Особенности установления условий труда водителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – провести комплексное исследование вопросов, касающихся особенностей регулирования труда работников автотранспорта.
Задачи курсового исследования. Поставленная цель определила выполнение следующих задач:
показать особенности регулирования труда работников транспорта;
исследовать особенности использования труда водителей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1 Общие положения о труде работников автотранспорта….…………..6
Нормативное регулирование……………………….……………………....6
Особенности приема на работу водителей……………………………….12
Глава 2 Особенности установления условий труда водителей……………...16
2.1 Рабочее время и время отдыха……………………………………………16
2.2 Перевод и увольнение……………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………28

Файлы: 1 файл

kursovaya_ispravlena.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»3.

Таким образом, существование международных стандартов нацеливает национальные трудовые законодательства, включая, безусловно, и российское трудовое законодательство, на необходимость учета особенностей условий труда выделенной категории работников, что обуславливается повышенной опасностью и непосредственно связанной с ней ответственностью за собственную безопасность, безопасность окружающих, пассажиров, пешеходов и иных участников дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности приема на работу водителей

 

Важнейшей функцией руководителя любой организации являются правильный подбор персонала, грамотное и полное документирование трудовых отношений с работниками.

При приеме на работу работодатель имеет право требовать только те документы, которые указаны в ТК РФ или в иных законодательных актах. Запрещается требовать предъявления документов, не предусмотренных трудовым законодательством.

Если физическое лицо поступает на работу, непосредственно связанную с движением автомобильных транспортных средств (автобуса, наземного электрического пассажирского транспорта, автомобиля), в качестве водителя, оно обязано предъявить работодателю (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) документы, перечень которых установлен в ст. 65 ТК РФ: 
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; 
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 
- документы воинского учета; 
- документ о наличии специальных знаний и о квалификации (водительское удостоверение с указанием соответствующей категории).

Следует особо подчеркнуть, что водитель не может быть принят на работу без документа о наличии специальных знаний и о квалификации (водительского удостоверения), а при представлении подложных документов работодатель вправе уволить работника вследствие нарушения установленных правил заключения трудового договора (ст. 84 ТК РФ), так как это исключает саму возможность продолжения работы в качестве водителя транспортного средства.

Помимо требований, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, требует от работника прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч. 1 ст. 328 ТК РФ). 

Так, согласно ст. 26 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗводители всех транспортных средств, включая и автомобильные дорожные средства, должны получить предварительную профессиональную подготовку, которая завершается сдачей квалификационного экзамена и получением водительского удостоверения с присвоением соответствующей категории («А», «В», «С», «Д», «Е»), указывающей на уровень квалификации водителя и возможность управления определенными транспортными средствами.

Важной составляющей процесса приема на работу водителя автомобильного средства является прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.04 № 83, где п. 17 предусмотрены работы по непосредственному управлению транспортными средствами. Это обусловлено тем, что одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров (обследований). В процессе прохождения медицинского осмотра (обследования) должно быть выявлено соответствие состояния здоровья работников поручаемой работе. При этом работодатели всех организационно-правовых форм и форм собственности – владельцы транспортных средств – обязаны соблюдать гарантии, предусмотренные в трудовом законодательстве для работников, направляемых на медицинский осмотр (обследование). Указанные гарантии заключаются в том, что на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ (в данном случае в соответствии со ст. 328 ТК РФ) проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.

С целью выявления противопоказаний или ограничений к водительской деятельности ст. 23 Закона от 10.12.95 № 196-ФЗ установлено: 
1) обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств; 
2) обязательное проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Таким образом, прохождение медицинского осмотра (обследования) является обязательным условием допуска к работе по управлению автомобильным транспортным средством, и, следовательно, отказ от прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), а также отрицательные выводы комиссии о состоянии здоровья конкретного физического лица, поступающего на работу в качестве водителя, будут правомерным основанием для отказа в заключении трудового договора.

В настоящее время следует уделять внимание не только физическому, но и психологическому состоянию работника, которые в совокупности и составляют здоровье физического лица.

Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 695. Среди видов профессиональной деятельности, связанных с повышенной опасностью, в Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 28.04.93 № 377, включены работы, непосредственно связанные с движением транспорта.

И, наконец, следует учитывать, что работа на транспорте входит в Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.00 № 163. В частности, в данном Перечне указаны работы, выполняемые по профессиям «водитель автомобиля», «водитель троллейбуса». 

Таким образом, работник автомобильного транспорта должен: 
1) достичь возраста восемнадцати лет; 
2) получить соответствующую профессиональную подготовку; 
3) пройти профессиональный отбор непосредственно работодателем; 
4) пройти обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование); 
5) пройти обязательное психиатрическое освидетельствование.

 

 

Глава 2 Особенности установления условий труда водителей

2.1 Рабочее время и время отдыха

 

Наибольшие проблемы в правовом регулировании трудовых отношений работников автомобильного транспорта вызывает нормирование, а также учет рабочего времени и времени отдыха, так как именно несоблюдение установленных в российском законодательстве нормативов влечет за собой аварийные ситуации на дорожном транспорте с участием водителей самых разнообразных автотранспортных средств.

Например, в средствах массовой информации нередко сообщается, что половина всех дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой гибель пассажиров при их перевозках автомобильным транспортом, происходит по вине водителя, заснувшего за рулем автотранспортного средства (АТС), т.е. из-за так называемого «микросна» вследствие физиологической усталости.

Положение от 20.08.04 № 15устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ.

Для водителей такси, как правило, устанавливается сменный режим рабочего времени, так как перевозки пассажиров осуществляются непрерывно в связи с необходимостью круглосуточного обслуживания населения, и данный процесс не может быть приостановлен по техническим и технологическим причинам. Основу сменного режима рабочего времени составляют графики сменности, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников.

Сменная работа таксистов осуществляется в две, три или четыре смены, что требует, во-первых, суммированного учета рабочего времени и соблюдения установленных нормативов (в частности, чередования смен с соблюдением междусменного перерыва), а во-вторых, в настоящее время работодатели в большинстве случаев не учитывают, что водители, работающие в вечернее и ночное время, имеют право на соответствующие доплаты за повышенную интенсивность труда. Данные доплаты в настоящее время можно производить с учетом разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.05.87 № 14/14-38 «О порядке применения доплат и предоставления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194».

 

  И, наконец, водителям АТС как работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ). К сожалению, на практике во многих транспортных организациях данная норма нарушается, и работник в дневное время, например, осуществляет перевозки грузов, а в вечернее и ночное время работает (по внутреннему совместительству) водителем такси с целью увеличения материального источника средств к существованию, что связано с низким уровнем заработной платы по основному месту работы. Безусловно, подобные факты и влекут за собой аварийные ситуации на дорогах, так как водители в силу усталости и ослабленного физиологического состояния не могут выполнять свою трудовую функцию надлежащим образом без соответствующего отдыха.

В настоящее время водители такси, осуществляющие перевозки пассажиров, как работники в основном состоят в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями или частными коммерческими организациями, при этом одним из условий заключения трудового договора с водителем является наличие у него собственного АТС. В связи с этим следует иметь в виду, что в ТК РФ установлено право работника на возмещение расходов при эксплуатации личного имущества, в частности личного транспорта, при использовании которого с согласия или ведома работодателя и в его интересах должна выплачиваться денежная компенсация за использование, износ (амортизацию) АТС с выплатой всех расходов, связанных с его эксплуатацией. Между тем практика показывает, что подобные компенсационные выплаты водителям личного автотранспорта, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров и состоящим в трудовых отношениях с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производятся работодателями крайне редко.

Следует учитывать, что рабочее время водителя АТС не связано только с управлением транспортным средством; оно включает в себя: 
- непосредственно время управления автомобилем; 
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; 
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; 
- время для медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; 
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; 
- время простоев не по вине водителя; 
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

- время охраны  груза и автомобиля во время  стоянки на конечных и промежуточных  пунктах при осуществлении междугородных  перевозок в случае, если такие  обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем;

- время присутствия  на рабочем месте водителя, когда  он не управляет автомобилем  при направлении в рейс двух  водителей.

Все перечисленные виды календарного времени, использующиеся по целевому назначению, относятся к рабочему времени и подлежат оплате, так как согласно определению сущности рабочего времени в него включаются не только периоды, когда работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, но и иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).

Информация о работе Особенности установления условий труда водителей