Основные положения
по безопасности движения поездов.
Все
работы по ремонту и содержанию пути,
сооружений и устройств путевого
хозяйства выполняются в соответствии
с утвержденными проектами, технологическими
процессами, техническими условиями ,
Правилами технической эксплуатации
Белорусских железных дорог, Инструкции
по сигнализации на Бел. Жд и Инструкцией
по обеспечению безопасности движения
поездов при производстве путевых работ.
При ремонте пути, сооружений
и устройств должна обеспечиваться
безопасность движения и, как правило,
не должен нарушаться график движения
поездов. Большие по объему работы по капитальному
, среднему и подъемочному ремонтам пути,
сплошной смене рельсов, ремонту тоннелей
и мостов и другие, выполняемые с применением
тяжелых машин, производятся в периоды
специальных “окон”, предусматриваемых
в графике движения поездов, как правило,
в светлое время суток. На участке с особо
интенсивным движением поездов ( например
в пригородной зоне) “окна” в графике
движения для ремонтных и строительных
работ могут предусматриваться и в темное
время суток. В этих случаях руководитель
работ обеспечивает достаточное освещение
места работы, чтобы гарантировать безопасность
работников и безопасность движения поездов.
Ответственность за безопасность движения
поездов при производстве путевых работ
на пути и искусственных сооружениях несет
руководитель работ. К колоннам ПМС и строительным
организациям, выполняющим путевые работы,
распоряжение начальника дистанции пути
на все время производства работ, связанных
с ограничением скорости движения поездов
или с закрытием перегона, прикомандировывается
работник дистанции пути по квалификации
не ниже дорожного мастера.
Работники дистанции пути проверяют
правильность ограждения места
работ, своевременно уведомляют
начальника дистанции пути о даче заявок
на выдачу предупреждений по требованиям
ПМС и строительных организаций и об их
отмене, а также систематически проверяют
качество выполнения работ.
Места производства работ с
нарушением целостности и устойчивости
пути и сооружений, а также препятствия
на пути и около него в габаритах приближения
строений ограждают переносными сигналами
с выдачей в необходимых случаях предупреждений
на поезда. От путевых бригад и работников,
руководящих передвижением транспортных
средств на пути, а также от локомотивных
и поездных бригад требуется в этих случаях
проявление особой бдительности.
Переносные сигналы и сигнальные
знаки применяются типовые; они
имеют установленную окраску
и приспособление для укрепления,
обеспечивающие хорошую их устойчивость.
Для установки и охраны переносных
сигналов на пути руководитель
работ выделяет сигналистов из
числа работников бригады, выдержавших
необходимое испытание. Сигналисты
должны иметь головные уборы
желтого цвета и этим отличаться
от других работников железнодорожного
транспорта.
Ограждение места работ на
перегонах.
В зависимости от сложности
и характера выполняемых работ
их ограждают сигналами остановки,
уменьшения скорости или сигнальными
знаками о подаче свистка. Перечень
работ, ограждаемых различными сигналами
и сигнальными знаками, устанавливается
Инструкцией по обеспечению безопасности
движения поездов при производстве путевых
работ.
Нельзя приступать к работам
до ограждения мест их производства
сигналами, а также снимать
эти сигналы до проверки соблюдения
габарита и полного приведения пути в
состояние, обеспечивающее безопасность
движения поездов со скоростью, установленной
по месту работы.
Места производства работ, требующие
остановки поездов, ограждают
переносными красными сигналами
с обоих сторон как на однопутных,
так и на двухпутных и многопутных участках
дорог независимо от того, ожидается поезд
или нет. Схема ограждения зависит от протяженности
фронта работ.
При фронте работ 200 м и
менее на расстоянии 50 м от
границы ограждаемого участка
устанавливают переносные красные
сигналы. От этих сигналов на
расстоянии 1200 м укладывают три
петарды ( две на правой нитке
по ходу поезда и одна на
левой) и на расстоянии 200 м от первой,
ближайшей к месту работ петарды в направлении
от места работ ставят переносные сигналы
уменьшения скорости. Сигналы уменьшения
скорости и петарды охраняют сигналисты,
которые стоят в 20 м от первой петарды
в сторону места работ с ручными сигналами
(днем с развернутым красным флагом, ночью
с ручным фонарем, красный огонь которого
обращен в сторону ожидаемого поезда).
Красные сигналы находятся под наблюдением
руководителя работ.
Если фронт работ более
200 м , то переносные красные
сигналы, стоящие на расстоянии
50 м от границ ограждаемого
участка, охраняют сигналисты
с ручными красными сигналами.
На перегонах, где расстояние
от переносных красных сигналов
до первой, ближайшей к месту работы, петарды
установлено более 1200 м , при необходимости,
кроме сигналистов охраняющих петарды
выставляют сигналистов-повторителей.
При производстве работ на
одном из путей двухпутного
участка смежный путь ограждают
с обоих сторон сигнальными
знаками
“С” на расстоянии 500-1500 м от границ участка
работ. На перегонах, где обращаются поезда
со скоростью более 120 км/час, эти сигнальные
знаки устанавливают на расстоянии 800-1500
м от границ участка работ.
Если место работы находится
вблизи станции и оградить его обычным порядком не представляется
возможным, то со стороны перегона его
ограждают так, как установлено для перегона
, а со стороны станции красным сигналом,
помещаемом на оси пути против выходного
сигнала или против сигнального знака
“граница станции” в зависимости от того,
на каком пути производится работа, с укладкой
трех петард, охраняемых сигналистом.
Когда от места работы до входного сигнала
менее 60 м , петарды со стороны станции
не укладываются. В журнале осмотра путей,
стрелочных переводов, устройств СЦБ ,
связи и контактной сети делается запись
о приеме поездов с остановкой на станции
и об условиях дальнейшего их следования.
При производстве работ, требующих
остановки поездов, на крайних
и средних путях трехпутных
и многопутных перегонов сигналисты должны находиться
на междупутье, если его ширина не менее
6 м . Если ширина междупутья менее 6 м ,
то сигналисты следят за проходом поездов,
находясь на обочине. В случае прохода
поездов по крайнему пути, у которого стоит
сигналист, и отсутствия на этом пути препятствия
сигналист встречает поезд со свернутым
желтым флагом.
Если работы производятся
на фронте более 200 м, а также
на кривых участках малого
радиуса, в выемках и других
местах с плохой видимостью
сигналов и на участках с
интенсивным
движением поездов, то руководитель работ
поддерживает связь с сигналистами , находящимися
у сигналов, ограждающих место работ, по
телефону или по радио. Порядок обеспечения
связью мест производства работ устанавливает
начальник дороги. В случае отсутствия
или неисправности телефонной или радиосвязи
в местах с плохой видимостью для связи
руководителя работ с сигналистом, охраняющим
петарды, назначаются сигналисты-повторители.
При подходе поезда к переносному
желтому сигналу машинист подает
один длинный свисток локомотива и уменьшает скорость,
а при подходе к сигналисту с ручным красным
сигналом принимает меры к немедленной
остановке поезда. В момент проезда места,
где стоит сигналист с красным ручным
сигналом, машинист подает сигнал остановки.
Места производства работ, требующие следования
поездов с уменьшенной скоростью, на перегонах
ограждаются с обеих сторон на расстоянии
50 м от границ участка работы переносными
сигнальными знаками “Начало опасного
места” и “Конец опасного места”. От
этих сигнальных знаков на расстоянии
1000 м устанавливают переносные сигналы
уменьшения скорости. Точно таким же порядком
ограждают места препятствий для движения
поездов, требующие прохождения по ним
поездов с уменьшенной скоростью.
При работе на одном из
путей двухпутного участка смежный путь ограждают
сигнальными знаками о подаче свистка
на расстояниях от 500 до 1500 м в зависимости
от местных условий.
Если место работы требующее
следования поездов с уменьшенной
скоростью, находится вблизи станции и
оградить его обычным для перегона порядком
не представляется возможным, то со стороны
перегона это место ограждают так, как
это установлено для перегона, а со стороны
станции переносные сигналы уменьшения
скорости помещают против остряков выходной
стрелки и против входного сигнала, а на
станциях, имеющих маршрутные сигналы
на главных путях,- против маршрутного
сигнала. Сигнальный знак “Начало опасного
места “ со стороны станции устанавливают
против сигнального знака “Граница станции”,
если расстояние от места работ до знака
“Граница станции” менее 50 м.
Порядок выдачи и отмены
предупреждений.
Во всех случаях, когда
при следовании поездов необходима
особая бдительность локомотивных
бригад и когда требуется предупредить
их о работах на пути и
о порядке следования по месту их производства,
на поезда выдается письменное предупреждение.
Все предупреждения подразделяются
на три категории:
- действующие с момента выдачи
до отмены;
- действующие в течение определенного
срока, указываемого в заявке
на выдачу предупреждения;
- устанавливаемые для отдельных
поездов при необходимости соблюдения
усло- вий их пропуска.
Руководители работ от ремонтных
и строительно-монтажных организаций,
выполняющих работы с нарушением
целостности пути и сооружений
или с нарушением габарита, получают разрешение
на эти работы от начальника дистанции
пути; последний сам или через уполномоченного
им мастера дает заявку на выдачу и отмену
предупреждений, связанных с производством
этих работ.
Обеспечение безопасности движения
поездов при производстве работ.
Руководитель работ следит
за тем, чтобы работы не начинались
до их ограждения, а сигналы
не снимались до полного окончания
работ, проверки состояния пути
и соблюдения требования габарита.
Полным окончанием работ
при ремонте пути и сооружений
считается
выполнение их в таком объеме, который
обеспечивает безопасный пропуск поездов
по месту работ с установленными на период
их производства скоростями. Нельзя оставлять
ремонтируемый путь в состоянии, требующим
ограждения сигналами уменьшения скорости,
на время обеденного перерыва и после
окончания рабочего дня, если это не предусматривается
технологическим процессом производства
работ.
Основные путевые работы
выполняют с максимальным применением
уплотнительных и шпалоподбивочных
машин, ускоряющих стабилизацию пути.
Работы по ремонту пути
организуют так, чтобы после
“Окна”, предоставляемого для их
выполнения, и открытия движения
состояние пути обеспечивало
возможность пропуска поездов
со следующими скоростями:
- при выполнение комплекса работ
на пути с рельсами Р-65 и тяжелее с примене- нием
выправочно-подбивочных машин и с дополнительной
выгрузкой балласта в “Окно” после работы
этих машин скорость проследования одного-двух
поездов после “Окна” устанавливается
25 км/час, а последующих поездов - не менее
60 км/час. Если работы выполняются с применением
выправочно-подбивочных машин, но без
дополнительной выгрузки балласта, то
скорость проследования одного-двух поездов
после “Окна” устанавливается 15 км/час,
а последующих - 50 км/час. При работах на
пути с рельсами Р-50 с применением выпровочно-
подбивочных машин скорость проследования
одного- двух поездов после “Окна” устанавливается
25 км/час, а последующих поездов - 50 км/час.
После этого предупреждение отменяется
и восстанавливается нормальная скорость,
но не более 100 км/час при капитальном и
среднем ремонтах пути к концу рабочего
дня;
- при отсутствии выправочно-подбивочных
машин первые один-два поезда
по от ремонтированному пути
пропускаются со скоростью 15 км/час
и последующие в течение трех
часов - не менее 25 км/час, после чего скорость
устанавливается не менее 50 км/час при
рельсах Р-65 и тяжелее и 40 км/час при рельсах
Р-50 и легче.
Нормальная скорость движения
поездов, но не более 100 км/час
восстанавли вается не позднее
чем к концу второго рабочего дня. Скорость
более 100 км/час устанавливается после
окончания стабилизации пути (пропуска
не менее 350 тыс./т брутто ) и личной проверки
его состояния начальником дистанции
пути.
Производство работ на участках
пути, оборудованных автоблокировкой
и электрической
централизацией стрелок, согласовывают
с начальником дистанции сигнализации
и связи.
Для пропуска поезда по
месту работ путь должен отвечать
следующим требованиям:
а) - если поезд пропускается
со скоростями 80 км/час и выше,
должны быть поставлены по норме промежуточные и стыковые
скрепления, все шпалы и брусья должны
быть поставлены на свое место и подбиты,
балластная призма по ширине должна быть
доведена до установленных размеров. Отводы
при подъеме пути устанавливают:
- на участках со скоростями движения поездов до 100 км/час
- не круче 0,003;
- от 101 до 120 км/час - 0,002;
- от 121 до 160 км/час - 0,001
Путь не должен иметь перекосов
по уровню и углов в плане;
б) - если поезд пропускается
по месту работ со скоростью менее
80 км/час, рельсы должны быть прикреплены на каждом
конце шпалы (бруса) не менее чем двумя
костылями.
2.3. ТБ при работе с машиной ВПО-3000