Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 04:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести комплексное исследование вопросов, касающихся особенностей регулирования труда работников автотранспорта.
Задачи курсового исследования. Поставленная цель определила выполнение следующих задач:
показать особенности регулирования труда работников транспорта;
исследовать особенности использования труда водителей;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1 Общие положения о труде работников автотранспорта….…………..6
Нормативное регулирование……………………….……………………....6
Особенности приема на работу водителей……………………………….12
Глава 2 Особенности установления условий труда водителей……………...16
2.1 Рабочее время и время отдыха……………………………………………16
2.2 Перевод и увольнение……………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Общие положения о труде работников автотранспорта….…………..6
Глава 2 Особенности установления условий труда водителей……………...16
2.1 Рабочее время и время отдыха……………………………………………16
2.2 Перевод и увольнение……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………28
ВВЕДЕНИЕ
Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.
В настоящее время трудовое право решает сложные и ответственные задачи, касающиеся реализации Трудового кодекса РФ, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня и нацеленного на перспективу.
Государство уделяет большое внимание регулированию труда, закрепляя в законах и иных нормативных правовых актах условия и порядок его применения и использования, гарантии прав и интересов сторон трудовых отношений, прежде всего работников как основных носителей способности к труду.
Современный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) невозможен без использования транспорта. Нередко именно от него зависит конечный финансовый результат работы организации.
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.
Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.
К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.
Транспортные средства – это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
Регулирование труда работников транспорта имеет свою специфику.
Вышесказанное определяет актуальность темы курсового исследования.
Объект – общественные отношения в сфере труда.
Предмет – нормы трудового права, регулирующие особенности труда работников автотранспорта.
Цель данной курсовой работы – провести комплексное исследование вопросов, касающихся особенностей регулирования труда работников автотранспорта.
Задачи курсового исследования. Поставленная цель определила выполнение следующих задач:
Методы исследования:
Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, учебная литература, материалы по теме, опубликованные в периодической печати таких авторов, как: Л.Н. Анисимов, А.А. Батяев, Е.А. Ершова, Г.А. Корнийчук, Ф.Н. Филина, Ю.В. Харитонова и др.
Структура работы определена содержанием темы, задачами и целью курсового исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Общие положения о труде работников автотранспорта
1.1 Нормативное регулирование
Специфика деятельности любого вида транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного) обуславливает особенности правового регулирования трудовых отношений в соответствующих транспортных организациях.
Автомобильный транспорт занимает весьма значительное место в объеме перевозок, осуществляемых в РФ, причем отмечаются тенденции к его постоянному развитию и обновлению. Увеличение объема автотранспорта влечет за собой необходимость еще более строгого регулирования труда лиц, непосредственно осуществляющих перевозки на внутрирайонных, городских, межрегиональных и международных маршрутах.
Существующее разнообразие владельцев транспортных средств, во-первых, повлекло за собой необходимость дифференцированного правового регулирования с учетом организационно-правовых форм хозяйствования и форм собственности, сложившихся в общественном производстве современной России. Во-вторых, требуется четкое правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха, так как работа автомобильного транспорта протекает, как правило, в непрерывном режиме. В-третьих, повышенные требования к исполнению работниками автомобильного транспорта своих трудовых обязанностей, знанию правил дорожного движения, правил техники безопасности, технических инструкций по обслуживанию технических средств требуют надлежащего контроля и надзора за деятельностью владельцев транспортных средств, а также применения мер дисциплинарной и материальной ответственности к работникам транспорта, совершающим трудовые правонарушения.
Международная организация труда (МОТ) создала определенные международные стандарты правового регулирования труда дорожных транспортных работников, которые должны учитываться в нормах национального законодательства о труде, и в частности в нормах трудового законодательства России. Прежде всего это касается терминологической сущности понятий, используемых применительно к дорожному транспорту.
Согласно Конвенции МОТ № 67 «О продолжительности рабочего времени и отдыха на дорожном транспорте» 1939 г. (далее – Конвенция № 67) термин «перевозочное средство дорожного транспорта» относится ко всем перевозочным средствам, являющимся государственной или частной собственностью, движимым механической силой, в т. ч. к трамваям и троллейбусам, к прицепам с моторизованной тягой, которые обеспечивают перевозку по общественным путям пассажиров или товаров за плату или же для обеспечения собственных нужд тех предприятий, которые используют перевозочное средство (п. 2 ст. 1).
В центре внимания МОТ при создании международных стандартов для работников дорожного транспорта находятся нормы о продолжительности рабочего времени и отдыха. При этом расшифровывается сущность выражения «продолжительность рабочего времени»: это означает время, в течение которого данные лица находятся в распоряжении предпринимателя или других лиц, имеющих право требовать от них услуг. При этом продолжительность рабочего времени состоит из времени, посвященного работе, выполняемой при пробеге перевозочного средства; времени, затраченного для выполнения вспомогательной работы; периодов простого присутствия (дежурства); промежуточных периодов отдыха или перерыва в работе, допустимая продолжительность которых устанавливается компетентным органом власти (п. «а» ст. 4 Конвенции № 67)1.
Конвенция МОТ № 153 «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» 1979 г. значительно углубляет основы правового регулирования транспортных работников и их дифференциацию, уточняя, что международные нормы должны применяться к водителям, работающим по найму либо на предприятиях, занятых перевозками для третьих сторон, либо на предприятиях, перевозящих грузы или пассажиров за свой счет на автомобилях, используемых профессионально для внутренних или международных автомобильных перевозок товаров или пассажиров.
Рекомендация МОТ № 161 «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» 1979 г. в разделах с IV по X определяет:
нормальную продолжительность
рабочей недели на дорожном транспорте
(40 часов в неделю); нормальную продолжительность
рабочего дня:
- в среднем 8 часов;
- при неравномерном распределении рабочего
времени по разным дням недели – не более
10 часов;
- при включении продолжительных периодов
ожидания (присутствия) – не более 12 часов
в день; максимальный период непрерывной
работы (5 часов); продолжительность вождения
без перерыва (не более 4 часов); ежедневный
отдых (не менее 11 последовательных часов
в течение любого 24-часового периода, считая
с начала рабочего дня); продолжительность
минимального еженедельного отдыха (24
последовательных часа, которым предшествует
или за которыми следует ежедневный отдых).
При этом увеличение продолжительности вождения и сокращение продолжительности отдыха возможны только в виде временных исключений: при несчастном случае, неисправности, непредвиденной задержке, перебоях в обслуживании или приостановке дорожного движения, в случае чрезвычайных обстоятельств, а также в случае срочной и исключительной необходимости обеспечить работу коммунальных служб.
В России нормативно-правовое регулирование труда работников автомобильного транспорта осуществляется на основе норм Трудового кодекса РФ; Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон от 10.12.95 № 196-ФЗ); Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение от 20.08.04 № 15); Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утв. приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»; постановления Правительства РФ от 23.09.02 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (далее – Постановление от 23.09.02 № 695) и т. д.
В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.
Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития2.
Существенное значение в правовом регулировании труда работников автомобильного транспорта имеет постановление Правительства РФ от 30.10.06 № 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Для соблюдения техники безопасности и иных норм по охране труда необходимо, чтобы все организации с любой формой собственности и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию и сертификат, следовали Правилам, установленным в постановлении Минтруда России от 12.05.03 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» (далее – Постановление от 12.05.03 № 28). На основании данных правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий.
Кроме того, в каждом субъекте Федерации разрабатываются соответствующие нормативные акты, учитывающие развитие транспортной инфраструктуры соответствующего региона.
Например, в Оренбургской области, являющейся одним из субъектов РФ, действует Закон Оренбургской области от 05.07.01 № 259/295-II-03 «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области». На его основе осуществляется координация транспортной политики в целях обеспечения безопасности дорожного движения, защиты жизни и здоровья пассажиров на пригородных и международных маршрутах на территории области.
Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
Информация о работе Особенности установления условий труда водителей