Особенности установления условий труда водителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести комплексное исследование вопросов, касающихся особенностей регулирования труда работников автотранспорта.
Задачи курсового исследования. Поставленная цель определила выполнение следующих задач:
показать особенности регулирования труда работников транспорта;
исследовать особенности использования труда водителей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1 Общие положения о труде работников автотранспорта….…………..6
Нормативное регулирование……………………….……………………....6
Особенности приема на работу водителей……………………………….12
Глава 2 Особенности установления условий труда водителей……………...16
2.1 Рабочее время и время отдыха……………………………………………16
2.2 Перевод и увольнение……………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………28

Файлы: 1 файл

kursovaya_ispravlena.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Что касается времени отдыха, то водителям должны быть предоставлены все виды времени отдыха, предусмотренные ст. 107 ТК РФ.

Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), и в нерабочий праздничный день, являющийся нерабочим по графику работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, по письменному распоряжению работодателя в следующих случаях: 
- с письменного согласия работника при необходимости выполнения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя; 
- без письменного согласия работника для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия и в других случаях, предусмотренных ч.3ст. 113 ТК РФ; 
- с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в иных, не указанных здесь случаях.

В нерабочие праздничные дни также допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск водителям АТС предоставляется продолжительностью не менее 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), а в отдельных случаях должен быть предоставлен и дополнительный отпуск: 
1. Если водители проживают или работают в районах Крайнего Севера, то они имеют право и на дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, а если труд на основе трудового договора осуществляется в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то продолжительность дополнительного отпуска будет составлять 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ). 
2. В том случае, если водитель работает в режиме ненормированного рабочего дня, то дополнительно к основному отпуску он приобретает право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск согласност. 119 ТК РФ, который не может быть менее трех календарных дней. 
3. В настоящее время также необходимо учитывать постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», в котором закреплено право: водителя автомобиля регулярных линий на дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней; водителя автомобиля медицинской помощи и санитарной машины – 6 рабочих дней; водителя автомобиля, в т.ч. специального (кроме пожарного), грузо-подъемностью от 1,5 до 3 тонн – 6 рабочих дней, а от 3 тонн и выше – 12 рабочих дней; водителя автомобиля, занятого вождением легкового такси, при работе в городах республиканского, краевого, областного подчинения и на международных трассах – 6 рабочих дней.

 

 Эффективное правовое регулирование труда работников автомобильного транспорта во многом базируется на соблюдении работодателями в сфере дорожного транспорта норм по охране труда. В частности, согласно п. 2.3.1.10 Постановления от 12.05.03 № 28работодатели не имеют права заставлять водителя выезжать на АТС, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не соответствуют требованиям охраны труда, а согласно п. 2.3.2.5 работодатели обязаны оборудовать отапливаемые помещения для отдыха водителей, включая установку умывальника, устройства питьевого водоснабжения, кипятильника, туалета, аптечки, а также оборудовать место для приема пищи и отдыха.

Таким образом, только комплексное соблюдение норм рабочего времени, времени отдыха, правил по охране труда и будет способствовать действенному правовому регулированию труда многочисленных работников автомобильного транспорта, осуществляющих свою трудовую деятельность в интересах всего населения РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Перевод и увольнение

 

Перевод на другую работу – это изменение существенных условий трудового договора. Существенными условиями являются все непосредственно оговоренные в письменном тексте необходимые условия трудового договора, без которых стороны не смогли бы прийти к соглашению о его заключении, а также производные, предусмотренные законодательством о труде.

Из всех известных видов постоянных переводов в автотранспортных организациях применяется, как правило, два: перевод в той же организации; перевод в другую организацию в той же местности. Перевод в той же организации обычно вызывается необходимостью замены уволенного водителя. При этом работник направляется на повторную стажировку с учетом особенностей того транспортного средства, на которое его переводят, и в связи с необходимостью освоения нового маршрута. Стажировка, как правило, проводится один день для того, чтобы водитель автобуса запомнил новый маршрут движения, на обслуживание которого его переводят. С работником перезаключается трудовой договор с учетом нового транспортного средства. Такова, например, практика автотранспортных организаций г. Томска и г. Лесосибирска. Работодатель при переводе водителя автобуса на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не обслуживал его более 6 месяцев, обязывает его в течение не менее двух часов изучить маршрут.

Временный перевод в другую автотранспортную организацию проводится обычно в случае, если возникает производственная необходимость. К производственной необходимости следует отнести такие обстоятельства, которые содержатся в ст. 74 ТК РФ в качестве оснований временного перевода работника, как-то: замена временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы; выполнение временных (до двух месяцев) работ.

В соответствии с ч.2 ст. 72 ТК РФ водитель автобуса может быть переведен на другую работу на основании медицинского заключения. В этом случае трудовой договор с ним должен быть перезаключен, поскольку, как правило, изменяется его трудовая функция. Водителя, не прошедшего медицинскую комиссию, нельзя перевести на другой автобус. Статья 182 Трудового кодекса РФ закрепляет правило, в соответствии с которым при переводе работника, нуждающегося по медицинскому заключению в предоставлении другой работы, на другую постоянную ниже оплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется в течение одного месяца средний заработок по прежнему месту работы. При отказе работника от такого перевода либо отсутствие в организации соответствующей работы, трудовой договор с водителем автобуса прекращается на основании п. 8 ст. 77 ТК РФ.

Перевод водителя автобуса для предотвращения простоя (в связи с неисправностью его автобуса, отсутствием работы по специальности) на ремонт и техническое обслуживание автобусов может иметь место только с письменного согласия водителя (ч.3 ст. 74 ТК РФ), поскольку в данном случае речь идет о переводе на другую работу, требующую от водителя иной профессии, квалификации.

В соответствии с ч.1 ст. 74 ТК РФ временный перевод работника на другую работу в связи с производственной необходимостью возможен лишь в пределах той организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе и при отсутствии противопоказаний работнику по состоянию здоровья, а также соответствия новой работы его квалификации.

В автотранспортных организациях профком, как правило, самоустраняется от выполнения своей защитной функции и в случае конфликта оставляет работника один на один с работодателем. Поэтому в диссертации предложено ч.1 ст.74 ТК РФ дополнить следующей нормой: «Во всех случаях перевода по производственной необходимости работодатель обязан уведомить выборный профсоюзный орган в письменной форме о переводе работника на другую работу, о сроке перевода и предоставить обоснование законности такого перевода. Выборный профсоюзный орган обязан оспорить незаконный перевод работника в порядке, предусмотренном ст. 370, ст.391 ТК РФ».

Женщины в автотранспортные организации могут приниматься водителями на любой вид транспорта, в том числе и автобус. Предоставление беременной женщине – водителю автобуса другой работы в автотранспортных организациях крайне затруднительно. Она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя (ч.2 ст. 254 ТК РФ). Как правило, не каждый водитель знает о данной норме, что дает работодателю право увольнять женщин – водителей автобусов на том основании, что в автотранспортном предприятии нет возможности перевести ее для выполнения более легкой работы. В АТП г. Читы женщине – водителю в состоянии беременности обычно предлагается перейти на неполный рабочий день с сохранением ее прежнего среднего заработка.

В интересах усиления защиты трудовых прав и интересов беременной женщины ч. 1 ст. 254 ТК РФ необходимо сформулировать следующим образом: «Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу с учётом их профессии (специальности), исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением заработка по прежней работе. В тех же случаях, когда такой работы в организации нет, за беременной женщиной сохраняется средний заработок за всё время освобождения её от работы за счет средств работодателя».

Перемещение водителя с грузового автомобиля на автобус считается переводом на другую работу. Речь идет об изменении рода работы, трудовой функции водителя. Работа на грузовом автомобиле связана с перевозкой груза, а не пассажиров. Однако, на автотранспортном предприятии г. Читы такого рода переводы именуются в приказах не переводом, а перемещением и производятся без письменного согласия водителя, что является нарушением ч.1 ст. 72 ТК РФ. Не считается переводом на другую работу и не требует согласия водителя автобуса, перемещение его в той же организации на другой автобус той же марки, в другое структурное подразделение автотранспортной организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и иных существенных условий трудового договора (ч.3 ст. 72 ТК РФ). Отказ водителя от перемещения в АТП рассматривается как нарушение дисциплины труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

Транспортные средства – это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.

Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

В ч. 2 ст. 328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.

Трудовым кодексом РФ (ст. 213) установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры.

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя.

Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.

При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные акты

  1. 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант-Плюс»
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 2002. -  N 1 (ч. 1). - ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 1. - ст. 17.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-2002.- №1 (ч.1).- ст.3; Российская газета.-2008.- 31 дек.
  4. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ. – 2009. – №1. – ст.21.
  5. О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 № 127-ФЗ  [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - ст. 3805; Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 1. - ст. 17.
  6. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: приказ Минздрав РФ от 12 апреля 2011 года № 302н; [ред. От 05.12.14] // (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2015, № 0001201502050008).
  7. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004.№15 //Российская газета.-2004.- 21 авг.

Информация о работе Особенности установления условий труда водителей