Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 08:32, курсовая работа
Тема «Классификация и маркировка автомобилей», освещённая в настоящих методических указаниях, входит в дисциплину «Основы конструкции автомобиля». В рамках рассмотренной проблемы затронуты вопросы классификации не только автомобилей и прицепов к ним, но и других колёсных транспортных средств. Рассмотрены наиболее важные вопросы маркировки автомобилей и их компонентов.
Настоящие методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы при подготовке слушателей по специализации «Стандартизация, сертификация и испытания на автомобильном транспорте» и в рамках курсов повышения квалификации работников автомобильного транспорта.
- На транспортные средства изготовителем может дополнительно наноситься видимая и (или) невидимая (видимая в ультрафиолетовых лучах) маркировка, содержащая код VIN либо его описательную (VDS) и указательную (VIS) части.
- Надписи
на иностранном языке, нанесенные изготовителем
на наружную или внутреннюю поверхность
транспортного средства с целью предупреждения
или информирования потребителей о конструктивных
особенностях данного транспортного средства,
должны быть продублированы на русском
языке. Разрешается не дублировать на
русском языке общеизвестные надписи,
состоящие из одного или двух слов, нанесенные
на органы управления. Перевод и разъяснение
таких надписей должны быть приведены
в инструкции по эксплуатации транспортного
средства. Пример такого перевода приведён
на рис. 5.
Рис. 5.
Надписи на иностранном языке, их перевод
и разъяснение
Пример таблички изготовителя приведён на рис. 6. Первая строка сверху содержит наименование изготовителя — ВАЗ. Вторая строка сверху содержит номер одобрения типа транспортного средства. Третья строка сверху — семнадцатизначный идентификационный номер VIN – XTA21723090060386. Четвёртая строка сверху — модель двигателя - 21126. Цифры в левой колонке сверху вниз обозначают:
- полную допустимую массу автомобиля – 1480 кг;
- разрешенную максимальную массу автопоезда – 2280 кг.
Цифры в правой колонке сверху вниз обозначают:
- максимально допустимую нагрузку на переднюю ось – 780 кг;
- максимально допустимую нагрузку на заднюю ось - 780 кг.
Номер
для запасных частей соответствует
порядковому номеру выхода автомобиля
с конвейера. В нижней строке указаны
вариант исполнения и комплектация.
Рис. 6.
Табличка изготовителя
За
подделку или уничтожение идентификационного
номера транспортного средства (равно
как и за подделку или уничтожение номера
кузова, шасси, двигателя) с целью эксплуатации
или сбыта транспортного средства, а также
за сбыт транспортного средства с заведомо
поддельным идентификационным номером
(номером кузова, шасси, двигателя) в соответствии
со статьёй 326 Уголовного кодекса Российской
Федерации установлена уголовная ответственность.
Отдельные компоненты транспортных средств проходят процедуру официального утверждения типа компонента. В некоторых случаях тип компонента утверждается в составе транспортного средства, в некоторых случаях тип компонента может быть утверждён самостоятельно, отдельно от транспортного средства. Например, тормозные системы утверждаются в составе транспортного средства, а такие компоненты, как сцепные устройства, безопасные стёкла, ленты ремней безопасности и т.п. могут утверждаться отдельно.
Если образец типа компонента автомобиля (в общем случае следует говорить дорожного транспортного средства, но для простоты изложения мы будем здесь и далее употреблять слово «автомобиля»; следует понимать, что под этим подразумеваются также прицепы, полуприцепы и всё многообразие мототехники) удовлетворяет требованиям соответствующего нормативного документа, то его тип считается официально утверждённым и этот компонент подлежит маркировке знаком официального утверждения. Как правило, компоненты автомобилей утверждаются на соответствие Правилам ЕЭК ООН или директивам ЕС (Европейского союза).
Каждому
официально утверждённому типу компонента
присваивается номер
Страны, применяющие Правила ЕЭК ООН, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения, отказе в официальном утверждении, отмене официального утверждения или об окончательном прекращении производства официально утвержденного типа автомобильного компонента (или автомобиля в целом) посредством направления специальной карточки-сообщения.
На компонентах автомобиля, представляемых на официальное утверждение, должна проставляться фабричная или торговая марка завода-изготовителя, поставщика или подателя заявки. Если существуют какие-либо ограничения на использование компонента, то на данное устройство или его элемент должна быть нанесена отметка о таком ограничении. Любая маркировка, нанесённая на компоненты автомобиля, должна быть нестираемой и разборчивой. Технологию нанесения маркировки действующие нормативные документы не регламентируют.
В случае утверждения типа компонента автомобиля по Правилам ЕЭК ООН, знак официального утверждения должен быть международным знаком, состоящим из круга, в котором проставлена буква «Е», за которой следует отличительный номер страны, выдавшей официальное утверждение, номера правил ЕЭК ООН, по которым утверждён данный компонент, за которым может быть нанесена латинская буква «R» и номера официального утверждения, начинающегося с номера серии поправок. Пример знака официального утверждения и основные требования к его размерам приведены на рис. 7.
Рис. 7.
Пример знака официального утверждения
на соответствие правилам ЕЭК ООН и основные
требования к его размерам
В качестве отличительного номера страны, выдавшей официальное утверждение на соответствие правилам ЕЭК ООН, нанесённого в круге за буквой «E», используют следующие цифры:
1 - Германия,
2 - Франция,
З - Италия,
4 - Нидерланды,
5 - Швеция,
6 - Бельгия,
7 - Венгрия,
8 - Чешская Республика,
9 - Испания,
10 - Югославия,
11 - Соединенное Королевство,
12 - Австрия,
13 - Люксембург,
14 - Швейцария,
15 - не присвоен,
16 - Норвегия,
17 - Финляндия,
18 - Дания,
19 - Румыния,
20 - Польша,
21 - Португалия,
22 - Российская Федерация,
23 - Греция,
24 - Ирландия,
25 - Хорватия,
26 - Словения,
27 - Словакия,
28 - Беларусь,
29 - Эстония,
30 - не присвоен,
31 - Босния и Герцеговина,
32 - Латвия,
33 - не присвоен,
34 - Болгария,
35-36 - не присвоены,
37 - Турция,
38-39 - не присвоены,
40 - бывшая югославская Республика Македония,
41 - не присвоен,
42 - Европейское сообщество (официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего условного обозначения ЕЭК),
43 - Япония,
44 - не присвоен,
45 - Австралия,
46 - Украина,
47 - Южно-Африканская Республика.
Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера должны сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединённых Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
Пример знака официального утверждения на соответствие требованиям правил ЕЭК ООН, приведённый на рис. 8. расшифровывается следующим образом. Тип компонента автомобиля, на котором нанесена приведённая маркировка, официально утверждён в Нидерландах (Е4). Этот компонент соответствует Правилам ЕЭК ООН №55 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических сцепных устройств составов транспортных средств». Соответственно, утверждённый компонент — сцепное устройство. Сцепное устройство соответствует Правилам ЕЭК ООН №55, с поправками серии 01 (дата вступления в силу 16 сентября 2001 года). Номер официального утверждения типа сцепного устройства — 2439.
Номер
официального утверждения и дополнительные
условные обозначения должны помещаться
вблизи круга и располагаться над, либо
под буквой «E», либо слева или справа от
нее. (см. рис. 7, 8.) Цифры номера официального
утверждения должны быть расположены
с одной и той же стороны по отношению
к букве «E» и должны быть направлены в
одну и ту же сторону. Использования римских
цифр в качестве номеров официального
утверждения следует избегать с тем, чтобы
исключить любую возможность путаницы
с другими условными обозначениями.
Рис. 8.
Пример варианта нанесения знака официального
утверждения на соответствие правилам
ЕЭК ООН
Маркировка автокомпонентов, тип которых утверждён на соответствие директивам ЕС, выполняется аналогичным образом. При этом в круге наносится не заглавная буква «E», а малая буква «e», за которой следует код страны, выдавшей официальное утверждение. Вместо номера правил ЕЭК ООН обычно указывается номер директивы ЕС, на соответствие которой утверждён тип компонента. Например, обозначение е11*92/22*5114*02 указывает, что данный компонент утверждён в Соединенном Королевстве (e11) на соответствие директиве №92/22 (безопасные стёкла). Номер официального утверждения 05412. Данное официальное утверждение имеет расширение серии 02.
В
Российской Федерации до настоящего
времени Правила ЕЭК ООН
1. Автомобиль. Основы конструкции: учебник для вузов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» / Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут, И.С. Шлиппе, А.Н. Островцев. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1986. - 304 с.
2. Тур, Е.Я. Устройство автомобиля: учебник для учащихся автотранспортных техникумов / Е.Я. Тур, К.Б. Серебряков, Л.А. Жолобов -М.: Машиностроение, 1990. - 352 с.
3. Калисский, В.С. Автомобиль категории C: учебник водителя / В.С. Калисский, А.И. Манзон, Г.Е. Нагула. -М.: Транспорт, 1981. - 304 с.
4. Чередников, А.А. Автобусы: Особенности устройства и эксплуатации: учеб. пособие для ПТУ / А.А. Чередников, Ю.М. Рудников -М.: Транспорт, 1991. - 191 с.
5. Полезные страницы // За рулём. - 2004. - вып. 14. - С. 233-237.
6. ОСТ 37.001.269-96.
Транспортные средства. Маркировка.
- Введён 1996-08-01. -М.: Госстандарт России : Изд-во
стандартов, 1996. - 12 с.
7. ГОСТ Р 41.94-99.
Единообразные предписания, касающиеся
официального утверждения транспортных
средств в отношении защиты водителя и
пассажиров в случае лобового столкновения.
- Введён 2000-07-01. -М.: Госстандарт России : Изд-во
стандартов, 1999. - 60 с.