Проблемы развития железнодорожного транспорта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:41, доклад

Краткое описание

Вместе с развитием экономики России происходит и развитие железнодорожного транспорта. Однако мировые тенденции развития конкуренции на транспортном рынке требуют существенного повышения технического и технологического уровня российских железных дорог. В результате в настоящее время железнодорожный транспорт должен резко ускорить свое развитие, чтобы сократить разрыв со своими зарубежными конкурентами. Для этого необходимо последовательно устранять ключевые проблемы, которые ограничивают техническое и технологическое развитие железнодорожного транспорта.

Транспорт как одна из составляющих отраслей народного хозяйства находится в глубоком кризисном состоянии.

За годы реформ все российские перевозчики, за исключением городского пассажирского транспорта и легковых автомобилей, резко сократили объем работ. Обновление парка подвижного состава ведется крайне низкими темпами. Отечественный перевозчик активно вытесняется с внешне торговых маршрутов, в частности, сокращается доля перевозок во внешнеторговых связях.

Файлы: 1 файл

Иерархия проблем железнодорожного транспорта России.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Развитие  российских участков международных  транспортных коридоров идет в условиях активного формирования других широтных транзитных направлений в обход  России. Эти коридоры являются серьезными конкурентами как Транссибу, так и коридору "Север - Юг". Нет иного выхода, как создавать такие условия перевозок по российским коридорам, которые успешно конкурировали бы с другими транзитными направлениями между Европой и Азией. Такие конкурентоспособные условия могут быть реализованы с развитием скоростного грузового движения. Скоростное грузовое движение предусматривает значительное увеличение маршрутной скорости при перевозках контейнеров, контрейлеров, скоропортящихся и высокоценных грузов за счет ряда технических, технологических и организационных мер.

В настоящее  время ОАО "РЖД" реализует проект "Транссиб за семь суток". В результате реализации проекта достигнута маршрутная скорость 1362 км/сутки (56,4 км/ч), а средняя протяженность гарантийного плеча безопасного проследования вагонов составила 2289 км. В результате реализации проекта уже в 2012 году будет обеспечена реальная возможность доставки грузов от восточных до западных границ России за 7 суток, а до 2015 года – за 7 суток будет преодолеваться расстояние до Бреста.

Основными проблемами для дальнейшего развития скоростного грузового движения являются:

  • Низкая конструкционная скорость грузовых локомотивов.
  • Низкая конструкционная скорость грузовых вагонов.
 
 
 

Категория: Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта 

1. Высокая удельная  энергоемкость перевозок  грузов

                                                                                                                                                                                          5

Удельная  энергоемкость перевозки грузов это отношение затрат энергии (и в результате расходов на энергоносители) к массе перевозимого с использованием этой энергии грузов. Соответственно снизить удельную энергоемкость можно снизив затраты энергии на движение подвижного состава и на работу средств инфраструктуры, а также увеличив полезную массу груза в общей массе поезда или экипажа.

Затраты энергии при движении поезда необходимы для разгона поезда, для движения поезда на подъеме, для преодоления  сил сопротивления движению поезда. Часть энергии утилизируется  в локомотиве, например с рассеиваемой теплотой в дизелях тепловозов или с потерями на трение в двигателях и трансмиссии локомотива.

Полезную  массу перевозимого груза можно  увеличить более полно используя  предоставленные техническими ограничениями  возможности размещения груза (габаритом погрузки, осевой нагрузкой и т.п.).   

Таким образом, проблемы, вызывающие высокую удельную энергоемкость перевозок грузов, можно классифицировать следующим  образом:

  • Высокое сопротивление движению подвижного состава
  • Низкий коэффициент полезного действия тягового и моторвагонного подвижного состава
  • Большие затраты энергии на переходные режимы движения поезда
  • Низкий коэффициент полезной загрузки подвижного состава и его использования.
 
 
 

Категория: Системы СЦБ

Недостаточная пропускная способность ж.д. линий

                                                                                                                                                                                          5Пропускная способность ж.д. линий ограничена существующими системами интервального регулирования движения поездов, выполненными по принципу блок-участков. Кроме того, по разным причинам происходят отказы технических средств, что также приводит к снижению пропускной способности. 
 

Категория: Безопасность железнодорожного транспорта

Недостаточный уровень технологической  безопасности

                                                                                                                                                                                          5Технологической безопасностью железнодорожного транспорта в данном контексте называются нарушения нормального технологического процесса его работы, которые приводят (или потенциально могут привести) к возникновению аварийной ситуации (схода, крушения и т.п.) с причинением материального ущерба или к жертвам.  

Несмотря  на постоянные усилия всех организаций  железнодорожного транспорта (ФАЖТ, ОАО "РЖД", производители железнодорожной техники) по совершенствованию конструкции инфраструктуры и повышению надежности подвижного состава, уровень технологической безопасности еще не находится на достаточно высоком уровне. К примеру, несмотря на постоянное совершенствование грузовой тележки, в 2010-2011 годах произошло 26 изломов боковых рам тележек, которые привели к сходу вагона, а в некоторых случаях и к крушениям. Сумма ущерба некотрых крушений превысила 100 млн. руб.

Очевидно, что проблема технологической безопасности комплексная и зависит от решения  ряда частных проблем:

  1. Недостаточной надежности подвижного состава, в особенности тележек грузовых вагонов. Эта недостаточная надежность в основном связана с конструктивными особенностями подвижного состава и технологическими проблемами преприятий-изготовителей подвижного состава.
  2. Недостаточным развитием систем диагностики и контроля подвижного состава, как на станциях технического обслуживания, так и в пути следования.
  3. Человеческий фактор. Ошибки персонала, связанные с маршрутизацией поездов, подготовкой вагонов к движению, контролем вагонов в пути следования и т.п.

2. Недостаточный уровень  технологической,  техносферной и  экологической безопасности

                                                                                                                                                                                          4Безопасность железнодорожного транспорта, как сложного промышленного объекта, имеющего особое значение для экономики нашей страны, является особо важной проблемой. Безопасность движения - это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды. В целом проблема безопасности является комплексной проблемой, которую условно можно разделить на три составляющие:

  • технологическая безопасность - безопасность основных технологических процессов железнодорожного транспорта: движения поездов, маневровой работы и разгрузки и выгрузки вагонов;
  • промышленная безопасность опасных производственных объектов железнодорожного транспорта, в частности грузоподъемных механизмов или объектов, связанных с транспортированием опасных веществ: огнеопасных, едких веществ, сжатых газов и т.п.;
  • безопасность труда работников железнодорожного транспорта при осуществлении основных и вспомогательных технологических операций;
  • экологическая безопасность железнодорожного транспорта, как сложного промышленного объекта, который в процессе своей деятельности оказывает экологическое воздействие на окружающую среду. 

Несмотря  на статистически достоверное постоянное повышение безопасности железнодорожного транспорта, по некоторым составляющим безопасности ее уровень оказывается  еще недопустимо низок.  
 

Категория: Подвижной состав

Низкие массы грузовых поездов

                                                                                                                                                                                          4Одной из причин низкой производительности являются относительно низкие массы грузовых поездов. Для примера  в США из 283 тыс. км общей протяженности железнодорожных линий на 90 тыс. км следуют грузовые поезда массой свыше 6 тыс.т. Также на железных дорогах США эксплуатируются супертяжеловесные поезда общей массой 32,8 тыс.т. В настоящее время на дорогах США в основном регулярно обращаются поезда массой 7, 10, 11, 12 и 13 тыс.т. Неразвитость системы тяжеловесного движения является следствием следующих причин:

  • Конструктивное ограничение осевой и погонной нагрузки на путь
  • Недостаточная прочность элементов подвижного состава при воздействии высоких продольных нагрузок
  • Недостаточная длина станционных путей для приема тяжеловесных поездов
  • Недостаточная мощность систем энергоснабжения для обслуживания тяжеловесных поездов

Другой  стороной проблемы низкой массы поездов  является недоиспользование массы  поезда в пределах установленных  ограничений на остальные его  параметры. Так, например при перевозке бензина (то есть около 30% всех перевозок нефтепродуктов) грузоподъемность существующих вагонов используется лишь на 80%, а значит при фиксированной длине поезда в 71 условный вагон, поезд будет легче возможного почти на 1000 тонн. Основными причинами этого являются:

  • Недостаточное использование строительного очертания габарита грузовыми вагонами.
  • Неразвитость грузового движения в габаритах Тпр и Тц.

Характеристика  проблемы

Название  целевой характеристики или показателя:  

Средняя масса поезда

Существующая характеристика или показатель:  

6 тыс.  т.

Высокое сопротивление движению подвижного состава

                                                                                                                                                                                          4

Сопротивление движению подвижного состава это  сила, необходимая для поддержания  движения поезда или экипажа с  заданной скоростью в различных  режимах движения. Высокое сопротивление движению подвижного состава вызывается поглощением энергии тяги в многочисленных внутренних демпферах поезда. К этим демпферам относятся:

  • гасители колебаний тележек вагонов и локомотивов;
  • трение в контакте колеса и рельса;
  • аэродинамические сопротивления экипажей;
  • пары трения в элементах конструкции экипажей, а также трение между корпусом вагона и грузами.

Таким образом, причинами высокого сопротивления  движению отечественного подвижного состава  являются:

  • Высокое сопротивление движению грузовых тележек, вызванное, как правило интенсивными динамическими процессами в тележке, сопровождаемыми трением элементов (гасителей колебания, системы "пятник-подпятник", скользунов, контакта "колесо-рельс") и поглощением энергии.
  • Значимые аэродинамические силы, влияние которых на сопротивление движению подвижного состава зависит от скорости его движения и формы кузова экипажей, а также аэродинамического сопротивления перевозимого на открытом подвижном составе груза.  

Характеристика  проблемы

Название  целевой характеристики или показателя:  

Сопротивление движению экипажа

Существующая  характеристика или показатель:  

6-8 Н/кН 

Категория: Технические средства и устройства

Недостаточная производительность железных дорог

                                                                                                                                                                                          5Производительностью железных дорог принято считать их провозную способность, то есть количество перемещенного груза за единицу времени. 

Информация о работе Проблемы развития железнодорожного транспорта в России