S + HW·W) × (1+ 0.01·D),                           (3)

Тогда:

в летний период года с частичной загрузкой

QH=0,01·(41·5475+2,64·109,5)·(1+0,01·(12+30)=3191,6л;

в летний период без загрузки

QH=0,01·(41·5475)·(1+0,01·(12+8))=2693,7л.

Таким образом, общий  нормируемый расход топлива за период эксплуатации в год составляет 5885,3 л. сжиженного газа.

2.4 Автомобиль-самосвал

 

Самосвал КрАЗ-6510 находится  на балансе карьера по добыче камня, главной задачей автомобиля является, перевозка добытого камня. В день автомобиль проезжает около 64км, при этом совершая примерно 8 ездок с грузом. Самосвал эксплуатируется в пригородной зоне города Оренбург с высотой над уровнем моря до800м. в связи с выполняемыми работами ему приходится тратить значительное время на загрузку и разгрузку.

Исходные данные:

- базовая норма расхода  топлива для автомобиля-самосвала КрАЗ-6510 составляет НS=48л/100км;

- среднегодовой пробег составляет  S=23360км;

- норма расхода топлива  на каждую ездку с грузом  автомобиля-самосвала HZ=0,1л;

- количество ездок  с грузом Z=2920;

- надбавка за работу:

1) в зимнее время  года D=15%;

2) требующую частых остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой грузов D=10%;

3) в карьере D=10% при работе без груза;

4) в карьере D=30% при работе сгрузом;

5) на пониженных скоростях 20-30км/ч D=10%;

- уменьшения за работу:

    1) в низкогорье D=15%.

Нормируемый расход топлива:

                                       QH = 0,01·HS·S·(1+0,01·D)+HZ·Z                                (4)

Тогда:

в летний период года без груза

QН=0,01·48·5840·(1+0,01·(10%+10%+10%-15))=3223,7л;

в летний период года с  грузом

QН=0,01·48·5840·(10%+30%+10%-15%)+0,1·1460=3930л;

в зимний период года без груза

QН=0,01·48·5840·(1+0,01·(15+10+10+10-15)=3644,2л;

в зимний период года с грузом

QН=0,01·48·5840·(1+0,01·(15+10+30+10-15)+0,1·1460=4350,8л.

Таким образом, общий  нормируемый расход топлива за год составляет 15148,7л.

 

2.5 Специальный автомобиль

 

Топливо-маслозаправщик модели 4611 на базе автомобиля ЗИЛ-495710 занимается поставками топлива на АЗС города Оренбург располагающегося в районе низкогорья на высоте до 800м. В один рабочий день проходит примерно 160км.. В связи со спецификой работы автомобиль каждый день по 2ч проводит в ожидании при погрузке и разгрузке. Маршрут перевозок проходит через центр города с населением от 250000 до 1 миллиона человек. В результате перевозки приходиться часто останавливаться на светофорах и перекрестках.

Исходные данные:

- базовая индивидуальная  норма расхода топлива для спецавтомобиля модели 4611 составляет Н=33,5/100км;

- среднегодовой пробег  составляет S=57600км;

- норма расхода топлива  на работу спецоборудования, установленного  на автомобиле, составляет НТ=3л/час;

- время работы оборудования Т=720 часов;

- надбавка за работу:

1) в зимнее время года D=15%;

2) в городе с населением от 250тыс. до 1,0млн. человек D=14%;

3) при частых остановках у светофоров, перекрестков и переездов D=10%;

4) при простоях под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности запрещается выключать двигатель D=10%;

5) перевозка опасного груза D=20%;

уменьшения за работу:

    1) в низкогорье D=-15%

Нормируемый расход топлива:

                                QH=(0,01·HSC·S+HT·T)·(1+0,01·D)                                (5)

Тогда:

в летний период года

QН=(0,01·33,5·28800+3·360)·(1+0,01·(11+10+10+20-15))=14590,1л;

в зимний период года

QН=(0,01·33,5·28800+3·360)·(1+0,01·(15+11+10+10+20-15))=16199,3л.

Таким образом, общий  нормируемый расход топлива за год составляет 30789,4л.

 

3 РАСЧЕТ НОРМАТИВНОГО РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Нормы расхода смазочных  материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода  масел и смазок при обосновании  потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного  расхода смазочных материалов установлены  из расчета 100литров от общего расхода  топлива, рассчитанного по нормам для  данного автомобиля. Нормы расхода  масел установлены в литрах на 100 литров расхода топлива, нормы расхода смазок – в килограммах на 100 литров расхода топлива.

Нормы расхода масел  увеличиваются до 20 % для автомобилей  после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов  автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих  и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

 

Таблица 2 – Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел в

литрах (смазок в кг) на 100л общего расхода топлива авто-

мобилем, не более

Марка, модель автомобиля

Моторные масла

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

Пластичные смазки

1

2

3

4

5

Автомобили зарубежного производства и АвтоВАЗ всех моделей

0,6

0,1

0,03

0,1

РАФ-2203 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

ЗИЛ-130, -131, -133, -138А, -138АБ, -138АГ, -4314, 4315, -4316, -4319 всех модификаций

2,2

0,3

0,1

0,2

КрАЗ-6510

2,9

0,4

0,1

0,3

Информация о работе Расчет нормативного расхода топлива