Перевозка грузов железнодорожным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение вопроса перевозки груза железнодорожным транспортом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить правовое регулирование перевозки; 2) определить понятие перевозки и ЖД транспорта; 3) рассмотреть лицензирование перевозки грузов ЖД транспортом; 4) оценить перевозочные документы; 5) изучить понятие и основания для заключения договора перевозки грузов; 6) определить права и обязанности сторон; 7) рассмотреть завершение договора перевозки грузов ЖД транспортом; 8) изучить ответственность перевозчика и отправителя; 9) исследовать некоторые пробелы законодательства о перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…3
Общие положения о перевозке грузов железнодорожным
транспортом
Правовое регулирование перевозки………………………….……5
Понятие перевозки и ЖД транспорта………………………….…..6
Лицензирование перевозки грузов ЖД транспортом………….…8
Перевозочные документы……………………………………….…..9
Договор перевозки груза железнодорожным
транспортом
Понятие и основания для заключения договора
перевозки грузов……………………………………………………12
Права и обязанности сторон………………………………………..16
Завершение договора перевозки грузов ЖД транспортом………...23
Ответственность перевозчика и отправителя………………………25
Проблемы правового регулирования перевозки груза
на ЖД транспорте
Некоторые пробелы законодательства о
перевозке грузов железнодорожным транспортом………………31
Заключение………………………………………………………………….34
Список источников и литературы …………………

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

     г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением перевозок грузов, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;

     д) повышение квалификации лица, ответственного за организацию перевозок грузов, а также работников лицензиата, деятельность которых связана с движением поездов, не реже 1 раза в 5 лет;

     Лицензия  выдается на каждый вид деятельности Федеральной службой по надзору  в сфере транспорта.

     Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий  орган заявление и документы (копии  документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также некоторые копии, которые также установлены этим ФЗ. 

  1. перевозочные  документы
 

     В соответствии со ст. 25 «Устава железнодорожного транспорта РФ» «при предъявлении груза для перевозки железнодорожным транспортом грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы»10.

     Перевозочный  документ – транспортная железнодорожная  накладная  состоит из четырех  листов: лист 1 – оригинал накладной; лист 2 – дорожная ведомость; лист 3 – корешок дорожной ведомости; лист 4 – квитанция о приеме груза.

     От  правильного заполнения накладной  во многом зависит сохранность грузов и выполнение сроков его доставки. Кроме того, точное составление накладной  способствует обеспечению безопасности движения поездов, ускорению оборота вагонов и правильности расчетов за перевозки.

     Дорожная  ведомость — документ расчетно-финансового значения — содержит данные о сроке доставки груза, о проследовании пунктов перехода с дороги на дорогу. На станции назначения получатель расписывается в ней в получении груза. По дорожным ведомостям определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов. Имеет важное значение, так как в случае утраты оригинала накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

     Квитанция в приеме груза — юридический  документ, подтверждающий прием дорогой  груза к перевозке от отправителя, которому она выдается.

     Корешок дорожной ведомости служит основным документом для определения платы за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. Он остаётся у перевозчика.

     Необходимо  помнить, что подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика. Порядок обеспечения перевозчиком грузоотправителя бланками перевозочных документов определяется соглашением сторон

     Также существует возможность оформить перевозочные документы в электронном виде, при этом составляется электронная транспортная железнодорожная накладная. Она составляется: 1)грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными документами между грузоотправителем и перевозчиком; 2) перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной; 3)грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком.

     Итак, подводя итог, необходимо отметить, что отношения, вытекающие из перевозки грузов ЖД транспортом, регулируются N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также отдельными правилами. Общие же положения о перевозке грузов регулируются ГК РФ. 

     Необходимо учитывать, что перевозку грузов железнодорожным транспортом можно осуществлять только на основании лицензии, полученной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 134 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте». Также, при предъявлении груза для перевозки грузоотправителю необходимо представить на каждую отправку груза транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы.

  1. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом
 
 
  1. Понятие и  основания для заключения договора перевозки грузов.

      
          Легальное определение и понятие договора перевозки груза дается в
п. 1 ст. 785 ГК РФ, согласно которому «по договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату»11.

     Сторонами договора перевозки являются перевозчик и отправитель груза (грузоотправитель).

     В связи со структурным преобразованием  отрасли железнодорожного транспорта действующие железные дороги лишились статуса юридического лица и стали  филиалами ОАО "РЖД". «В качестве перевозчика на железнодорожном транспорте и стороной по договору перевозки может выступать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию, которые приняли на себя по договору перевозки обязанность доставлять пассажира, вверенный им для перевозки груз, грузобагаж, багаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдавать их управомоченному на получение лицу»12 .

     Другой  стороной перевозки груза является отправитель (грузоотправитель). Им является лицо, которое заключило договор перевозки от своего имени либо от имени другого лица. В качестве отправителя может выступать и не собственник груза. Часто отправителем груза является экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени, однако данные обстоятельства не имеют правового значения для прав этих лиц на заключение договора перевозки груза, поскольку распоряжение грузом не происходит, а имеет место лишь перевозка, а не распоряжение груза.

     А.В. Коваль указывает на то, что «необходимо чётко понимать понятие договора перевозки груза, так как на практике часто возникает вопрос о разграничении отношений перевозки и других сопутствующих им правоотношений.

     Например, клиенты железных дорог считают, что в перевозку входят и доставка груза до железнодорожной платформы, и обеспечение хранения груза, как до принятия груза, так и после выдачи груза грузополучателю, смежных услуг по охране и т.д.

     Однако  данные мнения возникают в результате неправильного толкования ст. 785 ГК РФ и ст. 25 УЖТ РФ, согласно которым договор считают заключенным с момента составления накладной и проставления штампа о приемке груза к перевозке и до выдачи его грузополучателю. С этого момента отношения по перевозке считаются оконченными, и на перевозчике не лежит ответственность за груз и дополнительные обязанности. Также не лежит ответственность на перевозчике и до проставления штампа о приемке груза к перевозке»13.

     Данные  обстоятельства имеют значение при  определении лица, ответственного за несохранность груза, его утрату или повреждение, соблюдение обязательного  претензионного порядка и сроков предъявления претензии.

     Заключение  договора перевозки грузов требует  наличия определенных организационных  предпосылок.

     Это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов.

     1.) При выполнении обязательств  по перевозке грузов с участием  грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

     Заявка  является важнейшим средством организации  перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. «Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов, и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты»14.

     Так как договор перевозки является публичным, особенностью в порядке  подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖД  основания, когда перевозчик имеет  право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказ возможен в случаях: «1) введения согласно ст. 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза; 2) отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза; 3) обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; 4)в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами»15.

     В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием  причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.

     В судебной практике имеются случаи, когда клиентом в соответствии с  поданной заявкой подается заказ  на большее число вагонов, а в  момент подачи вагонов выясняется, что часть вагонов клиентом не востребована и не использована, при этом клиент ссылается на различные обстоятельства, например подача другой категории вагонов (вместо полувагонов - универсальных платформ), непригодность вагонов в коммерческом отношении и др.

     В связи с этим примечателен пример, когда решением Арбитражного суда Архангельской области были удовлетворены требования ОАО "РЖД" о взыскании штрафа за невыполнение принятой заявки ООО "Подюгалес", поскольку вместо поданных под погрузку 80 вагонов было отгружено 53 вагона. Обращаясь в суд кассационной инстанции, заявитель в жалобе ссылался на то, что железной дорогой были поданы под погрузку вместо заказанных полувагонов универсальные платформы, от приемки которых грузополучатель отказался ввиду того, что объем грузоперевозок в универсальных платформах меньше на 30%.

     Отказывая в жалобе, суд кассационной инстанции  указал, что за неиспользование поданных по принятой заявке вагонов установлена  ответственность грузоотправителя (ст. 794 ГК РФ, ст. 94 УЖТ РФ). Судом же был установлен факт неиспользования ООО "Подюгалес" 27 вагонов, что подтверждается учетной карточкой, и отказ представителя ответчика от подписания учетной карточки и актов общей формы, которые были составлены по факту неподписания учетной карточки. Утверждения ответчика о том, что железной дорогой вместо полувагонов были поданы универсальные платформы, что послужило основанием для отказа от погрузки, правомерно отклонены, поскольку эти обстоятельства не подтверждены.

     При возникновении споров в связи  с отказом грузоотправителя от выполнения заявки необходимо требовать от грузоотправителя представлять свои возражения в учетной карточке, а при отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки - в обязательном порядке составлять акт общей формы.

     2.) Другой правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов.

     Статья 798 ГК РФ предусматривает, что «перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок»16. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

     Долгосрочный  договор об организации перевозок  грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки  грузов), на какой срок они будут  заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер. 

  1. Права и  обязанности сторон
 

Информация о работе Перевозка грузов железнодорожным транспортом