Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 17:10, курсовая работа
В данном курсовом проекте представлен расчёт одноступенчатого цилиндрического косозубого редуктора. Редуктор – это комплексная зубчатая передача, состоящая из зубчатых колес, валов, осей, подшипников, корпуса и системы смазки.
Проводится выбор материала зубчатых колёс, определяются допустимый и изгибающие контактные напряжения, определяются основные параметры передачи, предварительные диаметры валов, выбор подшипников, рассчитывается на прочность и выносливость выходной вал редуктора и шпоночные соединения, определяется ресурс подшипников.
Принимаем ≤
Рабочую ширину заготовки для зубчатого колеса рассчитываем как
; <
Рабочую толщину заготовки для обода колеса рассчитаем по формуле:
Принимаем = 22 мм
Диаметр окружностей впадин зубьев
Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке – улучшение. Поэтому выбранная в начале расчета марка стали 40Х не требует изменения.
Согласно скорости V= 2,7 м/с, для косозубых колес при скорости до 10 м/с следует принимать 8-ю степень точности. [1СБ](с.15, табл. 6)
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
В косозубой передаче теоретически зацепляется одновременно не менее двух пар зубьев. На практике ошибки нарезания зубьев могут устранить двухпарное зацепление, и при контакте одной пары между зубьями второй пары может быть небольшой зазор, который устраняется под нагрузкой вследствие упругих деформаций зубьев. Однако, первая пара зубьев нагружена больше, чем вторая на размер усилия, необходимого для устранения зазора. Это учитываем коэффициентом KH , назначаемым из [1 СБ] (с.15, табл. 6) KH = 1,09.
Определим коэффициент ширины колеса относительно делительного диаметра шестерни
,
исходя от полученного значения KH = 1,15 [1 СБ](16, табл. 7).
KH - коэффициент внутренней динамической нагрузки. Назначаем по [1 СБ](с.17, табл. 8) в зависимости от скорости и степени точности KH = 1,0, следовательно,
,
где - коэффициент формы зуба, зависящий от числа зубьев (для косозубых колес – от эквивалентного числа зубьев
Коэффициенты формы зуба назначаем = 4,07; ;
- для косозубых передач вычисляем по формуле:
;
- коэффициент нагрузки, определим по формуле:
,
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для косозубых значения следующие:
Степень точности 8, следовательно = 0,9;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца [1 СБ] (с. 18, табл. 9), т.к. , то =1,15;
- коэффициент динамичности нагрузки [1 СБ] (с. 19, табл.10), принимаем = 1,1;
При проверке по напряжениям изгиба должно выполняться условие:
140,1 МПа ≤ 294,2 МПа; 123,9 МПа ≤ 257,1 МПа
,
где П3[459, табл. 24.9]
При проверке зубьев на изгиб при кратковременных перегрузках должно выполняться условие
,
280,2 МПа ≤ 600 МПа; 247,8 МПа ≤ 600 МПа, что удовлетворяет использованию.
Таблица 2
Наименование параметра |
Буквенное обозначение |
Единицы измерения |
Численное значение | |
Вращающий момент на ведомом валу |
Т2 |
Н∙м |
653,3 | |
Угловые скорости валов |
|
рад/с |
101,9 32,35 | |
Межосевое расстояние |
aw |
мм |
160 | |
Модуль нормальный Модуль торцевой |
|
мм мм |
2,5 2,53 | |
Угол наклона зубьев |
β |
град |
8 | |
Число зубьев |
шестерни |
Z1 Z2 |
21 106 | |
колеса | ||||
Делительный диаметр |
шестерни |
d1 |
мм |
53,03 |
колеса |
d2 |
мм |
267,68 | |
Диаметр окружности впадин зубьев |
шестерни |
df1 |
мм |
46,78 |
колеса |
df2 |
мм |
261,43 | |
Диаметр окружности вершин зубьев |
шестерни |
da1 |
мм |
58,03 |
колеса |
da2 |
мм |
272,68 | |
Число зубьев |
шестерни |
Z1 |
- |
21 |
колеса |
Z2 |
- |
106 | |
Ширина венца |
шестерни |
b1 |
мм |
70 |
колеса |
b2 |
мм |
64 | |
Степень точности |
- |
- |
8 | |
Окружное усилие |
Ft1 =Ft2 |
Н |
4875 | |
Радиальное усилие |
Fr1 = Fr2 |
Н |
1780 | |
Осевое усилие |
Fa1 =Fa2 |
Н |
685 |
Основными критериями работоспособности проектируемых редукторных валов являются прочность и выносливость. Они испытывают сложную деформацию - совместное действие кручения, изгиба и растяжения (сжатия). Так как напряжения в валах от растяжения небольшие, в сравнении с напряжениями от кручения и изгиба, то их обычно не учитывают.
Расчет редукторных валов произведем в два этапа: проектный (приближенный) расчет валов на чистое кручение; проверочный (уточненный) расчет валов на прочность по напряжениям изгиба и кручения.
В редукторах рекомендуется применять термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали, одинаковые для быстроходного и тихоходного валов.
Материал вала – сталь 45,
термообработка – нормализация,
твердость – 179…207 НВ,
Проектный расчет валов выполняется по напряжениям кручения (как при чистом кручении), т. е. при этом не учитывают напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета, допускаемые напряжения на кручение применяют заниженными.
Это невысокое значение принято с учётом того, что ведущий вал испытывает изгиб от натяжения плоскоременной передачи.
.
На этом конце будет крепиться шкив ременной передачи.
Диаметр шейки
= .
Необходимо согласовать диаметры ротора dдв и вала dв1. У подобранного двигателя диаметр вала может быть 42 или 48 мм. Примем dдв = 42 мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dдв = 42 мм и dв1= 32 мм.
Примем под подшипниками dП1=40 мм. Шестерню выполним за одно целое с валом.
,
принимаем .
Шестерню выполняем заодно с валом.
Длина промежуточного участка быстроходного вала цилиндрической передачи:
;
Длина посадочного конца вала:
Принимаем согласно ряду нормальных линейных размеров
Рисунок 1
Крутящий момент в расчётном сечении вала равен вращающему моменту на валу
,
Принимаем
Принимаем диаметр под зубчатым колесом dк2 = 65 мм
,
где r = 3,5 – координата фаски подшипника П3[46].
Принимаем
Длина промежуточного участка тихоходного вала:
;
Длина посадочного конца вала:
Принимаем согласно ряду нормальных линейных размеров
Принимаем
Окончательные размеры длин участков вала определяют при конструировании крышек подшипников, выбора типа уплотнения и конструировании корпуса редуктора.
Основные параметры зубчатых колес (диаметр, ширина, модуль, число зубьев и др.) определены при проектировании передачи. Конструкция колёс зависит главным образом от проектных размеров, материала, способа получения заготовки и масштаба производства.
В проектируемых приводах колеса редуктора получаются относительно небольших диаметров и их изготавливают из круглого проката или поковок. Ступицу колеса цилиндрических редукторов располагают симметрично относительно обода.
Сравнительно небольшие размеры шестерни по отношению к диаметру вала позволяют не выделять ступицу.
Длина посадочного участка
;
принимаем lст1 = 48 мм
Зубчатые цилиндрические стальные колеса малых диаметров выполняют обычно кованными, при диаметрах до 500 мм:
Диаметр ступицы
;
Длина ступицы
,
принимаем
Толщина обода
принимаем .
Толщина диска
.
Размеры корпуса определяются числом и размерами размещённых в них деталей, их относительным расположением и величиной зазора между ними. Для удобства сборки корпус выполняют разъёмным.
Плоскость разъёма проходит через оси валов, для удобства обработки располагается параллельно оси обработки. Верхняя часть крышки, служащая технологической базой для обработки плоскости разъёма, также выполняется параллельно оси валов.
Определяем по формуле:
,
где L – наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм
,
Принимаем а = 10 мм
,
принимаем
.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
верхнего пояса корпуса и пояса крышки
;
нижнего пояса корпуса
Диаметр болтов: фундаментных
; принимаем болты с резьбой М16;
крепящих крышку к корпусу у подшипников:
принимаем болты с резьбой М12;
соединяющих крышку с корпусом
Принимаем болты с резьбой М10.
Выбираем закладную крышку. Закладные крышки широко применяют в редукторах, имеющих плоскость разъема по осям валов. Эти крышки не требуют крепления к корпусу резьбовыми деталями: их удерживает кольцевой выступ, для которого в корпусе протачивают канавку. Чтобы обеспечить сопряжение торцов выступа крышки и канавки корпуса по плоскости, на наружной цилиндрической поверхности крышки перед торцом выступа желательно выполнять канавку. Размер канавки на диаметре 315 мм принимаю 8 мм.
Наружный диаметр крышки выполняют с такими отклонениями, при которых в сопряжении с корпусом крышка образует очень малый зазор, препятствующий вытеканию масла из корпуса.
Принимаю ∆ = 14 мм.
Рисунок 2
Плоские ремни применяют как простейшие, испытывающие минимальные напряжения изгиба на шкивах. Плоские ремни, позволяющие изменением ширины ремня варьировать нагрузочную способность, применяют по одному в передаче.
Достоинства ременных передач, определяющие области их применения: 1) возможность передачи движения на значительные расстояния; 2) плавность работы – смягчение толчков, бесшумность; 3) возможность работы с высокими частотами вращения; 4) малая стоимость.
Недостатки ременных передач: 1) значительные габариты – обычно в несколько раз больше, чем у зубчатых; 2) неизбежность некоторого упругого скольжения ремня; 3) повышенные силы на валы и опоры, так как для передачи сил трения нужны значительные силы прижатия и их приходится назначать по максимальной нагрузке; 4) необходимость, за редким исключением, устройств для натяжения ремня; 5) необходимость предохранения ремня от попадания масла; 6) малая долговечность ремней в быстроходных передачах.