Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа
В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема задания: «Расчет двигателя внутреннего сгорания»
Семестровое задание по курсу
«Тепловые двигатели»
Проверил:
Драгунов Г.Д
Челябинск
Прогресс в автомобильной
В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. Значительно больше внимания уделяется использованию электронно-вычислительных машин при расчетах и испытаниях двигателей. В настоящее время вычислительная техника широко используется на моторостроительных заводах, в научно-исследовательских центрах, конструкторских и ремонтных организациях, а также высших учебных заведениях.
Выполнение сегодняшних
задач требует от специалистов, связанных
с производством и
1. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
Тип двигателя |
Карбюраторный 4х-тактный |
Прототип |
ВАЗ |
Мощность (Ne) |
55 КВт |
Частота вращения (n) |
5600 об/мин |
Расположение и количество цилиндров |
4, рядное |
Таблица 2. Данные необходимые для расчета
Давление окружающей среды (P0) |
0.1013 МПа |
Давление перед впускными клапанами (PK) |
0,1013 МПа |
Температура окружающей среды (Т0) |
293 К |
Степень сжатия (ε) |
8,5 |
Низшая теплота сгорания (Нu) |
44 МДж/кг |
Коэффициент наполнения (ηv) |
0,79 |
Давление остаточных газов(Pr) |
0,11 МПа |
Температура остаточных газов (Тr) |
1000 K |
Подогрев свежего заряда (ΔТ) |
20 К |
Массовая доля углерода в топливе (С) |
0,855 |
Массовая доля водорода в топливе (Н) |
0,145 |
Массовая доля кислорода в топливе (О) |
0 |
Коэффициент избытка воздуха (α) |
0,87 |
Отношения радиуса кривошипа к длине шатуна (λ) |
1/36 |
Показатель политропы сжатия (n1) |
1,37 |
Показатель характера сгорания (m) |
3,5 |
Продолжительность сгорания (φ2) |
50 |
Показатель политропы расширения (n2) |
1,32 |
Коэффициент эффективности сгорания(ξ) |
0,9 |
Понижение температуры в охладителе надувочного воздуха |
0 |
Показатель политропы сжатия в компрессоре |
1 |
Угол опережения воспламенения(θ) |
25 |
Шаг расчета процесса сгорания(Δφ) |
5 |
1.2 Расчет процесса впуска
1) Температура воздуха после компрессора: Tк´=T0=293 (K)
2) Температура воздуха
охладителя надувочного
3) Давление рабочего тела в конце впуска:
4) Коэффициент остаточных газов:
5) Температура рабочего тела в конце впуска:
6) Теоретически необходимое
количество воздуха для
7) Удельный объем рабочего тела в конце впуска:
1.3 Расчет процесса сжатия
Параметры рабочего тела в процессе сжатия определяются по уравнениям политропного процесса.
1) Текущие значения
давления определяем по
где V – текущие значения удельного объема
2) Текущие значения удельного объема определяем по зависимости:
где σ – кинематическая функция перемещения поршня
3) Текущие значения
температуры определяем по
Таблица 3. Параметры рабочего тела в процессе сжатия при повороте коленвала на угол α
α, град |
σ |
V, м3/кг |
P, МПа |
T, К |
0 |
0 |
0,1261 |
1,6408 |
767,27 |
5 |
0,0049 |
0,1284 |
1,6111 |
762,16 |
10 |
0,0194 |
0,1351 |
1,5026 |
747,95 |
15 |
0,0434 |
0,1465 |
1,3448 |
725,86 |
20 |
0,0766 |
0,1622 |
1,1697 |
699,03 |
25 |
0,1186 |
0,1822 |
0,9975 |
669,59 |
30 |
0,1689 |
0,2058 |
0,8442 |
640,09 |
40 |
0,2919 |
0,2639 |
0,6004 |
584,56 |
50 |
0,4398 |
0,3338 |
0,4352 |
535,21 |
60 |
0,6059 |
0,4123 |
0,3258 |
494,98 |
70 |
0,7830 |
0,4959 |
0,2530 |
462,29 |
80 |
0,9639 |
0,5814 |
0,2035 |
435,87 |
90 |
1,1419 |
0,6655 |
0,1691 |
417,07 |
100 |
1,3122 |
0,7460 |
0,1446 |
397,47 |
110 |
1,4670 |
0,8192 |
0,1272 |
383,94 |
120 |
1,6059 |
0,8848 |
0,1145 |
373,15 |
130 |
1,7254 |
0,9413 |
0,1052 |
364,70 |
140 |
1,8240 |
0,9878 |
0,0984 |
359,57 |
150 |
1,9010 |
1,0242 |
0,0936 |
353,49 |
160 |
1,9560 |
1,0502 |
0,0905 |
350,22 |
170 |
1,9890 |
1,0658 |
0,0887 |
348,32 |
180 |
2,000 |
1,0710 |
0,0881 |
347,69 |
Объем, давление, и температура для α = 25 соответствует параметрам рабочего тела Vy, Py, Ty в конце сжатия
4) Удельная работа политропного процесса сжатия:
1.4 Расчет процесса сгорания
1) Фактор теплоемкости:
для
2) Общая удельная использованная теплота в процессе сгорания:
3) Максимальное значение
химического коэффициента
где
Тогда
4) Максимальное значение
действительного коэффициента
Расчет текущих давлений и температур ведется по элементарным участкам 1-2 с шагом Δφ=5.
Давление в конце участка 1-2(при расчете вречную при постоянном отношении теплоемкостей К=const) определяется по зависимости:
Температура:
В этих уравнениях:
V1 – удельный объем рабочего тела в начале участка.
V2 – удельный объем рабочего тела в конце участка.
P1 – давление в начале участка.
x1 – доля выгоревшего топлива в начале( для первого участка x1=0),
x2 – тоже для конца участка, определяемая по зависимости:
φ1 – угол ПКВ, отсчитываемый от начала сгорания до конца участка φ2 = α2 + θ
φ2 – угол ПКВ от ВМТ до конца участка
β1-2 – среднее значение действительного коэффициента молекулярного изменения.
β1 – значение в начале участка
β2 – значение в конце участка, определяемое по зависимости:
Все расчеты приведены в таблице 4
Таблица 4. Показатели процесса сгорания
φ, град ПКВ |
α, град ПКВ |
V2, м3/кг |
KV2 |
V1, м3/кг |
KV2 – -V1 |
KV1 – -V2 |
P1, МПа |
P1(KV1 -V2) |
x2 |
Δx |
2qZΔx |
[9]+[12] |
P2=[13]/[6] |
β1-2 |
T2, К |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
0 |
-25 |
0,182 |
1,437 |
0,18 |
1,257 |
1,237 |
0,990 |
1,225 |
0 |
0 |
0 |
1,2256 |
0,9745 |
1 |
667,43 |
5 |
-20 |
0,162 |
1,280 |
0,182 |
1,098 |
1,275 |
0,974 |
1,242 |
0,0002 |
0,0002 |
0,0009 |
1,2437 |
1,1320 |
1,0000 |
690,77 |
10 |
-15 |
0,146 |
1,157 |
0,162 |
0,994 |
1,134 |
1,132 |
1,284 |
0,0049 |
0,0047 |
0,0206 |
1,3046 |
1,3116 |
1,0002 |
722,80 |
15 |
-10 |
0,135 |
1,067 |
0,146 |
0,920 |
1,021 |
1,311 |
1,340 |
0,0301 |
0,0252 |
0,1105 |
1,4507 |
1,5755 |
1,0015 |
799,91 |
20 |
-5 |
0,128 |
1,013 |
0,135 |
0,878 |
0,939 |
1,575 |
1,479 |
0,1058 |
0,0756 |
0,2 |
1,8106 |
2,0621 |
1,0061 |
989,44 |
25 |
0 |
0,126 |
0,995 |
0,128 |
0,866 |
0,887 |
2,062 |
1,829 |
0,2630 |
0,1572 |
0,6888 |
2,5184 |
2,9059 |
1,0165 |
1355,05 |
30 |
5 |
0,128 |
1,013 |
0,126 |
0,887 |
0,866 |
2,905 |
2,518 |
0,5001 |
0,2370 |
1,0383 |
3,5567 |
4,0087 |
1,0343 |
1870,98 |
35 |
10 |
0,135 |
1,067 |
0,128 |
0,939 |
0,878 |
4,008 |
3,519 |
0,7503 |
0,2501 |
1,0958 |
4,6157 |
4,9154 |
1,0562 |
2366,48 |
40 |
15 |
0,146 |
1,157 |
0,135 |
1,021 |
0,920 |
4,915 |
4,526 |
0,9203 |
0,1700 |
0,7449 |
5,2711 |
5,1590 |
1,0751 |
2644,79 |
45 |
20 |
0,162 |
1,280 |
0,146 |
1,134 |
0,994 |
5,159 |
5,131 |
0,9864 |
0,0660 |
0,2892 |
5,42085 |
4,7792 |
1,0858 |
2685,83 |
50 |
25 |
0,182 |
1,437 |
0,162 |
1,278 |
1,098 |
4,779 |
5,250 |
0,9989 |
0,0125 |
0,0550 |
5,3059 |
4,1606 |
1,0893 |
2615,77 |
5) Отвлеченная скорость сгорания определяется по зависимости:
Произведем расчет для некоторых углов φ:
φ |
ω0 |
0 |
0 |
5 |
0,0009 |
10 |
0,022 |
15 |
0.13 |
20 |
0,45 |
25 |
1,01 |
30 |
1,55 |
35 |
1,55 |
40 |
0,906 |
45 |
0,26 |
50 |
0,031 |
6) Удельная работа газов в процессе сгорания определяется по зависимости:
где n – число элементарных участков процесса сгорания.
Определение удельной работы процесса сгорания целесообразно выполнить с помощью таблицы:
Таблица 6. Определение удельной работы процесса сгорания
α, град ПКВ |
V2, м3/кг |
V1, м3/кг |
P2, МПа |
P1, МПа |
V2-V1 |
||
-25 |
0,182 |
0,180 |
0,974 |
0,990 |
0,002 |
0,98 |
0,002 |
-20 |
0,162 |
0,182 |
1,132 |
0,974 |
-0,019 |
1,05 |
-0,020 |
-15 |
0,146 |
0,162 |
1,311 |
1,132 |
-0,015 |
1,22 |
-0,019 |
-10 |
0,135 |
0,146 |
1,575 |
1,311 |
-0,011 |
1,44 |
-0,016 |
-5 |
0,128 |
0,135 |
2,062 |
1,575 |
-0,006 |
1,81 |
-0,012 |
0 |
0,126 |
0,128 |
2,905 |
2,062 |
-0,002 |
2,48 |
-0,005 |
5 |
0,128 |
0,126 |
4,008 |
2,905 |
0,002 |
3,45 |
0,008 |
10 |
0,135 |
0,128 |
4,915 |
4,008 |
0,006 |
4,46 |
0,030 |
15 |
0,146 |
0,135 |
5,159 |
4,915 |
0,011 |
5,03 |
0,057 |
20 |
0,162 |
0,146 |
4,779 |
5,159 |
0,015 |
4,96 |
0,078 |
25 |
0,182 |
0,162 |
4,160 |
4,779 |
0,019 |
4,46 |
0,088 |
lyz |
0,190 |
7) Теперь по результатам расчета
процесса сгорания построим
Рисунок 1. График зависимости давления от угла ПКВ
Рисунок 2. График зависимости температуры от угла ПКВ
Рисунок 3. График зависимости отвлеченной скорости сгорания от угла ПКВ
Рисунок 4. График зависимости доли сгоревшего топлива от угла ПКВ
1.5 Расчет процесса расширения
Давление и температуру в процессе расширения определяют по уравнениям политропного процесса:
Удельная работа в процессе расширения:
1.6 Определение индикаторных показателей цикла
1) Удельная работа цикла
2) Среднее индикаторное давление цикла:
3) Индикаторный КПД цикла:
4) Индикаторный удельный расход топлива:
1.7 Определение эффективных
1) Среднее давление механических потерь определим по зависимости:
где a и b – эмпирические коэффициенты(для нашего случая a=0,08;b=0,016)
- средняя скорость поршня( S – ход поршня (принимается по прототипу); n – частота вращения(принимается по заданию))
Тогда
2) Эффективный КПД
где ηм – КПД механических потерь
Pe=Pi – PM = 1,043 – 0,3184 = 0,725
3) Удельный эффективный расход топлива
4) Диаметр цилиндра
где τ, i – тактность двигателя и число цилиндров двигателя
5) Ход поршня
6) Средняя скорость поршня
Расхождение со значением средней скорости поршня вычисленной в первом случае: 1,2%
7) Рабочий объем цилиндра