Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 01:05, контрольная работа
Одним из путей повышения эксплуатационной надежности ма¬шин является использование технического диагностирования.
Техническая диагностика - это область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объектов диагностирования.
Техническое диагностирование - процесс определения техниче¬ского состояния объектов.
Задачами технического диагностирования являются контроль и прогнозирование технического состояния объекта, а также по¬иск места и причины его отказа.
Использование технического диагностирования позволяет:
повысить техническую готовность и надежность машин в эксп¬луатации;
снизить объем сборочно-разборочных работ, а следовательно, трудоемкость и стоимость технического обслуживания;
Снижение расхода ТСМ, связанное с совершенствованием эксплуатации, включает в себя своевременные и качественные ТО и ремонт машин; соответствие машин условиям работ и перевозок; рациональные режимы работы, снижение длительности холостого хода и др.
Значительный перерасход топлива часто связан с неудовлетворительным техническим состоянием машин и их использованием не по назначению. На расход топлива оказывают влияние неисправности в системах питания и зажигания (в карбюраторных двигателях - неправильный угол опережения зажигания, плохое состояние контактов прерывателя, свечей, наличие нагара и другие; в дизельных - неравномерность подачи топлива, неправильный угол подачи топлива, плохое состояние форсунок). Например, перерасход топлива при одной неработающей свече зажигания восьмицилиндрового двигателя составляет 15... 18%; при одной неисправной форсунке дизеля - 20... 30%; при установке угла опережения зажигания на 50' по углу поворота коленчатого вала позднее наивыгоднейшего - 6... 8 %; при снижении компрессии на 20... 25 % (из-за износа цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма) - 10... 12%. Неточность регулировки клапанов повышает расход топлива на 5 ... 8% и масла на 15... 20%.
На расход топлива
оказывают влияние также
3. Технология замены масла в системе смазывания двигателя с промывкой ее.
Обслуживание системы смазки. При обслуживании проверяют качество и уровень масла в картере (при необходимости пополняют его до установленной нормы), очищают фильтры, меняют фильтрующие элементы и отработавшее масло, проверяют проворачивание рукоятки масляного фильтра грубой очистки.
Кроме того, необходимо периодически смазывать механизмы, имеющие самостоятельные смазывающие устройства: подшипники вала вентилятора и водяного насоса (пластичными консистентными смазками 1-13 или ЯНЗ-2), генератора и приборов системы зажигания. Меняется также масло в масляной ванне воздушного фильтра.
Уровень масла в картере двигателя проверяют, когда автомобиль находится на ровной площадке, через 3—5 мин после остановки двигателя. Качество масла в двигателе оценивают по допустимому содержанию механических примесей и топливных фракций. Приближенно загрязненность масла может быть определена визуально по цвету и прозрачности масла на маслоизмерительном щупе. Масло, имеющее очень темный или черный цвет, сквозь которое плохо заметны риски на щупе, следует заменить.
Периодичность
смены масла в двигателе
После спуска отработавшего масла систему промывают маловязким веретенным маслом, дизельным топливом, смесью масла с дизельным топливом или промывочной жидкостью, состоящей из 90% уайт-спирита и 10% ацетона. В картер двигателя заливают 2,5—3,5 л (в зависимости от емкости системы смазки)1 промывочной жидкости, двигатель пускают и дают ему проработать 4—5 мин на минимальной частоте вращения холостого хода (600—800 об/мин), затем промывочную жидкость сливают и заливают свежее масло. Значительно лучшие результаты дает промывка системы смазки двигателя при помощи специальной установки и промывочного масла (индустриальное-20).
В настоящее время заводом Росавтоспецоборудования выпускается установка модели 1147 для промывки маслосистем двигателей маловязким маслом, с помощью которой промывочное масло через штуцер, ввернутый в сливное отверстие картера, периодически подается насосом в поддон картера двигателя и отсасывается из него с последующей очисткой. Промывка производится при работе двигателя на холостом
1 В поддон картера двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и КамАЗ заливают смесь из 6 л дизельного масла и 10 л дизельного топлива.
. В конструкции аппарата предусмотрен фильтр тонкой очистки." Промывочное масло после многократной фильтрации годно для использования.
Систему смазки промывают через 6—10 тыс. км (при очередном ТО-2) и обязательно при смене сезонов. Отстой из корпуса масляного фильтра тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом необходимо сливать при очередном ТО 1. Фильтрующий элемент заменяют на карбюраторных двигателях при смене масла в двигателе. Перед сменой необходимо спустить из корпуса фильтра отстой. Вынув фильтрующий элемент, промывают внутренность корпуса керосином и протирают его ветошью насухо.
Качество фильтрации в фильтрах центробежной очистки зависит от частоты вращения ротора, которую необходимо контролировать. Контроль заключается в проверке продолжительности свободного вращения (выбега) ротора после остановки двигателя. Ротор нормально работающего фильтра должен перестать вращаться через 2,5—3 мин после остановки двигателя. При неудовлетворительной работе фильтра его разбирают, очищают и промывают.
Рис. 55. Схема маслораздаточной колонки с электроподогревом модели 3155:
1 — обратный клапан; 2, 15 — перепускные клапаны; 3 — змеевик с термонагревательныч элементом; 4 — бак для нагрева масла; .5 — тепловые реле; 6 — мешалка; 7 — электродвигатель привода мешалки; 8 — манометр; 9 — термометр; 10 — счетчик масла; 11 — масляный фильтр тонкой очистки; 12 — барабан со шлангом; 13 — гидравлический аккумулятор; 14— раздаточный пистолет; /5 — трубопровод; 17 — электродвигатель привода насоса; 18 — масляный резервуар; 19 — насос шестеренчатый; 20 — масляный фильтр грубой очистки
У фильтра грубой очистки масла, кроме систематического удаления отстоя при очередной смене масла в двигателе, ежедневно очищают фильтрующие диски от смолистых отложений поворотом рукоятки фильтра на два-четыре оборота при горячем двигателе. Одновременно с удалением отстоя вынимают из корпуса блок фильтрующих дисков и, не разбирая, промывают его волосяной щеткой в ванне с керосином, после чего обдувают сжатым воздухом.
Периодически (через 5—6 тыс км) проверяют систему вентиляции картера, крепление деталей и отсутствие отложений в трубках и на клапанах; отложения счищают через 10—12 тыс. км пробега. При засорении системы вентиляции в картере двигателя создается избыточное давление, отчего происходит течь масла из картера через сальниковые уплотнения.
При смене масла промывают в керосине корпус воздушного фильтра гентиляции картера и воздушный фильтр системы питания двигателя. Фильтр смачивают перед постановкой в корпус маслом для двигателя, а в ванну фильтра заливают масло до метки.
Оборудование для смазки двигателя. Раздача масла в картер двигателя с замером отпускаемого количества производится при помощи маслораздаточных колонок. По способу установки колонки подразделяются на стационарные и передвижные, по способу подачи масла—на пневматические и механические, по типу привода — на ручные и электромеханические и по способу замера отпускаемого масла — на объемные и скоростные. Наибольшее распространение получили стационарные скоростные колонки с электромеханическим приводом (рис. 55).
Масло из резервуара 18 подается насосом 19 через нагревательный бак 4, фильтр 11 и счетчик масла 10 в раздаточный шланг. Гидравлический аккумулятор 13 обеспечивает выравнивание давления в гидросистеме колонки. Кроме того, в корпусе колонки размещается воздухонагревательное устройство, состоящее из электрического калорифера с вентилятором.
Производительность колонки при работе на автотракторных маслах с вязкостью 10 ± 0,5 мм2/с при 100° С, температуре масла на выдаче 20—30° С и в резервуаре до 50 С составляет 10—12 л/мин.
Аналогичного типа маслоразда-точные колонки с меньшей производительностью (8—10 л/мин) выпускаются промышленностью без подогрева масла (модели 367МЗ и 367М).
Кроме маслораздаточных колонок, для раздачи жидкого моторного масла применяют маслораздаточ-ные устройства (рис. 56), состоящие
из бака 1 с маслом объемом 200—250 л, нагнетательного насоса 2 с пневматическим двигателем 3, барабаном 6 с намотанным на нем шлангом, раздаточного пистолета 5 и счетчика 4.
При подаче воздуха от компрессора в пневматический двигатель под давлением 0,8 МПа масло непрерывно подается в магистраль до тех пор, пока при закрытии клапана раздаточного пистолета в напорной магистрали не возникнет противодавления порядка 2,4 МПа. Производительность насоса 12 л/мин при температуре масла 180 С.
Для сбора отработавшего масла служат переносные и передвижные баки с воронками и стационарные сборники-резервуары, установленные под полом помещения с маслоприемными воронками.
Воронку монтируют в нише стенки осмотровон канавы либо на полу вблизи подъемника для технического обслуживания автомобилей. Трубопровод воронки делают шарнирным, состоящим из нескольких колен, позволяющих установить воронку в нужном положении.
4. Диагностирование, ТО и ТР стартеров
Стартеры. Неисправностями отказами электрической части стартера являются: обрывы или короткие замыкания в области стартера, повреждения или плохой контакт в местах соединений внешней цепи на линии стартер — аккумуляторная батарея, загрязнение, обго-рание или выработка коллектора, загрязнение или износ щеток коллектора, обгорание контактов, обрыв и короткие замыкания в обмотках реле (включения и тягового), плохой контакт выключателя тягового реле стартера и щеток с коллектором. Указанные неисправности приводят к уменьшению частоты вращения якоря стартера и соответственно вала двигателя. Возможно, что якорь стартера вообще не будет вращаться.
К неисправностям и отказам привода (механической части) стартера относятся: изгиб вала якоря, износ торцов зубьев шестерен, износ муфты свободного хода, поломка рычага привода, поломка или ослабление возвратной пружины рычагов привода, заклинивание или поломка зубьев шестерен привода, износ подшипников и др.
По указанным причинам коленчатый вал двигателя не проворачивается или проворачивается с шумом и стуками.
При ТО стартера
проверяют состояние и
Работоспособность стартера может быть проверена непосредственно на автомобиле контрольным включением (при прогретом двигателе и полностью заряженной аккумуляторной батарее). Если стартер работает, а коленчатый вал не вращается, это указывает на отсутствие зацепления шестерен стартера с венцом маховика, неисправность тягового реле и включателя стартера (ток в обмотку возбуждения стартера поступает до момента включения шестерен привода).
Если вал
стартера не вращается, следует определить,
являются ли причиной этого неисправности
самого стартера или имеются обрывы, ослабления
либо окисление контактов в его внешней
цепи. В последнем случае яркость света
фар, включенных одновременно со стартером,
а также показания переносного вольтметра,
подключенного к аккумуляторной батарее
и массе автомобиля, не изменяются. Если
при включении стартера свет фар резко
уменьшается, а вольтметр, присоединенный
к клемме стартера, показывает напряжение,
равное напряжению аккумуляторной батареи,
и при этом вал стартера не вращается,
это указывает на неисправность стартера,
Медленное вращение вала стар
тера может
служить признаком разряженност
Рис. 89. Схема подключения стартера при испытании на холостом ходу: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вольтметр; ,3 — амперметр; 4 — шунт; 5 — выключатель; 6 — стартер
При включении стартера возможно возникновение шумов и стуков. Причинами их могут быть износ зубьев шестерен маховика и стартера, ослабление буферной пружины привода стартера, перекос корпуса стартера, неправильная регулировка хода шестерен привода и момента замыкания контактов включателя.
Неисправный стартер снимают, проверяют на контрольно-испытательном стенде (Э-211 и др.), после чего он подлежит регулировке или ремонту. Стартер испытывают при работе на холостом ходу и на величину крутящего момента в режиме полного торможения.
При ТР стартеров
устраняют неисправности и
Контактные болты включателя стартера при незначительном подгорании зачищают напильником, несовпадение плоскостей контактов должно быть не более 0,2 мм. Обгоревший и со следами выработки коллектор протачивается на токарном станке с последующим фрезерованием изоляции между пластинами. Проверку изоляции обмотки якоря производят аналогично проверке якоря генератора на приборе Э-202. Изоляцию катушек обмотки возбуждения испытывают на пробой под напряжением 220 В на стенде 532-М. Неисправные катушки и дефектные якоря заменяют.
После ремонта перед установкой на двигатель стартер необходимо проверить на контрольно-испытательным стенде модели 532М или Э-211. Проверка производится испытанием стартера при работе на холостом ходу и под нагрузкой. Для этого стартер устанавливают на стенде в зажимном приспособлении и подключают его к аккумуляторной батарее (рис. 89) при включении не более чем на 1 мин.