Особенности конкуренции в мировой автомобильной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 21:56, доклад

Краткое описание

Как показывает проведенный анализ, мировой автопром представляет собой сложную взаимосвязанную совокупность рынков производителей готовых автомобилей, автокомпонентов, продукции предприятий смежных отраслей, сетей продаж автомобилей и комплектующих, и сетей автосервиса автомобилей, находящихся в эксплуатации. В последние годы наряду с традиционными авторынками (США, Европа, Япония) появились новые растущие авторынки в Китае, России, Бразилии, Индии (так называемые страны ВМС), в странах Центральной и Восточной Европы (странах ЦВЕ), и другие.

Файлы: 1 файл

Особенности конкуренции в мировой автомобильной промышленности.docx

— 32.66 Кб (Скачать)

Существует определенная последовательность развития автопроизводства в новой стране, которая включает в себя четыре стадии [12]: 1) импорт готовых автомобилей местными дистрибьюторами, причем объем импорта может ограничиваться высокими транспортными издержками и возможными мерами правительства; 2) поставка комплектующих с заводов автопроизводителя для сборки на местных предприятиях; организация такого производства позволяет снижать транспортные издержки и использовать минимальные модификации базовых моделей автомобилей для данного рынка; 3) увеличение доли местного труда в процессе сборки готовых автомобилей из поставляемых комплектующих; этот тип производства, поощряемый местным правительством, зависит от местной индустрии производства комплектующих и стимулирует ее развитие; 4) создание местных предприятий с участием автопроизводителя, которые производят большую часть комплектующих для сборки.

Таким образом, на начальное стадии производства в стране присутствуют только сборочные предприятия, а комплектующие в основном импортируются. По мере развития производства в стране появляются заводы по изготовлению комплектующих, возможно также развитие базы для проведения НИОКР; это позволяет улучшить качество материалов и технологий, а также создать новые специфические модели для данного рынка. На успешное прохождение принимающей страной, соответствующих стадий развития производства влияют многие факторы, в частности [12]: 1) специфические преимущества расположения страны и предприятия; 2) конкурентоспособный уровень издержек; 3) наличие квалифицированной рабочей силы; 4) политика правительства; так, введение ограничительных тарифов на импорт автомобилей снижает конкурентоспособность импортируемых автомобилей на местном рынке и вынуждает производителей осуществлять их сборку непосредственно в стране; 5) законодательные акты, требующие от автопроизводителя использования определенной доли, местного труда или комплектующих, изготовленных в данной стране, прежде чем автопроизводителю будет дано разрешение на проникновение на1 рынок данной страны (так, согласно правилам ЕС, пороговым использованием местного контента является 60%) [11], и др.

Зарубежная деятельность компаний – автопроизводителей характеризуется рядом показателей: объемом иностранных активов, объемом продаж за рубежом, количеством работников компании за рубежом, количеством иностранных филиалов; кроме того, вводятся два индекса – индекс транснациональности компании (TNI) и индекс интернационализации компании (П). Индекс транснациональности компании (TNI) рассчитывается как, среднее из трех отношений: доли иностранных активов в общей величине активов компании, доли зарубежных продаж во всем объеме продаж компании, и доли зарубежного персонала компании в общем количестве работников компании [13].

Выбор стратегии компании, ориентированной на интернационализацию производства (помимо экспорта), отражается на уровне зарубежных активов и продаж компании. Так, пятерка лидирующих автомобилестроительных компаний в 2001 г. имела существенную долю иностранных активов: Дженерал Моторс (GM) – 23%, Тойота (Т) – 47%, Форд (F) – 29%, Группа Фольксваген (VWG) – 51%, ДаймлерКрайслер (DK) – 14%. Соответственно, доля> продаж за рубежом равнялась: 26% (GM), 55% (Т), 33% (F), 72% (VWG), 32% (DK). (Таблица 1.3).

Таблица 1.3

Доля иностранных активов, продаж за рубежом, иностранного персонала для основных автопроизводителей (2010 г.)

Компания

Страна

Доля иностранных активов, %

Доля продаж за рубежом, %

Доля иностранного персонала, %

Renault SA

Франция

35

61

35

BMW AG

Германия

66

73

24

Volkswagen Group

Германия

51

72

49

Daimler Chrysler AG

Германия/США

14

32

21

Volvo AB

Швеция

65

93

66

Fiat Spa

Италия

55

48

52

Honda Motor Co Ltd

Япония

68

72

49

Mitsubishi Corporation

Япония

27

16

43

Nissan Motor Co Ltd

Япония

45

62

30

Toyota Motor Corporation

Япония

47

55

76

Ford Motor Company

США

29

33

53

General Motors

США

23

26

41


 

Автопроизводители не только имеют за рубежом весомую долю активов, но и реализуют весьма значимую, иногда доминирующую (например, компания Volvo, Honda, BMW) часть своей продукции за рубежом. Более того, большие объемы продаж за рубежом предполагают стратегическое перемещение активов в зарубежные страны. Такие ПИИ должны обеспечивать ТНК важнейшей информацией о выбранных рынках, как в отношении инноваций (например, возможности для проведения НИОКР, наличие квалифицированных кадров), так и потребностей рынка (например, тенденции рынка, запросы потребителей и др.). Это не предполагает обязательного существенного сокращения рабочей силы в стране базирования и увеличения штата зарубежных работников (пример BMW), однако большинство автопроизводителей, после выбора рынка для международных продаж, перемещают активы за границу и увеличивают зарубежный персонал компании (пример – компании Volvo, Toyota, Honda, Volkswagen; Fiat). Одновременное снижение доли зарубежных продаж и доли иностранного персонала в 2 раза у компании Toyota при увеличении доли иностранных активов, позволяет предположить, что сокращаемый иностранный персонал компании связан с продажами, а не с производством.

С другой стороны, существуют предприятия с довольно низким объемом продаж за рубежом (например, General Motors, Ford, Mitsubishi), и высоким уровнем концентрации рабочей силы за рубежом. Основной целью таких предприятий является, прежде всего, использование "рычага" эффективности при разработке своих стратегий путем получения сравнительных преимуществ, особенно в области стоимости труда за рубежом [11]. Развитие автомобильной промышленности в регионе стран ЦВЕ является примером реализации такой инвестиционной стратегии автопроизводителей.


Информация о работе Особенности конкуренции в мировой автомобильной промышленности