Перевозка грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение вопроса перевозки груза железнодорожным транспортом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить правовое регулирование перевозки; 2) определить понятие перевозки и ЖД транспорта; 3) рассмотреть лицензирование перевозки грузов ЖД транспортом; 4) оценить перевозочные документы; 5) изучить понятие и основания для заключения договора перевозки грузов; 6) определить права и обязанности сторон; 7) рассмотреть завершение договора перевозки грузов ЖД транспортом; 8) изучить ответственность перевозчика и отправителя; 9) исследовать некоторые пробелы законодательства о перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…3
Общие положения о перевозке грузов железнодорожным
транспортом
Правовое регулирование перевозки………………………….……5
Понятие перевозки и ЖД транспорта………………………….…..6
Лицензирование перевозки грузов ЖД транспортом………….…8
Перевозочные документы……………………………………….…..9
Договор перевозки груза железнодорожным
транспортом
Понятие и основания для заключения договора
перевозки грузов……………………………………………………12
Права и обязанности сторон………………………………………..16
Завершение договора перевозки грузов ЖД транспортом………...23
Ответственность перевозчика и отправителя………………………25
Проблемы правового регулирования перевозки груза
на ЖД транспорте
Некоторые пробелы законодательства о
перевозке грузов железнодорожным транспортом………………31
Заключение………………………………………………………………….34
Список источников и литературы …………………

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

     Коммерческий акт, как правило, составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

     В тех случаях, когда груз поступил в пункт назначения испорченным или поврежденным, должен быть составлен акт экспертизы.

     Экспертиза  должна проводиться по инициативе перевозчика  либо по требованию грузополучателя  с обязательным участием представителя  перевозчика, так как экспертиза, проведенная без участия представителя перевозчика или грузополучателя, в случае поступления груза в пункт назначения в поврежденном состоянии считается недействительной. О проведенной экспертизе делается отметка в коммерческом акте.

     Для удостоверения иных обстоятельств оформляются акты общей формы. В отличие от коммерческого акта, оформляемого только в определенных случаях (их перечень является исчерпывающим), акт общей формы составляется как в случаях, предусмотренных правилами составления актов, так и во всех иных случаях, когда того требуют обстоятельства дела. 

  1. Ответственность перевозчика и отправителя
 

     Важнейшей обязанностью перевозчика на железнодорожном  транспорте является обеспечение сохранности  принятых для перевозки и хранения груза и грузобагажа. Согласно ст. 95 Устава железнодорожного транспорта «перевозчик несет ответственность за несохранность груза и грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю)»28.

     Общие положения об ответственности за утрату, недостачу груза установлены ст. 796 Гражданского кодекса , и уточнены ст. 95, 96 Устава железнодорожного. Уставом предусмотрено, что «перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке, в частности:

     1)в  размере объявленной стоимости  груза, сданного для перевозки  с объявлением его ценности, - в случае его утраты;2) в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невозможности восстановить поврежденный груз; 3)в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае его утраты; 4) в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданного для перевозки, с объявлением его ценности, - в случае недостачи или повреждения (порчи) груза»29.

     Коваль  отмечает, что «в действующем Уставе отсутствует, в отличие от прежнего Транспортного устава железных дорог, определение утраченного груза. Однако, исходя из содержания ст. 120 и 123 Устава, под утраченным грузом можно понимать отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо четырех месяцев - со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении»30.

     В УЖТ РФ (ст. 114) предусмотрено, что «любые предварительные соглашения железной дороги с грузоотправителями (отправителями) или грузополучателями (получателями), имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, возложенную на железную дорогу, грузоотправителей или грузополучателей, считаются недействительными, и любые отметки об этом в перевозочных документах, не предусмотренные УЖТ РФ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не имеют силы»31.

     Егиазаров В.А. полагает, что «названные нормы, содержащиеся в УЖТ РФ, не в полной мере соответствуют ст. 793 ГК РФ. Указанное несоответствие состоит в том, что установленный ГК РФ запрет на ограничение или устранение соглашением предусмотренной законом ответственности перевозчика неоправданно распространен на соглашения сторон об ограничении или устранении ответственности грузоотправителей и грузополучателей. Кроме того, по версии УЖТ РФ, указанный запрет охватывает и случаи, когда ответственность установлена не только законом, но и "нормативными правовыми актами" (при этом имелись в виду правила перевозок, утверждаемые Министерством путей сообщения РФ), хотя в соответствии с ГК РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов может быть установлена исключительно федеральным законом (ГК РФ, транспортными уставами и кодексами)»32

     Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов пишут: "Общим  условием ответственности перевозчика  за утрату, недостачу или порчу  груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и отвечающих на началах риска"33. Такой же позиции придерживаются Т.Е. Абова , В.А. Егиазаров  и некоторые другие авторы.

     Согласно ст. 95 Устава «ответственность перевозчика за несохранность груза наступает только при наличии его вины»34. «Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину перевозчика в несохранности груза. Перевозчик, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза, должен доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело»35.

     Также перевозчик несёт ответственность  за неподачу транспортных средств, а  отправитель за неиспользование  поданных транспортных средств.

       В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.

     Основаниями для ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки являются: 1) неиспользование поданных вагонов, контейнеров; 2) неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон;3)отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров; 4) отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.

     Основанием  для возникновения ответственности  перевозчика за невыполнение принятой заявки является неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, непригодных для перевозок грузов.

     Ст. 94 УЖТ РФ по размеру санкций, применяемых  при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставит обе стороны - грузоотправителя и перевозчика - в равное положение. Как к грузоотправителю, так и к перевозчику за совершенное правонарушение применяются равные санкции.   И все эти санкции связаны с применением к сторонам штрафа.

     «Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки вследствие:1) обстоятельств непреодолимой силы, военных действий;2) прекращения или ограничения погрузки грузов 3) неподачи перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за осуществленные перевозки грузов 4) неподачи под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами»36.

     Перевозчик  также несёт ответственность  за просрочку доставки груза. Просрочка  доставки груза влечет за собой обязанность  перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

     Ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что «перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза»37.

     Общей предпосылкой ответственности за просрочку  доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

     Вместе с тем на железнодорожном транспорте конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что «железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги»38.

     Подводя итог выше написанному, необходимо ещё раз отметить, что легальное определение и понятие договора перевозки груза дается ГК РФ, согласно которому по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу , а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

     Заключение  договора перевозки грузов требует  наличия определенных организационных  предпосылок. Это заявка (заказ) и договор об организации перевозок грузов. Договор перевозки груза ЖД транспортом считается завершенным в момент прибытия груза на станцию назначения и выдачи груза грузополучателю. Каждой стороне необходимо чётко знать и осуществлять права и обязанности, чтобы не понести ответственность, которая может осуществляться в виде штрафа носящего характер исключительной неустойки или в определённом ином размере.  
 
 
 

  1. Проблемы  правового регулирования перевозки  груза на ЖД транспорте
 
    1. Некоторые пробелы законодательства о перевозке  грузов железнодорожным транспортом
 

       УЖТ установлены сроки, в течение которых перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку и возвратить ее грузоотправителю, однако эти сроки не всегда соблюдаются. На практике также нередки случаи необоснованного отказа от приема или согласования поданной заявки.

     Между тем ответственность за нарушение  сроков согласования заявки, необоснованный отказ в приеме или отказ в  согласовании заявки законом не установлены.

     В ст. 11 УЖТ РФ установлено право обжалования только отказа в согласовании заявки в судебном порядке, однако с учетом сроков рассмотрения дел в арбитражных судах и требований рыночной экономики (необходимость, например, перевезти груз сегодня, а не завтра) данная норма не всегда находит применение на практике. О.В. Русяева в своей статье приводит следующий пример «отказ перевозчика в согласовании заявки на подачу вагонов под погрузку и поставку елок к новогоднему празднику: вынесение судебного акта о признании неправомерными действий перевозчика, отказавшего в декабре в согласовании заявки или нарушившего сроки согласования заявки, в марте теряет смысл39

     Также О.В Русяева утверждает, что «отсутствие  установленной законом ответственности  за указанные нарушения порождает, с одной стороны, злоупотребление правом и безнаказанность неправомерных действий перевозчика, с другой стороны, беззащитность пользователей услугами железнодорожного транспорта»40.

     Подлежат  переоценке и доработке нормы, регулирующие отношения сторон, вытекающие из нарушения перевозчиком сроков доставки грузов.

     По  договору перевозки и в соответствии со ст. 33 УЖТ РФ «перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в установленные сроки, исчисленные в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

     В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ перевозчик уплачивает пени за просрочку доставки груза, если не докажет, что просрочка произошла по причинам, установленным ст. 29 УЖТ РФ (обстоятельства непреодолимой силы). Бремя доказывания наличия таких обстоятельств лежит на перевозчике. Вина перевозчика презюмируется»41.

<

Информация о работе Перевозка грузов железнодорожным транспортом